КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Основы
социального государства
Тема: Принципы социального
государства и их обоснование
2014
Содержание
Введение
Социальное государство
Существование социального
государства с его признаками
Принципы социального
государства
Вывод
Литература
Введение
Термин «социальное государство»
впервые был введен в 1850г. Лоренцом фон
Штейном, но его активная теоретическая
разработка началась в первой половине
ХХ века, тогда как понятие «правовое государство»
возникло раньше в ХIХ веке, хотя истоки
того и другого следует искать в древности.
Уже известные мыслители античности обращались
к поискам принципов, форм и конструкций
согласованного взаимодействия власти
и права.
Лоренц фон Штейн включил в
перечень функций государства «поддержание
абсолютного равенства в правах для всех
различных общественных классов, для отдельной
частной самоопределяющейся личности
посредством своей власти».
Социа́льное госуда́рство (нем.
Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния,
государство всеобщего благоденствия)
— политическая система, перераспределяющая
материальные блага в соответствии с принципом
социальной справедливости ради достижения
каждым гражданином достойного уровня
жизни, сглаживания социальных различий
и помощи нуждающимся.
Понятие «социальное государство»
широко вошло в оборот сравнительно недавно.
В конституционном законодательстве оно
впервые появилось в конституциях ряда
западноевропейских стран (Италии, ФРГ,
Франции и др.) послевоенного периода.
Это было связано с серьезным усилением
в этот период роли государства в решении
социально-экономических проблем. Сегодня
о социальном государстве речь идет в
конституциях многих не только западноевропейских,
но и восточноевропейских (включая Россию),
ряда азиатских (например, Турция), латиноамериканских
и других стран.
Социальное государство
Социальное государство (государство
всеобщего благосостояния, государство
всеобщего благоденствия) – политическая
система, в которой каждому гражданину
гарантирован достойный уровень жизни
и широкий набор социальных благ: занятость,
жильё, медицинская помощь, образование,
пенсия и т.д. Стремление к социальному
государству является одним из ключевых
положений политических программ социал-демократов.
Упоминание о социальном государстве
содержится в конституциях и других высших
законодательных актах многих стран. Теория
государства всеобщего благоденствия
предполагает, что социальные гарантии
обеспечиваются путём государственного
регулирования экономики (прежде всего,
крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Процесс возникновения и становления
социального государства имеет долгую
и сложную историю. В настоящее время оно
существует в трех основных проявлениях
и его можно анализировать на следующих
трех соответствующих уровнях:
1. на научном – как идею
и ее развитие в целом ряде концепций;
2. на нормативном – как конституционный
принцип, закрепленный в основных законах
все возрастающего числа стран. Так называется
государство, которое берет на себя обязанность
заботиться о социальной справедливости,
благополучии своих граждан, их социальной
защищенности.
Конституция Российской Федерации
вкладывает в понятие социальное государство
то, что оно должно стремиться лишь к максимально
возможному в условиях демократической
страны равномерному содействию благу
всех граждан и к максимально возможному
равномерному распределению жизненных
тягот.
Социальное государство стремиться
обеспечить каждому своему гражданину
достойный человека прожиточный минимум.
Имеется в виду, что каждый взрослый должен
иметь возможность зарабатывать на себя
и на содержание своей семьи.
В Конституции Российской Федерации
содержится лишь право (ст. 37) «свободно
распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию».
Хотя в ней говорится о праве на защиту
от безработицы.
Одной из важнейших целей социального
государства является социальное равенство.
Правовое государство обеспечивает равенство
всех перед законом.
Главной задачей социальной
политики Российской Федерации являются
достижение благосостояния человека и
общества, обеспечение равных и справедливых
возможностей для развития личности. Основные
направления социальной политики:
– охрана труда и здоровья людей;
– установление гарантированного
минимального размера оплаты труда;
– обеспечение государственной
поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан;
– развитие системы социальных
служб;
– установление государственных
пенсий, пособий;
– иные гарантии социальной
защиты;
3. на эмпирическом – как реальную
практику деятельности государственных
институтов по решению социальных проблем
общества и социальных групп.
Сущностью социального типа
государства является соединение всех
социальных групп населения, наций и народностей
в единое целое, объединенное в понятие
«гражданское общество». Основной целью
социального государства является обеспечение
защиты и обслуживание интересов всего
общества в целом, а не определенной его
части. Такое государство построено на
признании прав, свобод и законных интересов
человека в качестве высшей ценности.
Современное социальное государство
– это институт, направленный на организацию
достойной жизни и развития всего обществ
в целом, защиту прав, свобод и интересов
всех его граждан и народов, орудие решения
споров и конфликтов как внутри страны,
так и за ее пределами.
Одним из основных инструментов
реализации социального государства является
социальная политика. Взаимосвязь социального
государства и его социальной политики
проявляется в том, насколько полно и глубоко
социальное государство проводит свою
социальную политику, в какой степени
эта политика выражает потребности и интересы
его граждан.
Социальная политика направлена
на достижение социальных целей и результатов,
связанных с улучшением материального
и социального благосостояния, на повышение
качества жизни населения и достижение
общественно-политической стабильности,
предотвращение возможного возникновения
очагов социальной напряженности.
Суть социальной политики государства,
поставившего перед собой задачу превратиться
в социальное государство, состоит в обеспечении
условий для повышения благосостояния,
уровня жизни населения, создании социальных
предпосылок в формировании экономических
стимулов развития производства. В социальном
государстве задача реализации сильной,
эффективной социальной политики выдвигается
на первый план.
Во второй половине 1991 г. проблематика
социального государства начала постепенно
входить в России в политический оборот.
Впервые термин «социальное государство»
упоминается в проектах новой Конституции.
Но необходимо отметить, что при обсуждении
проектов Конституции РФ 1993 г. было множество
сторонников и противников включения
статьи о социальном государстве в текст
основного закона. На заседаниях Конституционного
совещания проводили множество аргументов
за и против, базировавшихся в основном
на идеологических позициях и на соображениях
политической целесообразности.
Существование социального
государства с его признаками
Существование и деятельность
социального государства тесно связана
с такими общественными явлениями, как
демократия, гражданское общество, правовое
государство, свобода и равенство, права
человека.
Идея социальной государственности
сформировалась в конце XIX - начале XX вв.
(то есть позднее
идеи правового государства) как результат
объективных социально-экономических
процессов, происходящих в жизни буржуазного
общества, когда в противоречие вошли
два его важнейших принципа - принцип свободы
и принцип равенства. Теоретически сложилось
два подхода к соотношению этих принципов.
Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен
Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию
индивидуальной свободы человека, вменяя
государству в качестве основной обязанности
охранять эту свободу от любого вмешательства,
в том числе и от вмешательства самого
государства. При этом они понимали, что
в конечном счете такая свобода приведет
к неравенству, однако считали свободу
высшей ценностью.
Другой подход олицетворяет
Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения
индивидуальной свободы, считал, что все
должно быть подчинено принципу равенства,
обеспечивать который - задача государства.
Принцип индивидуальной
свободы, который раскрепощал инициативу
и самодеятельность людей, способствовал
развитию частного предпринимательства
и рыночного хозяйства, имел, таким образом,
экономическое основание в период упрочения
экономической мощи буржуазных государств.
Однако к концу XIX в. по мере развития и
накопления богатства стало происходить
имущественное расслоение буржуазного
общества, его поляризация, чреватая социальным
взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной
свободы потерял свою актуальность и уступил
место принципу социального равенства,
требующего от государства перейти от
роли "ночного сторожа" к активному
вмешательству в социально-экономическую
сферу. Именно в такой историко-политической
обстановке и начинает формироваться
понятие социального государства, понимание
его особых качеств и функций.
В дальнейшем идея
социального государства начинает получать
все большее признание, воплощаться в
практике и конституциях современных
государств. Впервые государство было
названо социальным в Конституции ФРГ
1949 г. Так или иначе принцип социальности
выражен в конституциях Франции, Италии,
Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов,
Дании, Швеции, Японии и др. государств.
Большое значение для теории и практики
социального государства имело учение
английского экономиста Дж. Кейнса, под
влиянием взглядов которого сформировалась
концепция государства всеобщего благоденствия,
исходящая из возрастания социальной
функции государства.
Следует отметить,
что несомненно катализатором процесса
развития идеи социального государства
и воплощения ее в жизнь на Западе было
возникновение Советского государства,
постоянно декларировавшего в своих Конституциях
и других законодательных актах социальную
ориентированность политики. И, хотя политическая
теория и декларации социализма находились
в противоречии с реальностями отсутствия
демократии, гражданского общества, правового
государства и частной собственности
как экономической основы этих институтов,
нельзя отрицать реальных достижений
в социальной политике социалистических
государств. Разумеется, что в названных
социально-экономических условиях социально
ориентированная деятельность социалистического
государства могла иметь только патерналистский
(отеческий) характер,
связанный с установлением убогого равенства.
Подлинно социальное
государство возможно лишь в условиях
демократии, гражданского общества и должно
быть правовым в современном значении
этой характеристики. В настоящее время
правовое государство должно быть социальным,
а социальное государство не может не
быть правовым.
Теория и практика
правового государства, как уже отмечалось,
предшествовали идее и практическому
воплощению государства социального,
и их можно рассматривать как определенные
этапы в развитии общества. Социальное
государство пришло вслед за правовым
потому, что последнее в его классическом
либеральном (формальном)
варианте опиралось прежде всего на принципы
индивидуальной свободы, формального
юридического равенства и невмешательства
государства в дела гражданского общества.
А это привело к глубокому фактическому
неравенству, кризисным состояниям в экономике
и классовой борьбе. Все это потребовало
от государства перехода в новое качественное
состояние, выполнения новых функций.
П.И. Новгородцев обоснованно рассматривал
социальное реформирование (формирование социального
государства) как "новую стадию
развития правового государства". В
наши дни демократические государства
стремятся найти оптимальную меру сочетания
правового и социального принципов.
Истоки социальной
политики государства находятся в далеком
прошлом, когда правители, например римские
цезари, заботились о предоставлении плебсу
"хлеба и зрелищ". Однако о социальном
государстве как особой политико-правовой
реальности можно говорить лишь тогда,
когда социально ориентированная политика
фактически становится основным направлением
его деятельности и распространяется
на широкий круг объектов. Кроме того,
социальным может быть только государство,
имеющее высокий уровень экономического
развития, причем в структуре экономики
должна быть учтена социальная ориентация
государства. В этой связи момент реального
возникновения социальных государств
следует отнести к 60-м годам XX в. В каждой
же конкретной стране начальную стадию
формирования социального государства
следует связывать с установлением ответственности
государства за предоставление каждому
гражданину прожиточного минимума, что
в дальнейшем трансформируется в обязанность
государства обеспечить каждому гражданину
достойный уровень жизни.
Кроме того, следует
учитывать, что проведение государством
социально ориентированной политики представляет
собой трудный процесс, своего рода политическую
эквилибристику, обусловленную необходимостью
учитывать противоречивые, почти исключающие
друг друга факторы. Социальное государство
должно постоянно налаживать труднодостижимый
баланс между свободой рыночной экономики
и необходимостью воздействовать на распределительные
процессы с целью достижения социальной
справедливости, сглаживания социального
неравенства. Проф. Е.А. Лукашева справедливо
пишет: "Отказываясь от ограниченной
роли "ночного сторожа" и стремясь
обеспечить всем гражданам достойный
уровень жизни, государство не должно
переступить черту, за которой начинается
грубое вмешательство в экономику, подавление
инициативы и свободы предпринимательства".
В этой связи не случайно среди современных
политических движений Запада сложилось
своеобразное разделение труда: консерваторы
делают больший акцент на индивидуальной
и политической свободе - правовом принципе,
социал-демократы и близкие к ним либералы
- на сближении доходов и жизненных шансов
как материальном условии свободы каждого,
то есть на социальном принципе.