Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 00:36, курсовая работа
Краткое описание
Острота проблемы преступлений в сфере экономики заставляет обратить на нее исследовательское внимание прежде всего сквозь призму структурного анализа законодательства об ответственности за их совершение. Такой ракурс тем более необходим, что данное законодательство представляет собой сложную структуру уголовно-правовых институтов и норм. В итоге специалистам в области уголовного права – как теоретикам, так и практикам – приходится иметь дело с разветвленными, многоуровневыми и многоструктурными образованиями правовой материи, в которых уголовно-правовые нормы сочетаются – подчас самым необычным образом – с нормами других отраслей права.
Изготовление - придание любым
способом схожести (похожести) на официально
принятые и имеющие хождение в государстве
денежные знаки и ценные бумаги.
Сбыт - предполагает введение
в незаконный оборот (обращение) поддельных
(фальшивых) денег или ценных бумаг. К ценным
бумагам относятся: государственная облигация,
облигация, вексель, чек, депозитный и
сберегательный сертификаты, банковская
сберегательная книжка на
предъявителя, коносаменты (товарораспорядительный
документ морской перевозки груза), акция,
приватизационные ценные бумаги и другие
документы, удостоверяющие в установленной
форме имущественные права, осуществление
и передача которых возможна только при
предъявлении ценной бумаги.
Состав формальный, оконченное
преступление будет иметь место в случае
совершения одного из указанных действий.
Субъективная сторона преступления
связывается с прямым умыслом. Виновный
осознаёт, что изготавливает или сбывает
деньги или ценные бумаги, и желает совершения
этого.
Квалифицированный состав (часть
2 статьи 186 УК) обуславливает совершение
деяния: а) в крупном размере; б) лицом,
ранее судимым за изготовление или сбыт
поддельных денег или ценных бумаг.
Особо квалифицированный состав
(часть 3 статьи 186 УК) предполагает совершения
общественно опасных действий организованной
группой.
Совершение финансовых операций
с денежными средствами или
иным имуществом предполагает
вкладывание (кредитование), депонирование,
передача в заём денежных средств, продажа,
сдача под залог, в аренду имущества. В
том случае, когда денежные средства или
имущество приобретены незаконным путём,
налицо объективная сторона состава их
легализации (отмывания).
Совершение различных сделок
предполагает действия граждан или юридических
лиц, направленные на установление, изменение
или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделки - действие правомерное, их совершением
могут быть легализованы деньги или имущество,
следовательно, объективная
сторона рассматриваемого
преступления предполагает возможность
уголовной ответственности за совершение
сделок или заключения договора предметом
которых являются деньги и имущество,
приобретённое незаконным (противоправным)
путём.
Глава 3
3.1 Расследование
преступлений в сфере экономики.
Основные положения
На уровень экономической преступности
оказывает влияние сложный комплекс факторов,
среди которых наиболее значимы политические,
экономические и правовые. Выделяют также
такие факторы, как организационные, психологические,
медицинские и технические.
К политическим факторам экономической
преступности относятся: нестабильность
политического режима, непоследовательность
уголовной политики, коррумпированность
работников государственной службы, необустроенность
межгосударственных границ после распада
СССР, отчуждение населения от управления
государственными делами и контроля за
системой мер борьбы с преступностью.
Экономические факторы: высокий
уровень дифференциации населения по
уровню доходов; дисфункции социально-экономических
институтов; общее ослабление государства
и его неспособность обеспечивать регулирование
экономики; макроэкономические диспропорции,
значительный государственный сектор
экономики, неэффективная налоговая политика
и другие важные факторы.
Организационно-правовые факторы:
недостаточно эффективная координация
деятельности органов дознания, предварительного
следствия, суда и прокуратуры;
недостаточное ресурсное обеспечение
правоохранительных органов;
высокая текучесть кадров правоохранительных
органов. Большой процент от общего числа
работающих составляют сотрудники со
стажем до трех лет.д.оля сотрудников,
проработавших более пяти лет, с увеличением
стажа работы постепенно снижается, т.е.
происходит отток высококвалифицированных
работников в коммерческие, а иногда и
криминальные структуры.
снижения социально-правовой
активности населения;
отсутствие системы защиты
свидетелей и потерпевших (распространение
получили их запугивание и подкуп);
отставания правовой базы борьбы
с преступностью от ее изменений и другие.
3.2 Способы
борьбы с преступлениями в
экономической сфере
В предупреждении экономической
преступности основная роль принадлежит
системе мер общесоциального уровня: стабилизация
экономики, рост производства, обеспечение
занятости населения, достижение баланса
экономической эффективности и социальной
справедливости, возрождение и укрепление
нравственных устоев народа. Без стабилизации
экономики, повышения ее эффективности,
снижения безработицы и сокращения числа
безработных, усиления социальной защиты
определенных слоев населения, возрождения
и оздоровления нравственных устоев в
обществе практически невозможно кардинально
улучшить ситуацию.
Специальные меры предупреждения
преступлений, совершаемых в сфере экономики,
подразделяются на меры, направленные
на предупреждение преступлений в сфере
экономики.
Специальные меры - это профилактические
мероприятия, непосредственно направленные
на устранение причин и условий преступлений.
Однако, следует отметить, что специальные
меры тесно связаны с общесоциальными.
Эффективное осуществление общесоциальных
мер создает более благоприятные возможности
применения специальных мер и, наоборот,
применение специальных мер, направленных
на предупреждение этих категорий преступлений,
создает условия для осуществления общесоциальных
мер.
Поэтому, не принижая роли общесоциальных
мер, более подробно рассмотрим специальные
меры, направленные на предупреждение
краж, грабежей, разбоев, вымогательств
и мошенничеств.
Специальные меры профилактики
этих преступлений условно можно разделить
на три группы:
а) организационно-технические;
б) административно-правовые
и криминологические;
в) информационно-воспитательные
и виктимологические.
К организационно-техническим
мерам прежде всего относятся:
- внедрение охранной сигнализации
в местах хранения денег, ценных
бумаг и товароматериальных ценностей,
в торговых точках, в квартирах;
- техническое укрепление
дверных коробок и дверей, выпуск
замков с усиленными индивидуально-потаенными
охранными свойствами;
- оборудование подъездов
кодовыми запорами;
- совершенствование организации
патрульно-постовой службы полиции
с обязательным учетом особенностей
криминогенной обстановки в местах
хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных
ценностей, на рынках, в торговых
центрах, жилых массивах и микрорайонах;
- организация дежурств
жителей в районах со сложной
криминогенной обстановкой;
- организация охраняемых
стоянок для автотранспорта на
рынках, торговых центрах, микрорайонах;
- своевременное оборудование
мест хранения денег, ценных бумаг,
товароматериальных ценностей охранно-пожарной
сигнализацией.
К административно-правовым
и криминологическим мерам относятся:
- систематическое удаление
с улиц, парков, скверов, рынков и
мест массового скопления народа
лиц, находящихся в нетрезвом
состоянии;
- своевременное реагирование
на мелкие правонарушения, совершаемые
в общественных местах, на факты
побоев, издевательств, угроз;
- выявление правоохранительными
органами и должностными лицами
фактов незаконного хранения, изготовления
оружия и его изъятие;
- проведение на определенной
территории рейдов по выявлению
бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест
появления преступников-гастролеров,
скопления уголовных элементов
и мест сбыта похищенного;
- выявление и постановка
на учет лиц с психическими
аномалиями, склонных к совершению
преступлений;
- выявление и пресечение
формирования преступных групп;
- организация индивидуально-профилактической
работы с ранее судимыми;
- трудоустройство лиц, вернувшихся
из мест лишения свободы;
- установление и осуществление
административного надзора в
случаях, предусмотренных законом;
- выявление лиц, склонных
к вовлечению несовершеннолетних
к правонарушениям и пресечению
их деятельности;
- пресечение фактов показа
запрещенных фильмов, распространения
порнографической и иной литературы,
журналов, пропагандирующих культ
жестокости, психологии корыстолюбия,
проституции, наркомании и иных
аморальных явлений;
- выявление притонов для
проституции, организации азартных
игр, употребления наркотических
средств и пресечение их деятельности;
К мерам информационного-воспитательного
и виктимологического характера относятся:
- своевременное проведение
криминологического анализа состояния,
структуры, динамики и географии
краж, грабежей, разбоев, вымогательств
и мошенничеств и использование
его результатов в разработке
и осуществлении мер по их
предупреждению;
- информирование населения
о появлении случаев краж, грабежей,
разбойных нападений, вымогательств,
мошенничеств в определенных
местах, в определенное время
и определенными категориями
лиц;
- разъяснение населению
способов защиты собственности
от воров, грабителей, разбойников,
вымогателей и мошенников;
- информирование граждан,
предпринимателей и руководителей
фирм, предприятий о вымогательствах
и вымогателях с объяснением
необходимости обращаться в правоохранительные
органы при предъявлении ими
противоправных требований;
- проведение бесед с
населением, особенно с молодежью,
о последствиях аморального, противоправного
образа жизни;
- оздоровление среды в
неблагополучных семьях, учебных
классах, группах и неформальных
молодежных группах;
- предупреждение становления
на преступный путь лиц, склонных
к совершению малозначительных
нарушений, а также неработающих
и неучащихся;
- активное воздействие
на лиц, склонных к употреблению
спиртных напитков, наркотических
средств, демонстрировать культ
насилия (беседы, обсуждение поведения
по месту жительства, учебы, контроль
за поведением, вовлечение в учебу,
спорт и др.).
Предупреждение преступлений
в сфере экономики составляет неотъемлемую
часть социального управления и предполагает
осуществление системы экономических,
организационно-производственных, технических,
правовых и воспитательных мер, направленных
на коррекцию личности правонарушителя
и нейтрализацию или снижение действия
обстоятельств, обусловливающих совершение
преступлений.
К общесоциальным мерам, направленным
на предупреждение хищений путем присвоения
и растраты, преступлений в сфере экономики,
относятся:
- совершенствование системы
управления экономикой;
- техническое перевооружение
промышленности, переход на преимущественно
интенсивный путь развития с
использованием самой совершенной
техники и технологии;
- увеличение удельного
веса комплексно-механизированных
и автоматизированных предприятий,
особенно в сельском хозяйстве
и перерабатывающих отраслях;
- реконструкции предприятий,
замена морально устаревшего
и физически изношенного оборудования.
Практика показывает, что специальные
меры, непосредственно направленные на
устранение, нейтрализацию, блокирование
причин и условий рассматриваемых преступлений,
прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений,
затрудняют, а иногда противодействуют
перерастанию менее опасных финансовых
и хозяйственных правонарушений в уголовно
наказуемые деяния.
Заключение
Экономические преступления
являются частью корыстной преступности,
непосредственно связанной с экономическими
отношениями в стране и мире. Понимание
этой группы деяний еще более неопределенно,
чем сама корыстная преступность. Тем
не менее эти преступления во многих странах
рассматриваются в виде относительно
самостоятельной группы. И к этому есть
много оснований экономических, социальных,
криминологических и даже политических.
Криминологическая значимость
и объемы экономической преступности
не совпадают в странах с командной и рыночной
экономикой, но в любом обществе ее нельзя
игнорировать.
Рассмотрев вышеизложенный
материал, можно сделать некоторые выводы
по данной теме:
1. Причины экономической
преступности коренятся во всех
сферах жизни общества: экономической,
социальной, политической и духовной.
Особое значение экономики как
социального института, обеспечивающего
относительную устойчивость общественных
отношений, связано с тем, что
материальное производство и
отношения по разделению труда,
обмену, обращению, распределению материальных
благ представляют собой основу
государственно-правовых и идеологических
представлений общества, а также
соответствующих этим представлениям
остальных социальных институтов.
2. В числе первоочередных
общегосударственных мер по предупреждению
экономической преступности - укрепление
роли государственной власти, повышение
доверия к ее институтам, рационализация
механизма выработки решений
и формирования экономической
политики в сфере кредитно-финансовых
отношений, создание условий для
"включения" защитных механизмов,
основанных на рыночном саморегулировании
и препятствующих развитию дестабилизирующих
тенденций.