Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:57, контрольная работа
Но процесс реализации права – это сложное явление. На его протекание влияет множество факторов как из жизни общества и государства (социально-экономические, политические, культурные и пр.), так и конкретное поведение отдельных его членов.
Исходя из анализа таких факторов, а также по характеру правореализующих действий принято выделять четыре формы реализации права:
1) соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных действующим правом);
2) исполнение (совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания);
3) использование (осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению);
Введение ………………………………………………………………3
1. Применение права как особая форма реализации:
понятие и признаки …………………………………………………..5
2. Виды правоприменительной деятельности ……………………….11
3. Стадии правоприменительной деятельности ……………………..15
4. Акры применения права ……………………………………………22
Заключение …………………………………………………………..27
Список использованной литературы ………………………………28
В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно-историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т.д. Для правильного выявления воли, выраженной в нормативном акте, необходимо проанализировать сам текст нормативного акта, преамбулу, официальные и неофициальные его разъяснения, другие близкие по содержанию нормы, материалы периодической печати, научные работы и т.д. Тем не менее, главным объектом толкования при строгом режиме законности должен быть текст нормативного акта, поскольку в нем в первую очередь находит свое выражение воля законодателя.
Толкование особенно важно для работников правоприменительных органов, так как применение права для них является одной из основных обязанностей, той формой, в которой воплощается их деятельность. Однако это не умаляет значения толкования и гражданами. Известно правило, что незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов.
7) Вынесение решения компетентным органом. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права. Будучи творчески организующей деятельностью, вынесение решения, определяя судьбу дела, не может ограничиваться чисто формальным подведением жизненных обстоятельств под общие требования норм.
В результате осуществления всех предварительных стадий у лица, применяющего право, должно возникнуть внутреннее убеждение в том, что обстоятельства исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана верная юридическая оценка, что по делу правильно избрана норма и она полно и всесторонне изучена. Только после формирования такого убеждения можно приступить к вынесению решения.
8) Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.10
Эту стадию еще можно
назвать контрольно-
В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу. Древнеримский мыслитель, политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон считал, что судья – это говорящий закон, а закон – немой судья. Поэтому важно, что бы закон и суд не расходились, а дополняли друг друга. Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).
5. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
Деятельность компетентных органов завершается изданием индивидуального акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придается ему официальное значение и властный характер.
Правоприменительный акт – это государственно властный, индивидуально компетентный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм.
По отношению к конкретным органам и лицам акт применения права представляет собой категоричное, обязательное к исполнению веление. В нем олицетворяются авторитет и сила государства. За нарушение требований этого акта виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он издан.
Так как акт применения
права носит официальный
Как правило, акт применения права оформляется в письменном виде. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала судебного заседания, вызов понятых), либо в форме официальных знаков (жесты регулировщика и др.).
В целом можно выделить
следующие характерные для
1) конкретизируют, «привязывают» юридическую норму к конкретной жизненной ситуации, к конкретным фактическим отношениям. Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности сопряжены с конкретным субъектам права (адресатом);
2) обязательность предписаний правоприменительного акта; веления правоприменительного акта обязательны как для непосредственных адресатов, так и других субъектов, без соответствующих действий, которые невозможно исполнить без правоприменительного решения (например, присвоить звание заслуженного юриста РФ без вспомогательных действий администрации Президента РФ, региональных государственно-властных структур);
3) имеют официальный
характер, который подтверждается
соответствующими реквизитами,
Правоприменительные акты выполняют следующие функции:
1) конкретизируют, адаптируют юридические нормы к определенной жизненной ситуации; субъекты права в связи с принятым решением обладают субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями;
2) выступают в роли юридического факта (дела особого производства, например, в случаях подтверждения судом стажа работы);
3) обеспечивают свойство права быть принудительным феноменом в обществе;
4) реализуются субъективные юридические права в случаях правопрепятствия. Обязанное лицо, например, решением арбитражного суда принуждается к конкретным действиям в целях обеспечения права, например, вернуть вещь законному владельцу.11
Акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон также предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы:
1) вводную часть, в
которой указывается
2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;
3) мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения;
4) резолютивную часть,
в которой излагается
Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.
Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.
По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и т.п.
По субъектам их издания – на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
По юридической природе – на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.
По последствиям – на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).
По форме выражения – на письменные и устные (например, штраф за безбилетный проезд в транспорте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенные действия) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомобиль, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.
По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.п.12
Правоприменительные акты
занимают подчиненное положение
по отношению к актам
Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками.
Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели – и ближайшие, и отдаленные, и конечные – достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки. Существуют материальные, социально-политические, идеологические, организационные и юридические средства обеспечения эффективности правовых актов.13
Таким образом, правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их достаточно важной роли в механизме правового регулирования. С помощью правоприменительных актов достигаются цели правового регулирования. Кроме юридических целей, с их помощью решаются социальные, экономические и иные задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы всесторонне рассмотрели такую форму реализации права как его применение. В целом в работе отмечены все его особенности, выявленные в ходе теоретических изысканий. А также подробнейшим образом рассмотрены практические моменты правоприменительной деятельности: стадии данного процесса и акт применения права как ее завершающий результат.
Все это имеет огромное
значение как для юриста-практика,
предполагающего в будущем
И каждая дополнительная крупица знания вносит свою лепту в упрочнение фундамента здания правового государства и общества, которые мы строим совместными усилиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Приминение права, как особая форма его реализации