Преступления против правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Значимость общественных отношений при отправлении правосудия обусловила необходимость их охраны уголовно-правовыми средствами. Общественная опасность таких преступлений заключается в подрыве государственной власти путём дискредитации судебной власти, умалении её авторитета, утраты веры в справедливость правосудия.
Преступления против правосудия могут совершаться, как правило, в виде активных действий: посягательствах на жизнь, здоровье, честь и достоинство лиц, осуществляющих предварительное расследование и правосудие; должностных преступлений самих работников правосудия и в других формах. Некоторые из таких преступлений совершаются путём бездействия, например, отказ от дачи показаний или неисполнение судебного решения.

Вложенные файлы: 1 файл

31-35.docx

— 28.93 Кб (Скачать файл)

31. Преступления против правосудия

Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия

Объектом преступлений против правосудия является правосудие, рассматриваемое  и как судебная деятельность по разрешению дел, и как деятельность других правоохранительных органов содействующих суду[1].

 

Значимость общественных отношений при отправлении правосудия обусловила необходимость их охраны уголовно-правовыми средствами. Общественная опасность таких преступлений заключается  в подрыве государственной власти путём дискредитации судебной власти, умалении её авторитета, утраты веры в  справедливость правосудия.

Преступления против правосудия могут совершаться, как правило, в виде активных действий: посягательствах  на жизнь, здоровье, честь и достоинство  лиц, осуществляющих предварительное  расследование и правосудие; должностных  преступлений самих работников правосудия и в других формах. Некоторые из таких преступлений совершаются  путём бездействия, например, отказ  от дачи показаний или неисполнение судебного решения.

С субъективной стороны практически  все эти преступления характеризуется  только умышленной виной, причем, как  правило, умысел бывает лишь прямым. Мотив  не является важным при их квалификации, это может быть корысть, месть, ложно  понятые интересы службы и другие побуждения. Субъектами преступлений против правосудия часто выступают  специальные субъекты — работники  правоохранительных органов: судьи, прокуроры, следователи, дознаватели; так и  отдельные участники процесса, либо лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или находящиеся  в предварительном заключении. Во всех других случаях субъектом преступлений против правосудия являются любые лица, достигшие возраста уголовной ответственности (в России — 16 лет).

Классификация преступлений против правосудия должна основываться на конкретных видах отношений, которые составляют нормальную работу органов правосудия и правоохранительных органов. Поэтому система преступлений против правосудия выглядит следующим образом:

 

1) преступления в сфере  обеспечения независимости судей  и защиты их личной безопасности, чести и достоинства:

 воспрепятствование осуществлению  правосудия и производству предварительного  расследования (ст. 294);

 посягательство на  жизнь лица, осуществляющего правосудие  или предварительное расследование  (ст. 295);

 угроза или насильственные  действия в связи с осуществлением  правосудия или производством  предварительного расследования  (ст. 296);

 неуважение к суду (ст. 297);

 клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298);

 разглашение сведений  о мерах безопасности, применяемых  в отношении судьи и участников  уголовного процесса (ст. 311);

2) преступления в сфере  правильного отправления правосудия  должностными лицами органов  правосудия:

 привлечение заведомо  невиновного к уголовной ответственности (ст. 299);

 незаконное освобождение  от уголовной ответственности  (ст. 300);

 незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301);

 принуждение к даче  показаний (ст. 302);

 фальсификация доказательств  (ст. 303);

 вынесение заведомо  неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305);

3) преступления в сфере  выполнения гражданами обязанностей  содействовать или не препятствовать  осуществлению правосудия:

 провокация взятки  либо коммерческого подкупа (ст. 304);

 заведомо ложный донос  (ст. 306);

 заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 307);

 отказ свидетеля или  потерпевшего от дачи показаний  (ст. 308);

 подкуп или принуждение  к даче показаний или уклонению  от дачи показаний либо к  неправильному переводу (ст. 309);

 разглашение данных  предварительного расследования  (ст. 310);

 укрывательство преступлений (ст. 316);

4) преступления в сфере  исполнения приговоров, решений  и других актов органов правосудия:

 незаконные действия  в отношении имущества, подвергнутого  описи или аресту либо подлежащего  конфискации (ст. 312);

 побег из места лишения  свободы, из-под ареста или  из-под стражи (ст. 313);

 уклонение от отбывания  лишения свободы (ст. 314);

 неисполнение приговора  суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315).

Таким образом, преступления против правосудия образуют самостоятельную  главу Особенной части, ибо они  посягают на нормальную работу органов  правосудия в специфической сфере  их деятельности по осуществлению правосудия.

32. Преступления против порядка  управления.

 Нормы, предусматривающие  ответственность за нарушение  нормальной деятельности органов  власти и местного самоуправления, сосредоточены в гл. 32 УК. Устанавливая  суровые меры ответственности  за посягательства на порядок  управления, законодатель тем самым  стремится обеспечить властным  отношениям, складывающимся между  управляющими субъектами (должностными  лицами, органами управления) и управляемыми (гражданами и организациями), режим  наибольшего благоприятствования  в целях их нормальной реализации.

Объектом рассматриваемой  группы преступлений является нормальная деятельность органов власти и местного самоуправления, понимаемая как складывающиеся между органами управления и гражданами отношения по поводу осуществления  первыми - распорядительных, административных функций и подчиненности, обязательности исполнения и дисциплины - вторыми. Посягательства на порядок управления не только нарушают нормальную деятельность органов власти и управления, но и подрывают авторитет власти и ее представителей в глазах населения. К тому же подобного рода деяния нередко ставят под угрозу причинения вреда личную безопасность представителей власти, их жизнь, здоровье, честь и  достоинство, а также соответствующие блага их близких.

С объективной стороны  преступления против порядка управления характеризуются активной формой поведения, о чем свидетельствуют используемые законодателем термины: "посягательство", "применение насилия", "разглашение  сведений", "приобретение", "подделка" и т.д.

По законодательной конструкции  преступления против порядка управления описываются в нормах закона как  формальные составы преступлений: оскорбление  представителя власти (ст. 319 УК), незаконное пересечение Государственной границы  Российской Федерации (ст. 322 УК), уклонение  от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК) и другие, так и материальные составы: похищение  или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК), самоуправство (ст. 330 УК) и др.

С субъективной стороны рассматриваемое  преступление характеризуется только умышленной формой вины. Для некоторых  преступлений обязательным признаком  является специальная цель: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного  органа (ст. 317 УК), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых  в отношении должностного лица правоохранительного  или контролирующего органа (ст. 320 УК) и др.

Субъектом преступления может  быть только частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. В случае совершения преступления, предусмотренного гл. 32 УК, должностным лицом ответственность  последнего наступает по статьям  о преступлениях против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления.

Таким образом, преступления против порядка управления представляют собой совершаемые частными лицами умышленные общественно опасные  деяния, причиняющие вред или ставящие под угрозу причинения вреда нормальную деятельность органов власти и самоуправления.

Классифицировать  преступления против порядка управления можно по различным основаниям - по особенностям сфер управления, на которые осуществляется посягательство, особенностям объективной стороны и т.д. Однако наиболее предпочтительной представляется классификация по непосредственному объекту посягательства, которая позволяет отразить природу преступления, механизм причинения вреда управленческим отношениям.

Первая группа преступлений характеризуется различными формами  противодействия субъектам управленческой деятельности по осуществлению их функций. К этой группе относятся: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК); оскорбление представителя власти (ст. 319 УК); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК); дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК).

Вторая группа преступлений посягает на режим Государственной  границы Российской Федерации и  символы государственности: незаконное пересечение Государственной границы  Российской Федерации (ст. 322 УК); противоправное изменение Государственной границы  Российской Федерации (ст. 323 УК); надругательство  над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК).

Третья группа преступлений посягает на установленный порядок  ведения официальных документов и документальное оформление фактов, имеющих юридическое значение: приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК); похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 325 УК); подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК); изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ст. 3271 УК).

Четвертая группа преступлений связана с посягательствами на установленный  порядок реализации прав и обязанностей граждан: уклонение от прохождения  военной и альтернативной гражданской  службы (ст. 328 УК); самоуправство (ст. 330 УК).

33. Преступления против военной  службы.

Преступлениями против военной  службыпризнаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Виды преступлений против военной службы в зависимости от видового объекта:

– против порядка подчиненности  и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332–336 УК РФ);

– против порядка пребывания на военной службе

(ст. 337–339 УК РФ);

– против порядка несения  специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340–345 УК РФ);

– против порядка сбережения военного имущества (ст. 346–348 УК РФ);

– против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст. 349–352 УК РФ).

Субъектами преступлений против военной службы могут быть военнослужащие, проходящие военную  службу по контракту или военную  службу по призыву. К военнослужащим относятся:

– офицеры, прапорщики и  мичманы, курсанты военных образовательных  учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и  матросы, проходящие военную службу по контракту;

– офицеры, призванные на военную  службу в соответствии с указом Президента рФ;

– сержанты, старшины, солдаты  и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных  учреждений профессионального образования  до заключения с ними контракта. Кроме  того, в соответствии со статьями гл. 33 УК РФ ответственность несут военные  строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.

(2 статьи подробно везде описываются)

Неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ)

Объект преступления –  порядок подчиненности и воинские уставные взаимоотношения.

Объективная сторона состоит  в неисполнении приказа начальника, отданного в установленном порядке, при условии, что неисполнение причинило  существенный вред интересам службы (подрыв воинской дисциплины в части, срыв задания по службе, повреждение  или уничтожение имущества и  т. д.).

Неисполнение может заключаться в открытом отказе исполнять отданный приказ либо в пассивном поведении военнослужащего при наличии у него реальной возможности исполнить приказ.

Приказ – распоряжение командира (начальника), обращенное к  подчиненным и требующее обязательного  выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее  какой-нибудь порядок, положение. Приказ может быть отдан письменно, устно  или по техническим средствам  связи одному или группе военнослужащих.

Субъективная сторонахарактеризуется умыслом.

Субъект преступления –  военнослужащие, подчиненные лицу, отдающему приказ.

Информация о работе Преступления против правосудия