Президент
РФ в системе управления государством
Институт Президента в России
был введен в 1991 году. Ещё до
распада СССР, Президент России
действовал параллельно с Президентом
СССР. В системе органов государственной
власти России институт Президента
РФ занимает ведущее место.
В некоторых ведущих зарубежных
странах с президентской формой
правления роль президента носит
формальный характер и не обладает
существенными полномочиями. Место
президента в системе разделения
властей в зарубежных странах
также оценивается по-разному.
В США, как и в других президентских
республиках, президент является
главой исполнительной власти, в
парламентарных республиках президент
характеризуется как глава государства,
а исполнительная власть принадлежит
правительству страны. В России
была выбрана прямо противоположная
модель, согласно которой у нас
сильная президентская власть. Вместе
с тем, в нашей стране существуют
различные взгляды о месте
президента в системе государственной
власти. В одном случае, утверждается
только, что он не входит ни
в какую ветвь власти, не определяя
его место. Другое мнение выражается
в отнесении его к исполнительной
власти, а третьи характеризуют
президента только как главу
государства, опираясь на положения
ч.1 ст.80 Конституции РФ. Существует тенденция
в научных кругах, в соответствии с которой
предлагается выделить институт Президента
в особую ветвь государственной власти
и рассматривать ее координационно-арбитражной
по своему характеру.
В предыдущей Конституции
РФ Президент являлся высшим
должностным лицом и главой
исполнительной власти в государстве.
В связи с изменениями обстановки на мировой
арене, и политическими изменениями внутри
России, вызванными в первую очередь распадом
СССР, требовалось повышение персонифицированного
представительства государства. Конституционное
определение Президента как главы государства
соответствует более высокому статусу
государства во взаимоотношениях с другими
странами. Кроме того, статус главы государства
напрямую связан с основами жизнедеятельности
государства и общества.
В Конституции РФ 1993 года
главам, посвященным трем ветвям власти
предшествует глава 4 относящаяся к институту
Президента России, тем самым подчеркивается
особое место института Президента в осуществлении
государственной власти. По совокупности
и значимости функций и полномочий, закрепленных
за Президентом Конституцией, он, бесспорно,
занимает ведущее место в системе органов
государственной власти.
К функциям Президента как
главы государства относятся:
◊ представление государства
внутри и вне страны – постоянный и официальный
представитель;
◊ является гарантом Конституции,
контролирует ее исполнение;
◊ определяет основные направления
внешней и внутренней политики страны;
◊ является гарантом прав и свобод
человека и гражданина в России;
◊ обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти;
◊ принимает меры по охране суверенитета
государства.
Из анализа конституционных
положений следует, что институт
Президента занимает обособленное
положение и не относится ни
к одной из трех ветвей власти.
Можно сказать, что он стоит
выше их, осуществляет не только
координацию их деятельности, но
и контролирует. Не смотря на сильную
президентскую власть, Россию относят
не к президентским, а полупрезидентским
республикам. При этом конституционная
модель президентской республики в России
и принципы взаимодействия властей выглядят
таким образом, что путем сдержек и противовесов
предотвращается превращение института
Президента в режим личной власти, неподконтрольный
народу или способный игнорировать иные
ветви власти в государстве.
Одним из решающих факторов,
определяющих особый правовой
статус Президента, является его
избрание непосредственно народом
путем тайных прямых выборов,
что дает основание говорить
о нем как о непосредственном
представителе всего народа России.
Если депутаты избираются от
отдельных групп населения (по
округам), Правительство и судьи
назначаются, то Президент получает
свою власть непосредственно
«из рук» всего многонационального
населения страны. Власть Президента
носит непосредственный характер,
а не производный как у других
органов и должностных лиц
государственной власти.
При рассмотрении правового положения
Президента надо учитывать, что его полномочия
изложены не только в 4 главе, но и в других
статьях Конституции РФ.
Правовой статус Президента
России имеет некоторые особенности:
≈ не является главой исполнительной
власти (как в США), выступая скорее гарантом
разделения властей и координатора их
отношений;
≈ имеет большое влияние на назначение
премьер-министра и меньше зависим от
соотношения политических сил в парламенте
(чем президент Франции);
≈ не связан обязательствами ни
с одной из партий и опирается на собственный
аппарат (администрация Президента и Совет
безопасности и др.), формируемый на профессиональной,
а не на партийной основе и назначаемый
самим Президентом.
Не являясь главой какой-либо
ветви власти, Президент, тем не
менее, благодаря своим исключительным
полномочиям и характеру взаимоотношений
с другими должностными лицами
и органами государственной власти
оказывает непосредственное влияние
на их деятельность.
В силу своего особого
положения и характера функций,
Президент сочетает отдельные
черты всех трех ветвей власти:
♦ издает указы, которые
могут быть направлены как
на восполнение пробелов в
законодательстве, так и для выполнения
им конституционных задач, выступает
с законодательной инициативой,
подписывает принятые Государственной
Думой законы и может вносить
предложения об изменении и
дополнении действующих законов,
назначает референдум;
♦ имеет полномочия исполнительной
власти по руководству министерствами
и ведомствами, подчиненными только
ему, а также осуществляет отдельные
функции, присущие исполнительной
власти (например, может отменять
постановления Правительства и
принять решение о его отставке,
решает вопрос о приеме в
гражданство, вопросы обороны
и безопасности, иностранные дела,
имеет свою администрацию и
т.п.);
♦ решает вопросы помилования
в последней инстанции и тем
самым может изменить приговор
суда, что является только прерогативой
вышестоящего звена судебной
власти. Представляет Совету Федерации
для назначения кандидатуры судей.
Исходя из особенной деятельности
Президента, можно выделить две
стороны его статуса: как руководящий
орган государства (подписывает
законы, издает указы, назначает
судей и др.) и как высшее
должностное лицо (председательствует
на заседаниях Правительства,
Совета Безопасности, является Верховным
главнокомандующим и др.).
Вместе с этим Президент
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти не только различных
ветвей, но и разных уровней.
Как глава государства, не принадлежащий
ни к одной из ветви власти,
Президент выступает арбитром
при разрешении конфликтов и
разногласий между ветвями власти,
между органами государственной
власти федерального уровня и
субъектов Федерации, между органами
власти разных субъектов Федерации
(ст.85 К.).
Полномочия Президента, изложенные
в Конституции РФ условно можно
объединить в отдельные группы:
- В сфере правового статуса
личности;
- Связанные с федеративным устройством;
- В отношениях с законодательной
властью;
- В отношениях с органами
исполнительной власти;
- Связанные с отношениями с судебной
властью;
- Полномочия в военной сфере;
- По урегулированию чрезвычайных
ситуаций;
- Полномочия в области внешней
политики.
Таким образом, по конституционным
параметрам в России существует
смешанная форма государственного
правления, сочетающая элементы
президентской и парламентской
республики. При этом особенностью
является стремление поставить
Президента над всеми ветвями
власти не в качестве лица,
сосредотачивающего в своих руках
всю полноту власти, а в роли
координатора и арбитра отношений
между законодательной, исполнительной
и судебной властью.
Несмотря на особое положение
Президента в системе государственной
власти и исключительный характер
его полномочий, его власть имеет
пределы благодаря принципу сдержек
и противовесов. Так, например, его
исключительное право на введение
военного или чрезвычайного положения:
указ Президента об их введении
незамедлительно должен передаваться
на утверждение Совету Федерации.
Согласно Конституции РФ кандидатом
на пост Президента может быть гражданин
РФ, достигший 35 лет и проживающий непрерывно
на территории России не менее 10 лет, имеющий
высшее образование. При этом существуют
некоторые особые ограничения. Не может
быть кандидатом лицо, прекратившее ранее
исполнение обязанностей Президента в
результате:
= отставки,
= стойкой неспособности по состоянию
здоровья выполнять эти обязанности,
= отрешения от должности.
В России на выборах Президента
РФ баллотировалось от 6 до 11 кандидатов.
После принятия ФЗ о политических
партиях правом выдвижения кандидата
на этот пост обладают политические партии
или инициативные группы избирателей
(не менее 500 чел.), которые должны собрать
2 млн. подписей избирателей в поддержку
кандидата. Не обязателен сбор подписей
для партий, имеющих фракции в Государственной
думе.
В соответствии с действующим
законодательством выборы Президента
проходят по мажоритарной (фр. Majoritee - большинство)
системе абсолютного большинства (различают Мажорит.
и.с. абсолютного большинства - более ½
всех голосов, относительного – большее
между кандидатами и квалифицированного-
2/3, ¾ всех голосов), т.е. более половины
всех поданных голосов избирателей в первом
туре. При повторном голосовании, как это
было в 1996 г. на выборах Ельцина Б.Н., достаточно
относительного большинства голосов между
двумя кандидатами.
На выборах Президента России 14 марта
2004 г. в первом туре из 6 кандидатов действующий
Президент РФ Путин В.В. (самовыдвижение)
получил абсолютное большинство голосов
– 73,28 % при явке избирателей в 62,28 % всего
населения Дмитровского района). Другие
кандидаты набрали меньшее количество
голосов: Харитонов Н.М. (от КПРФ) - 10,9 %,
Глазъев С.Ю. – 4,6 %, Хакамада И.М. – 3,2 %,
Малышкин О.А. (ЛДПР) – 1,6 %, Миронов С.М.
(независимый) – 0,6 %.
Согласно ст.82 Конституции РФ,
избранный Президент вступает
в должность с момента принесения
присяги. Вопрос вступления Президента
в должность регулируется ст.
60 ФЗ «О выборах Президента
Российской Федерации». Принесение
присяги Президентом – инаугурация
(лат. – посвящение, вступление в должность)
– является формальным мероприятием государственного
значения, фиксирующим официальное вступление
законно избранного народом в ходе голосования
Президента. Приведение к присяге президента
проходит обязательно в присутствии членов
Совета Федерации, депутатов Государственной
думы, судьи Конституционного Суда РФ.
Присутствие представителей иностранных
государств, часто на инаугурации присутствуют
главы и равные им по рангу должностные
лица, носит символический характер признания
ими вновь избранного Президента как главы
государства и символизирует дружественное
отношение к его кандидатуре.
Срок полномочий вновь избранного
Президента ограничен Конституцией
и составляет 4 года. Пост Президента
не может заниматься одним
лицом более двух сроков подряд.
Прекращение полномочий Президента
возможно в случае:
- по истечении установленного Конституцией срока;
- в случае его отставки – добровольный уход с поста подписанием письменного заявления (31.12 1999 г. – Ельцин Б.Н.);
- в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья выполнять эти обязанности;
- в результате отрешения от должности (в связи с совершением тяжкого преступления), который предусматривает особый порядок и процедуру импичмента, в котором участвуют Государственная Дума (2/3 голосов), Совет Федерации, Верховный Суд и Конституционный Суд.
Согласно
Конституции РФ Президенту предоставляются
определенные льготы и гарантии.
Он обладает неприкосновенностью
(ст.91): никто не может применять
в отношении Президента физического
или психического насилия, он
не может задерживаться, обыскиваться,
арестовываться.