Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 00:36, курсовая работа
Краткое описание
Острота проблемы преступлений в сфере экономики заставляет обратить на нее исследовательское внимание прежде всего сквозь призму структурного анализа законодательства об ответственности за их совершение. Такой ракурс тем более необходим, что данное законодательство представляет собой сложную структуру уголовно-правовых институтов и норм. В итоге специалистам в области уголовного права – как теоретикам, так и практикам – приходится иметь дело с разветвленными, многоуровневыми и многоструктурными образованиями правовой материи, в которых уголовно-правовые нормы сочетаются – подчас самым необычным образом – с нормами других отраслей права.
Значительная категория преступлений
экономической направленности совершается
сегодня с использованием правовых форм
экономических отношений полноценными
субъектами экономических отношений.
Однако при этом они не осуществляют профессиональной
деятельности.
Традиционный подход к дефиниции
экономической преступности не принимает
во внимание появление новых субъектов,
экономических по своей сущности преступлений
в связи со значительным усилением роли
государства в современной экономике.
Последнее выразилось, в частности, в увеличении
размеров и доли валового внутреннего
продукта, перераспределяемого через
систему государственных финансовых фондов
(в России - бюджеты различных уровней,
целевые внебюджетные фонды). И это с неизбежностью
порождает новую категорию злоупотреблений,
связанных с формированием, распределением
и перераспределением финансовых ресурсов
через эти фонды. Среди субъектов указанных
преступлений оказываются многочисленные
лица, на которых возложена обязанность,
платить налоги и другие обязательные
платежи в эти фонды, а также лица, необоснованно
претендующие на право получения из этих
фондов пособий, субсидий и других выплат.
Совершение данных преступлений не связано
с осуществлением ими профессиональной
деятельности.
Следующим обстоятельством
является стремительное развитие компьютерных,
в том числе, интернет-технологий, их активное
использование в бизнесе и другой экономической
деятельности. Сегодня это важнейшая тенденция
развития современной экономики. Расширяющееся
применение интернет-технологий для организации
торговли ценными бумагами, расширение
сферы электронных расчетов, "электронной
наличности", интернет-коммерции, компьтеризация
многих функций в сфере бизнеса и другой
экономической деятельности порождают
и новую специфическую область криминальной
активности.
Субъектами преступлений, активно
использующими высокие технологии, наряду
с лицами, выполняющими профессиональные
функции в организации, становятся практически
любые лица. Причем преследуемые ими цели,
используемые ими методы и располагаемые
ими возможности практически не отличаются
от тех, которых присущи преступникам
по роду занятости.
Таким образом, стремительное
развитие экономической системы приводит
к не менее стремительному изменению круга
субъектов, способных эксплуатировать
в криминальных целях легальные экономические
институты. При этом изменение самих методов
криминального поведения позволяет заключить,
что критерий осуществления экономических
преступлений в процессе профессиональной
деятельности является лишь одной из форм
подобной эксплуатации и отличается известной
узостью и неадекватностью.
В связи с этим представляется
более обоснованным к экономическим относить
преступления, которые соответствуют
хотя бы одному из следующих критериев:
совершаются в процессе профессиональной
деятельности;
совершаются в процессе и под
прикрытием законной экономической деятельности
(в том числе предпринимательской);
совершаются в процессе и под
прикрытием финансовой деятельности государства
и органов местного самоуправления;
совершаются в сфере компьютерной
информации в связи, под прикрытием или
при посягательстве на субъектов профессиональной,
экономической деятельности, финансовой
деятельности государства.
Обобщая, можно отнести к экономическим
преступлениям уголовно наказуемые виновные
общественно опасные деяния, посягающие
или использующие легальные экономические
институты, то есть правила, формы, процедуры,
контрольные и санкционные механизмы
экономической деятельности в любых ее
формах. При этом конкретный перечень
претерпевающих преступную эксплуатацию
и прямое посягательство институтов остается
принципиально открытым.
Особенностью данного подхода
является отнесение к категории экономических
преступлений всех деяний, которые совершаются
в процессе участия в осуществления легальной
экономической деятельности и/или под
прикрытием ее институтов: профессиональной
деятельности, экономической, в том числе
предпринимательской деятельности, обязательственных
отношений, финансовых инструментов, финансовых
и хозяйственных операций, систем и методов
учета, компьютерной обработки данных,
электронных средств доступа. В рамках
данного подхода к экономическим следует
отнести преступления, совершаемые как
субъектами, осуществляющими профессиональную
деятельность на законном основании, так
и теми, кто использует ее для совершения
преступления или имитирует ее осуществление
для криминального использования институциональной
среды легальной деятельности. То же можно
сказать о финансовых инструментах (деньги,
ценные бумаги, банковские документы):
к экономическим преступлениям следует
отнести как использование в криминальных
целях подлинных инструментов, так и их
фальсификацию (изготовление и сбыт поддельных
денег и ценных бумаг, электронных карт
и т.п.). К экономическим преступлениям
относятся также деяния, связанные с использованием
атрибутов легальной деятельности для
сокрытия, маскировки общественно опасных
деяний.
.
В заключении данного вопроса
рассмотрим некоторые отличия экономической
преступности от преступности традиционной
имущественной (кражи, грабежи, разбои
и т.д.). Экономическая преступность отличается
следующими особенностями:
При совершении традиционного
преступления есть преступник, который
должен быть пойман, а факт самого преступления
в большинстве случаев очевиден. В экономическом
преступлении сам факт совершения преступления
сомнителен либо труднодоказуем. При этом
используются изощренные способы сокрытия
следов, исполнителей, преступно полученных
средств.
Если традиционный преступник
приговаривается к лишению свободы, то
для него сдерживающий эффект этого наказания
в большинстве случаев мал. Применение
же этой меры в отношении экономического
преступника более эффективно, поскольку
он, прежде всего, боится потерять свой
социальный статус и респектабельность,
без чего он не сможет выступать как деловой
партнер.
Большинство членов общества
относятся безразлично к экономической
преступности. Основанием такого безразличия
может служить то обстоятельство, что
факт причинения ущерба обществу трудно
установить, а также то, что экономический
преступник не соответствует сложившемуся
стереотипу традиционного преступника.
Глава 2
Основные виды экономических преступлений
2.1 Преступления
должностных лиц в сфере экономической
деятельности
Появление и развитие различных
форм предпринимательской деятельности
— характерная черта преобразований,
происходящих в нашем обществе. Экономика
реально начинает базироваться на различных
формах собственности. Возникли многочисленные
коммерческие и иные (некоммерческие)
организации, аппарат которых не участвует
в государственном управлении, но многие
служащие аппарата этих организаций наделены
управленческими полномочиями в структурах
и, злоупотребляя данными полномочиями,
они подчас способны причинить серьезный
вред правам и законным интересам граждан,
интересам организаций, в которых они
работают или других организаций, общественным
и государственным интересам. Это обстоятельство
определило появление в новом Уголовном
Кодексе России главы о преступлениях
против интересов службы в коммерческих
и иных организациях.
Интересно, что преступления
такого рода были известны еще русскому
"Уложению о наказаниях уголовных и
исправительных" 1885 года и "Уголовному
уложению" 1903 года. Ответственность
за аналогичные деяния предусматривает
и современное уголовное законодательство
многих зарубежных стран.
Деяния, предусмотренные ст.ст.
201 и 204 УК 1996г., по своей объективной стороне
весьма сходны с деяниями, предусмотренными
соответственно cm. 285 УК "Злоупотребление
должностными полномочиями" и ст.ст.
290, 291 УК "Получение взятки", "Дача
взятки". Поэтому остановимся лишь на
специфике составов, предусмотренных
в главе о преступлениях против интересов
службы в коммерческих и иных организациях.
Прежде всего выделим некоторые вопросы,
относящиеся к субъекту
злоупотребления полномочиями и коммерческого
подкупа. Он определяется как "лицо,
выполняющее управленческие функции в
коммерческой или иной организации".
Представляется, что понятие управленческих
функций как видно из примечания к ст.
201 УК, охватывает в качестве родового
такие же функции, которые присущи должностному
лицу (организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные), в
государственном и муниципальном секторе.
Заслуживает пристального внимания
ещё одно положение, содержащееся в примечании
к рассматриваемой статье: она распространяется
на все "коммерческие
организации, независимо от формы собственности".
Эта формулировка -поскольку понятие "организация"
здесь употребляется не в традиционном
смысле, как часть перечня "предприятие,
учреждение, организация", а как родовое,
обобщённое обозначение.
Из положений ст.ст. 201 и 204 УК
усматривается, что объектом соответствующих
составов преступлений являются интересы
службы в коммерческих организациях, независимо
от формы собственности, а равно в некоммерческих
(негосударственных и немуниципальных)
организациях, т.е. общественных, благотворительных
и т.п., в которых извлечение прибыли, если
оно имеет место, является средством обеспечения
основной деятельности, а не самоцелью.
Представляется, вместе с тем, что трактовка
объекта как "интересов службы" есть
непосредственная интерпретация комплекса
общественных отношений, связанных с поддержанием
баланса законных интересов владельцев
и служащих коммерческих или некоммерческих
организаций, их клиентов, вкладчиков
и кредиторов с интересами общества. Иными
словами, видовой и родовой объекты рассматриваемых
преступлений находятся в сфере общественных
отношений, реализующих конституционные
основы предпринимательской, иной
коммерческой экономической деятельности
либо в сфере реализации конституционных
основ общественной, благотворительной
и т.п. негосударственной (немуниципальной)
деятельности, в том числе использующей
предпринимательство в качестве вспомогательного
направления.
Формулировки ст. 201 УК "Злоупотребление
полномочиями" имеют некоторые отличия
от ст. 285 УК "Злоупотребление должностными
полномочиями". Последняя статья говорит
о корыстной или личной заинтересованности
в использовании должностным лицом своих
служебных полномочий вопреки интересам
службы. Статья же 201 УК говорит о действиях
вопреки законным интересам организации
и в целях извлечения выгод и преимуществ
для себя или других лиц либо нанесения
вреда другим лицам. Эти расхождения носят
в основном редакционный характер, связанный
с различием служебного статуса. Но цель
нанесения вреда другим лицам выделена
лишь в ст. 201 УК.
Субъективная сторона преступления
предполагает прямой умысел. Злоупотребление
полномочиями управленцев коммерческой
или иной организации влечёт уголовную
ответственность лишь при причинении
существенного вреда правам и законным
интересам граждан или организаций либо
интересам общества или государства. Условие
причинения существенного вреда для должностного
преступления закон не воспроизводит:
здесь для уголовной ответственности
достаточно самого факта существенного
нарушения чьих-либо прав и законных интересов.
Отметим ещё два момента. Во-первых,
отчетливо видно намерение законодателя
в максимальной степени "наказывать
рублём" лицо, злоупотребившее служебными
полномочиями в коммерческой или иной
организации.
Во-вторых, с учётом общего статуса
коммерческой или иной организации, законодатель
сузил возможности привлечения к ответственности
её служащих за злоупотребления полномочиями.
А именно, если вред причинён только организации
(её владельцам), уголовное преследование
осуществляется лишь по заявлению или
с согласия организации, т.е. лица или лиц,
управомоченных выступать от её имени.
Расширение таким образом диспозитивности
уголовного преследования (уголовной
ответственности и наказания виновных)
направлено на обеспечение интересов
организации. Ведь не исключено, что сохранение
доброго имени, которому будет нанесён
ущерб оглаской факта внутренних
злоупотреблений, для фирмы важнее,
чем преследование виновного. В то же время
диспозитивность имеет границы, связанные
с выходом причиненного вреда (имущественного,
морального, организационного и т.п.) за
рамки исключительных интересов организации.
Если злоупотребление полномочиями
со стороны лица, выполняющего управленческие
функции причинило вред интересам других
организаций, например, банка, предоставившего
кредит; интересам граждан, например,
вкладчиков; интересам общества или государства,
например, путём подрыва стабильности
валютного рынка, уголовное преследование
осуществляется на общих основаниях.
Объективная сторона, содержание
умысла, круг специальных субъектов злоупотребления
полномочиями чётко описаны в самом тексте
ст. 201 УК. Отметим лишь дополнительно,
что это деяние может совершаться как
в пределах полномочий, которыми лицо
наделено уставом или иным нормативным
актом коммерческой либо иной организации,
так и с их превышением. Но в любом случае
полномочия используются вопреки тем
задачам, которые возложены на данное
лицо.
В отличие от существенного
вреда, о котором говорит часть первая
ст. 201 У К, квалифицированный состав этой
статьи (часть вторая) указывает на тяжкие
последствия, которые охватываются прямым
или косвенным умыслом виновного. К числу
тяжких последствий в конкретном случае
могут быть отнесены, крупный имущественный
ущерб, например, связанный с разрывом
деловых отношений с партнёрами, в силу
ущерба, причинённого её авторитету;
прекращение деятельности организации;
разорение многих клиентов или вкладчиков;
самоубийства и т.д. Виновный должен предвидеть
и желать наступления этих последствий
либо по меньшей мере предвидеть возможность
их наступления, но относиться к этому
безразлично. Некоторыми авторами высказано
мнение о возможности причинения тяжких
последствий по неосторожности. Этот вопрос
должен быть решён законодательным или
судебным толкованием ст. 201 УК.