Применение норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексное исследование понятия и необходимости реализации права.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие применения норм права;
- охарактеризовать понятие реализации права.
Объект исследования – проблема реализации права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА…………………………….
5

1.1.Понятие реализации права………………………………………
5

1.2. Формы реализации правовых норм…………………………….
9
ГЛАВА II ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА………………………………..
19

2.1. Основы применения норм права………………………………..
19

2.2. Принципы правоприменительной деятельности………………
23

2.3. Стадии правоприменительного процесса………………………
26

2.4.Акты применения права………………………………………….
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..
37

Вложенные файлы: 1 файл

реализация права.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, в процессе правоприменительной деятельности необходимо установить полноту и правильность всех фактических обстоятельств, имеющих значение для юридического дела. Неполное и неправильное определение юридически значимых обстоятельств дела является основанием для отмены или изменения решения либо приговора суда.

2. Установление юридической  основы дела (правовая квалификация). После того как установлены  все фактические обстоятельства  дела, имеющие юридическое значение, начинается вторая стадия применения  норм права. На этой стадии  правоприменительный орган решает вопрос: какую юридическую норму применить при рассмотрении конкретного дела, т. е. дает правовую квалификацию фактическим обстоятельствам дела.

При юридической квалификации проверяется правильность текста закона, т. е. его подлинность (достоверность) с точки зрения наличия ошибок, а также наличие изменений в законодательстве. Применяется только текст закона, опубликованный в официальных изданиях со всеми изменениями и дополнениями на день применения юридической нормы.

Правовой анализ выбранной юридической нормы включает проверку юридической силы этой нормы, ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. При этом правоприменительный орган должен точно установить:

- действует ли данная норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

- действует ли эта правовая норма на той территории, где юридическое дело должно быть разрешено;

- распространяется ли действие данной правовой нормы на участников правоотношений, в отношении которых эта норма должна быть применена.

В правоприменительной  деятельности иногда имеет место  коллизия правовых норм, т. е. противоречие между различными юридическими нормами, что является нежелательным в  правовой практике. При разрешении коллизий между правовыми нормами  применяются следующие правила:

  1. при противоречии норм федерального закона и закона субъектов Федерации применяется норма федерального закона в пределах полномочий Российской Федерации;
  2. при коллизии норм, исходящих от различных органов государственной власти, применяется норма законодательного органа;
  3. при противоречии между нормами права, принятыми одним и тем же органом государственной власти в разное время, применяется норма, принятая позднее;
  4. в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

3. Толкование правовых  норм. Анализ содержания нормы  права, ее толкование предполагают  обращение к официальному тексту  соответствующего нормативно-правового  акта и официальное разъяснение  смысла и содержания применяемой  юридической нормы. Толкование правовой нормы необходимо для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

4. Устранение (преодоление)  пробела в праве. В процессе  правоприменительной деятельности  возникает необходимость устранения пробела в праве, связанного с отсутствием в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Пробелы в законодательстве в некоторых случаях неизбежны. Они связаны с существующими тенденциями развития общественной жизни и отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства. В некоторых случаях юридические пробелы зависят от изъянов законодательной техники.7

5. Принятие решения  дела по существу. Вынесение решения по юридическому делу является решающей и наиболее ответственной стадией применения права. Прежде чем вынести юридическое решение, правоприменительный орган должен убедиться, что все фактические обстоятельства юридического дела исследованы правильно и достаточно полно, что они достоверны и им дана верная юридическая оценка, что по данному делу правильно выбрана юридическая норма и она всесторонне и полно изучена. Только после изучения всех фактических обстоятельств юридического дела и окончательной правовой квалификации следует выносить решение по делу.

6. Исполнение решения  и контроль за правильным осуществлением  действий тех, кто должен реализовать  это решение.

После того как вынесено обоснованное решение компетентным органом государственной власти или должностным лицом, возникает необходимость исполнения этого решения. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов органов юстиции Российской Федерации. Например, согласно ст. 72 Федерального закона «Об исполнительном производстве» порядок исполнения наказания в виде конфискации имущества определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Из этой же нормы, а также из п. 1 ст. 62 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что конфискация имущества в принудительном порядке исполняется судебным приставом-исполнителем по приговору суда.

2.4.Акты применения права

 

Акты применения права  являются официальной формой выражения  правоприменительной деятельности. В них закрепляются решения компетентных органов государственной власти или должностных лиц по конкретным юридическим делам. Акты применения права характеризуются определенными специфическими признаками.

1. Акт применения права  – это государственно-властное  решение по конкретному юридическому  делу компетентного органа государственной  власти или должностного лица.

2. Акт применения права  содержит властное веление, обязательное  для соблюдения и исполнения  всеми субъектами права, кому  оно адресовано. Исполнение правоприменительного  акта обеспечивается силой государственного  принуждения.

3. Акт применения права имеет установленную законом определенную форму выражения. Например, решение или приговор суда, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, приказ ректора вуза о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

4. Акт применения права  имеет индивидуальный характер и направлен на регулирование конкретных общественных отношений. В нем субъективные права и юридические обязанности конкретно индивидуализированы, т. е. носят персонифицированный характер.

Акт применения права  – это индивидуальное государственно-властное решение компетентного органа государственной власти или должностного лица по конкретному юридическому делу, направленное на регулирование определенных общественных отношений.

К актам применения права  предъявляются определенные требования. Они должны:

а) строго соответствовать  нормативным правовым актам, на основе которых они принимаются;

б) издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;

в) иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официальный  характер (наименование акта, время  и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.).

Правоприменительный акт  – это надлежащим образом оформленный  юридический документ, который имеет  четкую структуру и обычно включает четыре части – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную. Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа государственной власти или должностного лица, принявшего решение.

Правоприменительные акты, как правило, оформляются в письменном виде. В некоторых случаях они могут излагаться и в устной форме (например, удаление свидетелей из зала судебного заседания, наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте). Правоприменительные акты отличаются от нормативно-правовых актов следующими основными признаками.

1. Если нормативный  правовой акт носит общий характер  и регулирует определенный круг  общественных отношений, то акт  применения права носит индивидуальный  характер и регулирует конкретные  общественные отношения.

Различают следующие  виды правоприменительных актов.

1. По субъектам, осуществляющим  применение права, правоприменительные акты подразделяются на:

а) акты федеральных органов государственной власти;

б) акты органов государственной  власти субъектов Российской Федерации;

в) акты органов местного самоуправления;

г) акты органов законодательной власти;

д) акты органов судебной власти;

е) акты органов исполнительной власти;

ж) акты, издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций.

2. По предмету правового  регулирования, т. е. по отраслям применяемых норм, различают:

а) акты конституционно-правовые;

б) акты гражданско-правовые;

в) акты административно-правовые;

г) акты уголовно-правовые;

д) акты процессуально-правовые и т. д.

3. По форме правоприменительной деятельности выделяют:

а) акты регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;

б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

В юридической литературе существуют и иные критерии классификации правоприменительных актов.8

Вывод: Применение аналогии закона и аналогии права – это не восполнение пробела в законодательстве. В результате применения института аналогии пробел в законодательстве не устраняется, а преодолевается лишь в данном конкретном случае. Восполнение пробела осуществляется только компетентным нормотворческим органом путем издания нового нормативного правового акта либо дополнения существующего.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация права - это  воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта.

Реализация права всегда связана только с правомерным  поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае - это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения неправомерных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, а противоправное - нарушает ее.

В литературе классификация  форм реализации права проводится по различным основаниям.

Прежде всего в зависимости  от юридического положения правореализующего субъекта выделяют два вида реализации права:

-Простая (непосредственная) реализация - осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов;

-Сложная (правоприменительная) реализация - осуществляется в виде государственновластной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права.

Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм):

- Использование норм  права - состоит в реализации  субъективных прав, т.е. в осуществлении  субъектами своих прав, предусмотренных  управомочивающими нормами права;

- Исполнение норм права  - состоит в реализации юридических обязанностей, т.е. в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;

- Соблюдение норм права  - состоит в реализации юридических  запретов, т.е. обязанностей пассивного  типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права.

Нормы права могут  быть реализованы:

- вне правоотношений

-посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений.

Вне правоотношений реализация права может осуществляться в  виде воздержании от действий, запрещенных правом (хищение, хулиганство и т.д.).

Правовой запрет осуществляется в повседневной жизни, когда субъекты не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующее запрещение, воздерживаются от неправомерного поведения, сообразуя тем самым свои поступки с требованиями правовых норм. В большинстве случаев соблюдение запретов происходит незаметно, обычно не фиксировано. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется.

Информация о работе Применение норм права