Приминение права, как особая форма его реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Но процесс реализации права – это сложное явление. На его протекание влияет множество факторов как из жизни общества и государства (социально-экономические, политические, культурные и пр.), так и конкретное поведение отдельных его членов.
Исходя из анализа таких факторов, а также по характеру правореализующих действий принято выделять четыре формы реализации права:
1) соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных действующим правом);
2) исполнение (совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания);
3) использование (осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению);

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
1. Применение права как особая форма реализации:
понятие и признаки …………………………………………………..5
2. Виды правоприменительной деятельности ……………………….11
3. Стадии правоприменительной деятельности ……………………..15
4. Акры применения права ……………………………………………22
Заключение …………………………………………………………..27
Список использованной литературы ………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Приминение права, как особая форма его реализации. Правопременительные акты.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………3

  1. Применение права как особая форма реализации:

понятие и признаки …………………………………………………..5

  1. Виды правоприменительной деятельности ……………………….11
  2. Стадии правоприменительной деятельности ……………………..15
  3. Акры применения права ……………………………………………22

Заключение …………………………………………………………..27

Список использованной литературы ………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Законодательными органами всех государств мира, том числе  Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией ежегодно принимаются десятки, а то и сотни законов. Все они направлены на достижение определенных целей, и прежде всего – урегулировать жизнь общества, определить функции государства, оградить и гарантировать права отдельных граждан и т.п.

Но для достижения поставленных целей одного лишь принятия компетентными органами и обнародования принятых законов недостаточно. Предписания каждого закона должны найти свое отображение в объективной действительности.

Правовые нормы превращаются в реальность в том случае, если они воплощаются в конкретном поведении и деятельности субъектов права, становятся составной частью их существования. Только тогда право, правовое регулирование достигает цели, только тогда общество можно назвать правовым и цивилизованным.1 Процесс такого воплощения права в жизнь называется его реализацией.

Под реализацией  права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных  действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и  всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда – значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Можно иметь самое  совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем  не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в вод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальными, позитивными действиями. Мертвые, не функционирующие законы, никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.2

Но процесс реализации права – это сложное явление. На его протекание влияет множество  факторов как из жизни общества и государства (социально-экономические, политические, культурные и пр.), так и конкретное поведение отдельных его членов.

Исходя из анализа  таких факторов, а также по характеру правореализующих действий принято выделять четыре формы реализации права:

1) соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных действующим правом);

2) исполнение (совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания);

3) использование (осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению);

4) применение (активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов).3

Поскольку применение права  связано со специальной деятельностью  компетентных органов (их непосредственных должностных лиц – судей, прокуроров, следователей и пр.), эта форма реализации права имеет особую значимость для юристов. Поэтому нам стоит рассмотреть ее более подробно.

 

 

 

2. ПРИМЕНЕНИЕ  ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ: ПОНЧТИЕ И ПРИЗНАКИ

 

 

Применение права – важнейшая форма реализации правовых норм. Это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм с тем, чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы.

Применять нормы права  – это значит применять власть, а нередко – принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

Характер государства  как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость  деятельности по применению права. В  данном случае государство в целях  упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию законодательно установленных органов. Применение права – это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.

Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с  точки зрения решения задач, стоящих  перед властью, может возникнуть лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

Поскольку применение права  имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное, гражданское судопроизводство), в других - устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.).4

Исходя из вышеизложенного, можно назвать следующие характерные  особенности применения права:

  1. это властно-императивная форма реализации права;
  2. осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;
  3. носит процессуально-процедурный характер;
  4. состоит из ряда последовательных стадий, то есть отличается стадийностью;
  5. имеет под собой соответствующие юридические основания;
  6. связано с вынесением правоприменительных актов;
  7. является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;
  8. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Данные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании нередко тоже требуется определенное вмешательство соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью и пр.). В целом же, в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

Основами (поводами) для  такого властного действия как применение права являются следующие обстоятельства:

1) когда совершается  правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности (например, уголовной, административной);

2) когда нет добровольного  исполнения обязательств (например, возврата долга, уплаты налога, соблюдения условий договора и пр.);

3) когда появляется  препятствие на пути реализации  субъектом своего права (например, при вступлении во владение  своим имуществом, которое незаконно  удерживается иными лицами);

4) когда возникает  спор о праве и стороны не  могут сами найти согласованное  решение, уладить конфликт (раздел имущества, спор об опеке над детьми и т.д.);

5) когда те или иные  юридически значимые действия  в силу их особой важности  должны пройти контроль со  стороны государства с целью  проверки их правильности, законности, достоверности (например, сделки по купле-продаже недвижимости, оформление доверенности на пользование автомобилем, заверение копий правоустанавливающих документов и пр.);

6) когда определенные  права и обязанности, соответствующие  им правоотношения не могут  возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии и т.п.);

7) когда по закону  необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим или умершим, нахождение на воинской службе, приобретение или утрата гражданства и т.п.).5

Разумеется, осуществление  такой деятельности невозможно без соблюдения определенных принципов, определяющих ее суть.

Принципы правоприменения – основные начала, устоявшиеся взгляды на то, как должны применяться юридические нормы. Принципы правоприменительной деятельности можно рассматривать и как своеобразные правовые ценности, на основании которых должно строиться применение юридических норм. Такими принципами-ценностями можно считать:

1) Законность, предполагающая четкое следование предписаниям материальных и процессуальных норм. Главное требование законности состоит в том, что решение должно быть основано на достоверных, истинных фактах. Фактические обстоятельства должны быть установлены и доказаны в соответствии с процессуальным законодательством. Очень важны и такие позиции как соблюдение соответствующим лицом, рассматривающим дело, условие подведомственности или подсудности. Не менее важно и такое требование законности, как правильная юридическая квалификация. Юридические нормы должны максимально соответствовать фактическим обстоятельствам, и только в этом случае решение можно считать квалифицированным, а значит, и законным. В тех случаях, когда соответствующей нормы нет, но факты лежат в сфере правовой регламентации, действует правило аналогии закона или аналогии права;

2) Объективность правоприменительного решения. Объективность правоприменителя всегда справедливо характеризовали как беспристрастность, бескорыстность, отсутствие эмоциональности в процессе рассмотрения и вынесения решения по делу. Правоприменитель должен «холодным умом» проанализировать факты, установленные в ходе правоприменения; выбрать правовую норму, максимально точно регламентирующую данную фактическую ситуацию. Однако это не означает, что правоприменитель не должен учитывать возраст обвиняемого, материальное положение, пол и иные обстоятельства. Важно, чтобы они были в рамках действующего законодательства и адекватны ситуации;

3) Целесообразность правоприменительного  решения. Правоприменительный акт  только тогда будет законным  и объективным, когда он отвечает такому требованию законности, как целесообразность. Цели юридических норм разные; фактические обстоятельства, подпадающие под их регулирование, также. И здесь правоприменитель должен выбрать «золотую середину». Для предупреждения нового преступления порой достаточно минимального наказания или условного. Если же лицо с точки зрения обстоятельств дела и с учетом его личных характеристик опасно для общества, то с целью предотвращения нового преступления целесообразно применить максимальную меру наказания;

4) Единообразие правоприменительной практики и особенно судебной. Применение одних и тех же норм, хотя и к различным обстоятельствам, но так или иначе однотипным, должно быть единообразно. Правоприменительная практика и ее важнейшая составляющая судебная не должны отличаться и тем более противоречить друг другу. Важнейшую роль здесь играет разъяснение пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, практика Конституционного Суда РФ;

5) Оперативность правоприменения также один из важных принципов реализации юридических норм; ценность борьбы с правонарушениями, защита законных интересов субъектов права во много раз возрастает в случае оптимального разрешения юридического спора. Безусловно, сроки рассмотрения дела должны быть целесообразны, разумны. Судья, другой правоприменитель не должны превращаться в машину по принятию судебных решений. Однако есть и другая крайность – формальность рассмотрения дела, отход от объективной истины;

6) Справедливость правоприменительного решения. Закон, иной нормативный правовой акт должны быть справедливыми, так как правотворчество основывается на началах справедливости. Однако сам законодатель также ориентирует правоприменителя на то, чтобы решение было максимально справедливым, но данная категория нравственная, достаточно подвижная. Поэтому то, что справедливо сегодня, может быть несправедливым в недалеком будущем. В основе справедливости лежит оценка законодателя и правоприменителя, собственное видение ситуации управомоченного органа или должностного лица.6

Информация о работе Приминение права, как особая форма его реализации