Принципы социального государства и их обоснование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «социальное государство» широко вошло в оборот сравнительно недавно. В конституционном законодательстве оно впервые появилось в конституциях ряда западноевропейских стран (Италии, ФРГ, Франции и др.) послевоенного периода. Это было связано с серьезным усилением в этот период роли государства в решении социально-экономических проблем. Сегодня о социальном государстве речь идет в конституциях многих не только западноевропейских, но и восточноевропейских (включая Россию), ряда азиатских (например, Турция), латиноамериканских и других стран.

Содержание

Введение
Социальное государство
Существование социального государства с его признаками
Принципы социального государства
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

  1. Демократическая организация государственной власти.

      Понятие  демократического государства неразрывно  связано с понятиями конституционного  и правового государства. В функции  демократического государства входит  обеспечение общих интересов  народа, при безусловном соблюдении  и защите прав и свобод человека  и гражданина.

       Демократия  есть принадлежность всей власти  народу, а также свободное осуществление  народом этой власти в полном  соответствии с его суверенной  волей и коренными интересами.

  1. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

       В ряде стран Запада нарастают движения «за моральное перевооружение, оздоровление и очищение политики и власти». Одним словом, нарастает тенденция усиления спроса с власти соблюдения принципа общечеловеческой и национальной морали.

  1. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  2. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

Экономика должна обладать рядом основополагающих признаков:

1) Экономика должна иметь форму рыночной экономики и развиваться под определяющим воздействием закона стоимости как единства трех форм его проявления – закона спроса и предложения, закона взаимной связи цен и закона инерции цен.

2) Социально ориентированная экономика должна обладать свойством непрерывного и устойчивого развития, обеспечивающего возможность растущего потребления (и количественно, и качественно) населения, его прироста без социальных и национальных коллизий.

3) Такая экономика должна быть социально ориентированной. Общая ее нацеленность на достижение достойной жизни населения страны и повышение качества жизни предполагает, что производство материальных благ и услуг для потребителя должно составлять основу всего производства. При этом разные слои общества, обладающие разновеликими доходами, должны обеспечиваться и разным ассортиментом и структурой материальных благ. Но в любом случае каждый должен получать доходы в зависимости от своего вклада в общественное производство. В свою очередь, общество должно обеспечивать возможность безбедного существования тем его членам, которые не могут участвовать в производстве.

4) Социально ориентированная экономика предполагает разрешение накапливающихся в обществе социальных противоречий не путем революций и контрреволюций, не путем навязывания своих методов такого разрешения большинством меньшинству, а путем разрешения этих противоречий на основе консенсуса, такого согласования интересов, которое не приводило бы к разрушению части накопленных производительных сил общества, к периодическому падению трудовой и общественно-политической активности народных масс, а позволяло бы находить оптимальное разрешение неизбежно возникающих противоречий классового общества.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Для того чтобы стать социальным государством в первую очередь нужно стать правовым государством — только на прочном правовом фундаменте может формироваться и функционировать социальное государство.

  1. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

Гражданское общество - это свободное демократическое цивилизованное общество, где обязанности граждан перед государством сведены к законопослушанию и уплате налогов (они обеспечивают существование и эффективное функционирование самого государства и определяют четкий и равный социальный статус личности в обществе).

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких  целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное  государство» в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).

В Российской Федерации положение о социальном государстве впервые получило закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7).

 

Принципы социального государства

 

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

- принцип экономической  свободы человека и признания  права предпринимателей и их  объединений, лиц наемного труда  и их профсоюзов на тарифную  автономию на основе социального  партнерства;

- принцип доверие к  регулирующей роли рынка через  спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и  на принцип ответственности государства  за игру рыночных сил и создание  условий для упорядоченного течения  экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение  благополучия своих граждан;

- принцип социальной справедливости  и  солидарности общества, в том  числе путем налогового перераспределения  доходов от богатых к бедным  и вовлечение дееспособных в  трудовой процесс и обеспечение  социальной ответственности трудоспособных  за ещё или уже не работающих  граждан;

- принцип участия работников  в управлении производством и  распределении , в общественной и  государственной жизни, развивая  при этом различные формы экономической  демократии.

В современном обществе, считают В.А. Каменецкий и В.П. Патрикеев, должен действовать принцип «государство для человека», последовательное применение которого является краеугольным камнем в фундаменте социального государства. По их мнению, этот принцип выражается в признании:

- морального и юридического  приоритета естественного права  перед дозволительным, то есть  позитивным;

- человека в качестве  единственного субъекта права  собственности на все объекты  собственности, существующие в государстве;

- первичности обязанностей  члена общества перед другими  членами общества по отношению  к его правам;

- особой роли нематериальных  объектов собственности, которые  не могут быть отчуждены от  человека;

- человека в качестве  единственного субъекта налогообложения;

- первичности интересов  человека перед интересами государства  при определении допустимого  уровня налогообложения;

- приоритета социальных  статей государственного бюджета  перед всеми остальными, вследствие  чего источником социальных выплат  становится весь государственный  бюджет, а ответственных за организацию  выплат – правительство;

- человека в качестве  непосредственного инвестора, способного  наилучшим образом увязать инвестиции  со своими потребностями.

Социальное партнерство является одним из принципов социального государства. Понятие "социальное партнерство" закрепилось в законодательной и научных сферах как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства. Постепенно, когда государство утрачивает свой классовый характер и превращается в социальное государство, широко распространяется идеология социального партнерства, приходящая на смену классовой борьбы. Роль государства в системе социального партнерства не ограничивается созданием необходимой правовой основы регулирования и системы регламентации социально-трудовых отношений. Государство, претендующее на роль социального, должно кроме того выступать гарантом действия сторон, соблюдения взятых на себя обязательств, определять юридический статус соглашений, разрабатывать и контролировать процедуры ведения переговоров. Государственные органы содействуют сглаживанию противоречий сторон путем участия своих представителей, выполнения арбитражной функции, содействия работе согласительных комиссий.

На уровне общества в целом предметом переговоров в сфере социального партнерства становятся основные направления социально-экономической политики, система социальных гарантий и защиты интересов субъектов социально-трудовых отношений, применяемых в масштабе государства.

Эти принципы социальной политики государства во многом взаимообусловлены и трансформируются в принцип самого социального государства. Для обеспечения функционирования этих принципов и требований в социальном государстве приводятся в движение определенные механизмы. Первый из них — тарифная автономия работодателей и работников и их объединений, осуществляемая на основе социального партнерства. Для того чтобы стороны сами могли договариваться об оплате труда, условиях, режиме работы и отдыха и т. п., необходимо соблюдение определенных условий — стороны должны законодательно наделяться полномочиями и нести ответственность за принятые обязательства. Им должна быть известна рыночная цена труда, как и других ценообразующих элементов производства, финансовое состояние организаций, политика распределения доходов и прибылей. Правовой основой, обеспечивающей первый принцип, должны быть законы об объединениях работодателей; о социальном партнерстве; об основных направлениях государственной политики по регулированию оплаты труда и доходов наемных работников и предпринимателей. Следующие два принципа взаимообусловлены, и их реализация требует создания механизма государственного контроля за действием рыночных сил и институтов, законодательно поощряя те из них, которые направлены на обеспечение конституционных целей страны и препятствуют ухудшению жизни людей и ослаблению государства.

Механизм реализации принципов социальной справедливости и социальной солидарности достаточно сложен. Чувство солидарности и взаимопомощи людей порождается природой их коллективной деятельности, а также закладывается на генетическом уровне. Государство должно устранить допущенную в ходе реформ несправедливость. Если же народ убеждается, что оно не в состоянии это сделать, тогда экономические и социальные требования перерастают в политические как средство получения экономических и социальных преобразований. Долг и обязанность государственных органов — устранить правовым путем причины конфликтов и создать условия для справедливого социального мира.

Социальное партнерство в утвердившемся понимании — это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая представляет собой один из способов согласования интересов при взаимодействии труда с капиталом. В более широком понимании социальное партнерство можно рассматривать как идеологию сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности, представленных в обществе. И в этом смысле социальное партнерство представляет собой один из главных принципов демократического гуманного социального государства. Мировая цивилизация сегодня идет по пути гармонизации отношений между трудом и капиталом, между различными слоями, группами, взаимодействующими в обществе.

Не менее значим принцип социального государства — участие граждан в управлении на всех уровнях власти и хозяйственной жизни. Его реализация возможна лишь в подлинно демократическом социальном государстве. Многие западные политики и ученые считают, что отношение работников к управлению имеет для них более важное значение, чем даже отношение к собственности. Для обеспечения реального участия граждан в управлении и по вертикали, и по горизонтали необходимо нормативно- правовую базу привести в полное соответствие с принципами, требованиями и целями социального государства. В реализации последнего из перечисленных принципов на основе системы социального партнерства как цивилизованного механизма сохранения гражданского мира и согласия в обществе за счет достижения взаимоприемлемого баланса интересов работника, работодателя, государства при урегулировании социально-экономических и трудовых отношений особая роль принадлежит профсоюзам. Сферой особого внимания профсоюзов является и социальная политика государства, ее конкретное воздействие на положение наемного работника и членов семьи.

Таким образом, социальное партнерство сегодня рассматривается как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями; способ согласования противоположных интересов; метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между наемными работниками и собственниками. В более широком смысле социальное партнерство — один из способов представления интересов каких-либо социальных групп в обществе и принцип социального государства. Отмеченная система взаимоотношений может строиться эффективно лишь при наличии третьего активного субъекта социального партнерства — государства — и таким образом социальное партнерство не только включает в свою систему государство как обязательный субъект, а одновременно выступает как один из принципов государства. Социальное партнерство является обязательным элементом государственного устройства, а в социальном государстве — важнейшим принципом организации взаимодействия между органами власти, работниками и работодателями в социально-трудовой сфере. В целом же на уровне общества ряд принципов социального государства "перекликаются" с принципами гражданского общества.

Информация о работе Принципы социального государства и их обоснование