Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 07:47, контрольная работа
Краткое описание
Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства означает выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.
Содержание
Введение Подходы к определению признаков государства Территория Публичная власть как важнейший атрибут государства Наличие государственных символов Суверенитет Связанность правом. Налоги Заключение Список литературы
Публичная власть как важнейший
атрибут государства
Наличие государственных
символов
Суверенитет
Связанность правом.
Налоги
Заключение
Список литературы
Введение
Под сущностью любого явления
в философии понимается совокупность
наиболее важных, устойчивых, глубинных
связей, отношений и внутренних закономерностей,
присущих данному явлению и определяющих
его главные черты и тенденции развития.
Применительно к государству
его сущность составляет такая характеристика,
которая раскрывает природу и назначение
государства в обществе, а поскольку в
социальном назначении государства выражается
целесообразность его существования и
функционирования как инструмента управления
делами общества, то узнать сущность государства
означает выявить, в чьих руках сосредоточена
государственная власть, чьим интересам
служит государство, чью волю оно выражает.
Понимание же государства в
методологическом плане требует выработки
развернутой системы понятий и определений,
в которых находят свое научное выражение
и фиксацию различные стороны исторического
движения государства - сущность, формы,
функции, государственная власть, государственный
аппарат, государственный орган и др. Понять
государство - это значит создать развернутую
и целостную систему понятий и определений
различных сторон государства, т.е. создать
своего рода его конкретный теоретический
портрет.
Признаки любой вещи являются
свойствами данной вещи, образующими ее
качественную, а не количественную сторону.
Признак вещи не может существовать вне
и помимо самой вещи. Признаки позволяют
не только отличить вещь от иных, сходных
с нею или не сходных, вещей. Они помогают
более наглядно, предметно-вещественно,
осязаемо раскрыть содержательную, сущностную
и функциональную стороны вещи. Эти общие
методологические положения вполне применимы
и к государству.
Поэтому необходимо вычленить
признаки и атрибуты государства для понимания
их сути для определения государства.
1. Подходы к определению
признаков государства.
Общие основные признаки государства
позволяют, прежде всего, вскрыть отличия
любой государственной организации общества
от его негосударственных объединений,
от других частей политической системы
общества. Такие признаки представляют
собой “определенный, относительно неизменный
каркас государственной организации человеческого
общества, который по мере общественного
развития наполняется новым содержанием,
теряет отжившие и приобретает новые структуры
и функции”.
Марксистский взгляд на признаки
государства, отличающие второе от организации
общественной власти в родовом строе,
изложен Энгельсом в работе “Происхождение
семьи, частной собственности и государства”.
В главе “Варварство и цивилизация” автор
выделяет общие признаки, которые присущи
цивилизованному обществу:
1) Разделение подданных
государства по территориальным
единицам;
2) Учреждение особой публичной
власти, которая уже не совпадает
непосредственно с населением;
3) Взимание налогов с
населения и получение от него
займов для содержания аппарата
государственной власти.
Территория.
За всю историю существования
человеческого общества были созданы
тысячи разнообразных государств, различия
между которыми были в размерах территории,
в длительности существования и во вкладе
в развитие человеческой цивилизации.
Одними из них мы до сих пор восторгаемся
(например, государства Древней Греции,
Рима, Египта), о других мы почти ничего
не знаем, опыт государственного строительства
многих государств человечеством не востребован.
Реалистический взгляд на государство
как особый аппарат управления делами
общества выделяет особые, исторически
присущие этой форме социальной организации
свойства. Эти общие черты, присущие государствам
всех времен и народов, не только отличают
государство от догосударственных форм
организации жизни общества, основанных
на узах родства, общности собственности
и иных интересов, но и показывают различие
между государством и иными институтами
общества. Они называются признаками
государства.
Еще в начале XX в. в
правоведении господствовала теория трех
элементов, в соответствии с которой признаками
государства были: территория, народ, власть.
Сегодня в отечественной теории государства
и права принято выделять следующие признаки
государства.
Характерным признаком
всех догосударственных форм общественного
устройства была неопределенность территориальной
организации. Границы территории родоплеменной
общины были весьма условны, что порождало
постоянные конфликты между соседними
общинами. Более того, первобытное племя
по мере истощения природных ресурсов
могло сниматься с обжитых мест и перемещаться
в местности, более богатые пищей, водными
и лесными богатствами.
Характерным атрибутом государства
является территория, т.е. то пространство,
на которое простирается действие государственной
власти.
Что касается государства,
то его отличает наличие четко определенных
относительно стабильных внешних границ
и внутреннего, административно-территориального
деления. Установление такого деления
обусловлено задачами управления территорией
государства, сбора дани и удержания в
повиновении населения, а также защиты
территории.
Государство объединяет
своей властью и защитой всех людей, населяющих
территорию данной страны, независимо
от их принадлежности к какому-либо роду
или племени. Постоянное население данной
территории (страны), как правило, имеет
устойчивую связь с государством в виде
подданства или гражданства и пользуется
защитой государства как внутри страны,
так и за ее пределами. Территориальные
пределы государственной власти распространяются
и на находящихся в стране иностранцев
и лиц, не имеющих гражданства (подданства).
Однако их правовое положение отличается
от правового статуса граждан (подданных).
В дореволюционном
правоведении высказывалась мысль о том,
что категория "подданство" отражает
отношение власти к населению, в то время
как термин "гражданство" означает
восприятие человеком своей принадлежности
к какому-либо государству. В настоящее
время превалирует использование термина
"граждане" для обозначения жителей
государств с республиканской формой
правления, а термина "подданные"
- для обозначения жителей государств
с монархической формой правления.
3. Публичная власть
как важнейший атрибут государства.
Публичная власть как атрибут
раскрывает государство прежде всего
как институциональную систему, совокупность
институтов власти, государственный аппарат,
государственные властные органы, правоохранительную
систему, систему военных органов, карательные,
репрессивные органы. Публичная власть
включает в себя и специальный слой людей,
т.е. государственных служащих, чиновников,
которые на материально-финансовой основе
осуществляют профессионально властную,
управленческую, правотворческую, правосудную,
военную, дипломатическую и иные виды
деятельности.
При родовом строе
власть осуществлялась самими общинниками,
участвовавшими в совместном труде, ведении
добывающего хозяйства. Управление делами
общины не было закреплено за особым слоем
людей, не составляло чьей-либо профессии.
Оно осуществлялось лицами, выбранными
членами общины, рода в соответствии с
их заслугами. Функции управления не составляли
"должности", а осуществлялись в силу
доверия и авторитета членов общины. Органы
власти родового строя не обладали и выделенными
для них средствами и аппаратом принуждения.
Их решения, в том числе наказание или
принуждение силой, выполнялись самими
членами рода.
В отличие от родового
строя для государства характерно возникновение
и наличие, по выражению Ф. Энгельса, "особой
публичной власти, выделенной из общества
и не совпадающей с населением страны".
Иначе говоря, государство, наряду с органами,
издающими законы, выносящими решения
и отдающими приказы, обязательно обладает
особым аппаратом управления (учета, исполнения,
контроля и надзора), а также особым аппаратом
принуждения (и защиты общества), выделенными
из общества, существующими специально
для выполнения этих, ставших специфически
государственными, функций. Публичная
власть представлена особыми отрядами
вооруженных людей (армии, гвардии и полиции),
тюрьмами, судами и другими принудительными
учреждениями, а также аппаратом чиновников.
Для характеристики
публичной власти наиболее часто используют
два термина "легальность" и "легитимность".
Ввиду того что в переводе оба термина
означают "узаконение", в обиходе
и в научной литературе их употребляют
весьма часто как синонимы (например, говоря
о легитимности акта, подразумевают его
юридическую обоснованность). Между тем
возможно и более узкое понимание этих
терминов, при котором под легальностью
следует понимать юридическую правомерность
возникновения, организации и деятельности
власти. А под легитимностью - фактическое
признание власти, ее действий населением,
степень их одобрения. Важнейшим средством
легализации власти, будь то власть государственная
или власть политическая, выступают нормы
права. Лишь закрепление в законе основных
институтов государственной власти, принятие
конституций, характеризующих новый государственный
строй, означает легализацию новой государственной
власти и ее составляющих элементов. Широкое
понимание термина "легальность"
означает, что с данных позиций можно оценивать
происхождение власти, ее организацию,
систему органов и учреждений, наличие
полномочий, форм и методов деятельности.
Отступление по этим характеристикам
от действующих правовых норм есть отрицание
легальности той или иной составляющей
государственной власти. Нарушение принципа
легальности предполагает вступление
в силу как мер юридической (уголовной,
административной), так и политической
(отставка, отстранение от должности) ответственности.
По мнению политолога
С. Липсета, легитимность означает способность
системы породить и поддерживать веру
народа в то, что ее политические институты
в наибольшей степени отвечают интересам
данного общества. Признавая различия
между легальностью и легитимностью, следует
также признать, что легальная власть
может быть нелегитимной и наоборот. Так,
социальные революции всегда отражают
высокую степень нелегитимности данной
власти, несоответствие ее действий ожиданиям
народа. М. Вебер впервые выделил три формы
легитимности: традиционная (основана
на традиционной вере в непогрешимость
государственной власти и государя, обычна
для восточных стран, а также России); харизматическая
(основана на гиперболизации личности,
обладающей способностью убеждать, вести
за собой массы, наиболее характерна для
тоталитарных и авторитарных режимов);
рациональная (основана на разумной оценке
народом действий власти, при этом одобрение
власти возможно лишь в случае соответствия
действий власти той сумме безличных правил,
стандартов, которые сложились в обществе
и не зависят от личности, стоящей во главе
государства, характерна для западной
цивилизации).
Публичная власть составляет
самый существенный, неотъемлемый признак
государства даже там, где его становление
происходило при внешне сохраняющихся
формах родового строя в виде сельской
общины и ее органов.
4. Наличие государственных
символов.
Наличие государственных
символов является важным элементом конституционно-правового
статуса России и одним из средств самоидентификации
государства. Символы государства
призваны обозначать носителей государственной
власти, принадлежность чего-либо к государству.
Государственный флаг РФ представляет
собой прямоугольное полотнище из трех
равновеликих горизонтальных полос: верхней
- белого, средней - синего и нижней - красного
цвета. В настоящее время чаще всего используется
следующая трактовка значений цветов
флага России: белый цвет означает мир,
чистоту, непорочность, совершенство;
синий - цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу,
кровь, пролитую за Отечество.
Государственный герб. Рисунок
орла восходит к изображениям на памятниках
эпохи Петра I. Это один из древних символов
борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты
Отечества. Восстановление двуглавого
орла как Государственного герба России
олицетворяет неразрывность и преемственность
отечественной истории. Сегодняшний герб
России - это новый герб, но его составные
части традиционны; он и отражает разные
этапы отечественной истории, и продолжает
их в третьем тысячелетии.
Государственный гимн —
один из государственных
символов, торжественное музыкальное
или музыкально-поэтическое произведение,
исполняемое в случаях, обычно предусмотренных
специальным законом: прежде всего, при
официальных празднествах, мероприятиях, церемониях и ритуалах; во время его исполнения
может быть принято вставать и обнажать
голову.
5. Суверенитет.
Важнейшим признаком
государства, отличающим его от иных форм
общественной организации, является суверенитет.
Государственный суверенитет означает
самостоятельность, независимость государства
в осуществлении им своей политики как
в пределах собственной территории, так
и в международных отношениях, при условии
уважения суверенитета других государств.
Государственный суверенитет, т.е. “верховенство
и независимость государственной власти
от любой иной власти внутри страны и вовне
при строгом соблюдении общепризнанных
норм международного права”. Государственный
суверенитет, дающий право государству
самостоятельно и свободно решать свои
дела, отличает государство наряду с другими
его признаками от других организаций
общества (например, политических партий).
Независимость государственной власти
конкретно выражается в следующем:
- в универсальности - только
решения государственной власти
распространяются на все население
и общественные организации данной
страны;
- в прерогативе - возможности
отмены и признания ничтожным
любого незаконного проявления другой
общественной власти;
- в наличии специальных
средств воздействия, которых нет
ни у каких других организаций.
Суверенитет как признак государства
означает верховенство и независимость
государства, государственной власти
внутри и вне общества, на территории,
на которой возникло, существует и действует
данное государство, и по отношению к другим
иностранным государствам. Как политико-правовое
явление суверенитет свойствен государству
в целом, но не отдельным его институтам,
должностным лицам, представителям, - например,
монарху, президенту, правительству, главе
правительства, парламенту, депутату парламента,
судье.
За последние несколько сот
лет сложились различные теории суверенитета
- доктрины "государственного суверенитета",
"суверенитета народа", "суверенитета
нации", "ограниченного суверенитета",
"абсолютного суверенитета" вплоть
до современных авангардистских теоретических
версий об утрате суверенитетом в условиях
глобализационных процессов своего научного
и политико-практического значения.
Как признак государства суверенитет
фиксирует уникальное и единственно возможное
место, которое занимает государство в
обществе. Он есть непосредственное выражение
самостоятельности (пусть и относительной)
государства по отношению к обществу в
целом, составляющим его социальным классам,
группам, сословиям, нациям, этносам, политическим
партиям, общественным организациям, отдельной
личности. Без самостоятельности, без
суверенитета государство не смогло бы
сколько-нибудь эффективно и даже просто
реально реализовать свое назначение,
свои функции. Правда, такие теоретические
и политико-правовые конструкции, как
"суверенитет народа", "народ -
единственный источник власти", "право
нации на самоопределение", "государственное
образование" показывают сложную и
противоречивую природу государственного
суверенитета, которая реально зависит
от формы правления государства, формы
государственного устройства, социально-экономических,
политических, национальных процессов
и движений в обществе, от конкретно-исторического
типа общества.
Суверенитет государства стремится
быть абсолютным, т.е. неограниченным.
Однако в реальной жизни он ограничивается
факторами различного свойства - внешними,
внутренними, объективными, субъективными.
Среди них можно назвать мировую систему
государств, военный захват всей территории
или части территории государства другими
государствами, объективные экономические
законы, нравственный и духовный мир человека.