Становление социального государства
- это процесс не только экономический
и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
С учетом сказанного можно сделать вывод,
что условиями
существования социального государства
и его характерными признаками являются:
- Демократическая организация государственной власти.
Понятие
демократического государства неразрывно
связано с понятиями конституционного
и правового государства. В функции
демократического государства входит
обеспечение общих интересов
народа, при безусловном соблюдении
и защите прав и свобод человека
и гражданина.
Демократия
есть принадлежность всей власти
народу, а также свободное осуществление
народом этой власти в полном
соответствии с его суверенной
волей и коренными интересами.
- Высокий нравственный уровень граждан
и прежде всего - должностных лиц государства.
В ряде
стран Запада нарастают движения «за моральное
перевооружение, оздоровление и очищение
политики и власти». Одним словом, нарастает
тенденция усиления спроса с власти соблюдения
принципа общечеловеческой и национальной
морали.
- Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять
меры по перераспределению доходов, не
ущемляя существенно положения собственников.
- Социально ориентированная структура
экономики, что проявляется в существовании различных
форм собственности со значительной долей
собственности
государства в нужных областях хозяйства.
Экономика должна обладать
рядом основополагающих признаков:
1) Экономика должна иметь форму
рыночной экономики и развиваться под
определяющим воздействием закона стоимости
как единства трех форм его проявления
– закона спроса и предложения, закона
взаимной связи цен и закона инерции цен.
2) Социально ориентированная
экономика должна обладать свойством
непрерывного и устойчивого развития,
обеспечивающего возможность растущего
потребления (и количественно, и качественно)
населения, его прироста без социальных
и национальных коллизий.
3) Такая экономика должна быть
социально ориентированной. Общая ее нацеленность
на достижение достойной жизни населения
страны и повышение качества жизни предполагает,
что производство материальных благ и
услуг для потребителя должно составлять
основу всего производства. При этом разные
слои общества, обладающие разновеликими
доходами, должны обеспечиваться и разным
ассортиментом и структурой материальных
благ. Но в любом случае каждый должен
получать доходы в зависимости от своего
вклада в общественное производство. В
свою очередь, общество должно обеспечивать
возможность безбедного существования
тем его членам, которые не могут участвовать
в производстве.
4) Социально ориентированная
экономика предполагает разрешение накапливающихся
в обществе социальных противоречий не
путем революций и контрреволюций, не
путем навязывания своих методов такого
разрешения большинством меньшинству,
а путем разрешения этих противоречий
на основе консенсуса, такого согласования
интересов, которое не приводило бы к разрушению
части накопленных производительных сил
общества, к периодическому падению трудовой
и общественно-политической активности
народных масс, а позволяло бы находить
оптимальное разрешение неизбежно возникающих
противоречий классового общества.
5. Правовое
развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
Государство, становясь правовым, превращается
из аппарата властвования, прежде всего
в социальную службу для человека и общества,
выражающую их волю и действующую под
их контролем.
Для того чтобы стать социальным государством в первую очередь нужно стать правовым государством — только
на прочном правовом фундаменте может
формироваться и функционировать социальное государство.
- Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает
инструментом проведения социально ориентированной
политики.
Гражданское общество - это свободное
демократическое цивилизованное общество,
где обязанности граждан перед государством
сведены к законопослушанию и уплате налогов
(они обеспечивают существование и эффективное
функционирование самого государства
и определяют четкий и равный социальный
статус личности в обществе).
7. Ярко выраженная социальная направленность
политики государства, что проявляется
в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности
их реализации.
8. Наличие у государства таких
целей, как установление всеобщего блага, утверждение
в обществе социальной справедливости,
обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для
самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства
о социальной защите населения, например
Кодекса социальных законов, как это имеет
место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное
государство» в конституции страны
(впервые это было сделано в Конституции
ФРГ в 1949 г.).
В Российской Федерации положение
о социальном государстве впервые получило
закрепление в Конституции Российской
Федерации 1993 года: «Российская Федерация
- социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека» (ч. 1 ст. 7).
Принципы социального
государства
Опыт многих европейских государств,
являющихся по Конституции социальными,
показывает, что они строят свою социально-экономическую
политику, опираясь на такие важнейшие
принципы, как:
- принцип экономической
свободы человека и признания
права предпринимателей и их
объединений, лиц наемного труда
и их профсоюзов на тарифную
автономию на основе социального
партнерства;
- принцип доверие к
регулирующей роли рынка через
спрос, предложение, ценообразование,
конкуренцию, но одновременно и
на принцип ответственности государства
за игру рыночных сил и создание
условий для упорядоченного течения
экономической и социальной жизни,
направленной на обеспечение
благополучия своих граждан;
- принцип социальной справедливости
и солидарности общества, в том
числе путем налогового перераспределения
доходов от богатых к бедным
и вовлечение дееспособных в
трудовой процесс и обеспечение
социальной ответственности трудоспособных
за ещё или уже не работающих
граждан;
- принцип участия работников
в управлении производством и
распределении , в общественной и
государственной жизни, развивая
при этом различные формы экономической
демократии.
В современном обществе, считают
В.А. Каменецкий и В.П. Патрикеев, должен
действовать принцип «государство для
человека», последовательное применение
которого является краеугольным камнем
в фундаменте социального государства.
По их мнению, этот принцип выражается
в признании:
- морального и юридического
приоритета естественного права
перед дозволительным, то есть
позитивным;
- человека в качестве
единственного субъекта права
собственности на все объекты
собственности, существующие в государстве;
- первичности обязанностей
члена общества перед другими
членами общества по отношению
к его правам;
- особой роли нематериальных
объектов собственности, которые
не могут быть отчуждены от
человека;
- человека в качестве
единственного субъекта налогообложения;
- первичности интересов
человека перед интересами государства
при определении допустимого
уровня налогообложения;
- приоритета социальных
статей государственного бюджета
перед всеми остальными, вследствие
чего источником социальных выплат
становится весь государственный
бюджет, а ответственных за организацию
выплат – правительство;
- человека в качестве
непосредственного инвестора, способного
наилучшим образом увязать инвестиции
со своими потребностями.
Социальное партнерство
является одним из принципов социального
государства. Понятие "социальное партнерство"
закрепилось в законодательной и научных
сферах как система взаимоотношений между
наемными работниками и работодателями
при посреднической роли государства.
Постепенно, когда государство утрачивает
свой классовый характер и превращается
в социальное государство, широко распространяется
идеология социального партнерства, приходящая
на смену классовой борьбы. Роль государства
в системе социального партнерства не
ограничивается созданием необходимой
правовой основы регулирования и системы
регламентации социально-трудовых отношений.
Государство, претендующее на роль социального,
должно кроме того выступать гарантом
действия сторон, соблюдения взятых на
себя обязательств, определять юридический
статус соглашений, разрабатывать и контролировать
процедуры ведения переговоров. Государственные
органы содействуют сглаживанию противоречий
сторон путем участия своих представителей,
выполнения арбитражной функции, содействия
работе согласительных комиссий.
На уровне общества
в целом предметом переговоров в сфере
социального партнерства становятся основные
направления социально-экономической
политики, система социальных гарантий
и защиты интересов субъектов социально-трудовых
отношений, применяемых в масштабе государства.
Эти принципы социальной
политики государства во многом взаимообусловлены
и трансформируются в принцип самого социального
государства. Для обеспечения функционирования
этих принципов и требований в социальном
государстве приводятся в движение определенные
механизмы. Первый из них — тарифная автономия
работодателей и работников и их объединений,
осуществляемая на основе социального
партнерства. Для того чтобы стороны сами
могли договариваться об оплате труда,
условиях, режиме работы и отдыха и т. п.,
необходимо соблюдение определенных условий
— стороны должны законодательно наделяться
полномочиями и нести ответственность
за принятые обязательства. Им должна
быть известна рыночная цена труда, как
и других ценообразующих элементов производства,
финансовое состояние организаций, политика
распределения доходов и прибылей. Правовой
основой, обеспечивающей первый принцип,
должны быть законы об объединениях работодателей;
о социальном партнерстве; об основных
направлениях государственной политики
по регулированию оплаты труда и доходов
наемных работников и предпринимателей.
Следующие два принципа взаимообусловлены,
и их реализация требует создания механизма
государственного контроля за действием
рыночных сил и институтов, законодательно
поощряя те из них, которые направлены
на обеспечение конституционных целей
страны и препятствуют ухудшению жизни
людей и ослаблению государства.
Механизм реализации
принципов социальной справедливости
и социальной солидарности достаточно
сложен. Чувство солидарности и взаимопомощи
людей порождается природой их коллективной
деятельности, а также закладывается на
генетическом уровне. Государство должно
устранить допущенную в ходе реформ несправедливость.
Если же народ убеждается, что оно не в
состоянии это сделать, тогда экономические
и социальные требования перерастают
в политические как средство получения
экономических и социальных преобразований.
Долг и обязанность государственных органов
— устранить правовым путем причины конфликтов
и создать условия для справедливого социального
мира.
Социальное партнерство
в утвердившемся понимании — это система
взаимоотношений между наемными работниками
и работодателями, которая представляет
собой один из способов согласования интересов
при взаимодействии труда с капиталом.
В более широком понимании социальное
партнерство можно рассматривать как
идеологию сотрудничества во всех сферах
жизнедеятельности, представленных в
обществе. И в этом смысле социальное партнерство
представляет собой один из главных принципов
демократического гуманного социального
государства. Мировая цивилизация сегодня
идет по пути гармонизации отношений между
трудом и капиталом, между различными
слоями, группами, взаимодействующими
в обществе.
Не менее значим
принцип социального государства — участие граждан
в управлении на всех уровнях власти и
хозяйственной жизни. Его реализация возможна
лишь в подлинно демократическом социальном
государстве. Многие западные политики
и ученые считают, что отношение работников
к управлению имеет для них более важное
значение, чем даже отношение к собственности.
Для обеспечения реального участия граждан
в управлении и по вертикали, и по горизонтали
необходимо нормативно- правовую базу
привести в полное соответствие с принципами,
требованиями и целями социального государства.
В реализации последнего из перечисленных
принципов на основе системы социального
партнерства как цивилизованного механизма
сохранения гражданского мира и согласия
в обществе за счет достижения взаимоприемлемого
баланса интересов работника, работодателя,
государства при урегулировании социально-экономических
и трудовых отношений особая роль принадлежит
профсоюзам. Сферой особого внимания профсоюзов
является и социальная политика государства,
ее конкретное воздействие на положение
наемного работника и членов семьи.
Таким образом, социальное
партнерство сегодня рассматривается
как система взаимоотношений между наемными
работниками и работодателями; способ
согласования противоположных интересов;
метод решения социально-экономических
проблем и регулирования конфликтов между
наемными работниками и собственниками.
В более широком смысле социальное партнерство
— один из способов представления интересов
каких-либо социальных групп в обществе
и принцип социального государства. Отмеченная
система взаимоотношений может строиться
эффективно лишь при наличии третьего
активного субъекта социального партнерства
— государства — и таким образом социальное
партнерство не только включает в свою
систему государство как обязательный
субъект, а одновременно выступает как
один из принципов государства. Социальное
партнерство является обязательным элементом
государственного устройства, а в социальном
государстве — важнейшим принципом организации
взаимодействия между органами власти,
работниками и работодателями в социально-трудовой
сфере. В целом же на уровне общества ряд
принципов социального государства "перекликаются"
с принципами гражданского общества.