Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:06, курсовая работа
Целью исследования является комплексное исследование понятия и необходимости реализации права.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие применения норм права;
- охарактеризовать понятие реализации права.
Объект исследования – проблема реализации права.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА…………………………….
5
1.1.Понятие реализации права………………………………………
5
1.2. Формы реализации правовых норм…………………………….
9
ГЛАВА II ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА………………………………..
19
2.1. Основы применения норм права………………………………..
19
2.2. Принципы правоприменительной деятельности………………
23
2.3. Стадии правоприменительного процесса………………………
26
2.4.Акты применения права………………………………………….
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..
37
Применение норм права – это
особая форма реализации права, связанная
с деятельностью органов
В правовом государстве права и свободы человека как таковые приобретают непосредственное юридическое действие, так как они имеют «высшую ценность» по отношению к другим общественным ценностям и включены в систему конституционного регулирования. Основные права и свободы человека и гражданина являются основой для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Следовательно, применение права как составляющая общего механизма осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.
Применение права –
это государственно-властная деятельность,
осуществляемая по конкретным индивидуальным
делам, которая завершается принятием
конкретного решения
В процессе применения норм права органы государственной власти и должностные лица осуществляют свою деятельность по управлению обществом. Применяя предписания правовых норм, государство тем самым обеспечивает установление законности и правопорядка в обществе. Применение норм права – это властная специальная юридическая деятельность, осуществляемая компетентными органами государственной власти и должностными лицами по реализации предписаний юридических норм в четко установленном процессуальном порядке к конкретным правоотношениям индивидуального характера.
Правоприменительная деятельность
имеет свои характерные особенности
в механизме правового
Во-первых, это властная,
специальная юридическая
Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения.
1. Правоприменительной
деятельностью в пределах
2. Правоприменительная
деятельность осуществляется
3. Исполнение
4. В необходимых случаях
правоприменительные акты
Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти. Судебные органы, рассматривая конкретные юридические дела, тем самым создают условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти. Во многих случаях возникает необходимость содействия органов исполнительной власти в реализации субъективных прав граждан. Как отмечает В. А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие – охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод – сфера деятельности исполнительной власти».
Необходимо отметить, что не всегда правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов. Так, в некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган государственной власти. Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной деятельности предопределены в целом особенностями метода правового регулирования, диспозитивным характером подавляющего большинства юридических предписаний.
Во-вторых, право на правоприменительную деятельность субъекта сливается с его обязанностью осуществлять эту правоприменительную деятельность. Законодательство возлагает обязанность на субъектов правоприменительной деятельности заниматься этой деятельностью в силу их полномочий.
В-третьих, правоприменительная деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, т. е. носит индивидуальный характер. Индивидуальные правоприменительные акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам.
В-четвертых, вся правоприменительная
деятельность осуществляется в четкой
процессуальной форме, строго в рамках
правомочий, предоставленных
2.2. Принципы правоприменительной деятельности
Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) основывается на определенных принципах, среди которых важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений.
Принцип законности – это строгое и неуклонное следование закону субъектов правоотношений в процессе правоприменительной деятельности.
Принцип законности в
правоприменительной
Принцип социальной справедливости означает, что деятельность правоприменительных органов и должностных лиц должна быть направлена, в первую очередь, на защиту законных прав и свобод личности, установление законности и правопорядка в обществе, а не на обеспечение интересов каких-либо отдельных социальных групп и слоев. Принцип социальной справедливости является непременным условием формирования гражданского общества и построения правовой государственности.
Принцип обоснованности
правоприменительной
Принцип целесообразности
в правоприменительной
Можно выделить следующие основания для осуществления правоприменительной деятельности.
1. Правоприменительная
деятельность начинается тогда,
2. Правоприменительная
деятельность органов
3. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда совершено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность и нужно определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение. Например, при совершении уголовно наказуемого деяния меру наказания определяет только суд на основании наличия состава преступления; к лицам, совершившим административное правонарушение, меры административного взыскания применяют только компетентные органы государственной власти (должностные лица), предусмотренные административным законодательством.
4. Правоприменительная
деятельность необходима тогда,
5. Правоприменительная деятельность имеет место тогда, когда возникает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами (например, имущественный спор между участниками правоотношений может разрешить только суд).
6. Правоприменительная деятельность необходима также тогда, когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, признание лица безвестно отсутствующим).
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких логически связанных друг с другом последовательных стадий. На каждой стадии разрешаются конкретные задачи правоприменительного процесса, связанные с установлением фактических обстоятельств юридического дела, правовой квалификацией, толкованием правовых норм, устранением пробелов в праве и исполнением принятого решения.
1. Установление фактических
обстоятельств юридического
При применении права
к юридическим доказательствам,
с помощью которых
Во-вторых, правоприменительные органы (должностные лица) должны использовать лишь те средства доказывания, которые определены процессуальным законодательством. Например, согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации не могут служить доказательством показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности. Чтобы установить причину смерти и характер телесных повреждений, надо обязательно провести судебно-медицинскую экспертизу.