Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:28, курсовая работа
Принцип разделения властей давно уже является одним из основных признаков правового государства наряду с верховенством права, законностью управления, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и обеспечением самостоятельности гражданского общества в отношениях с государством. Данный принцип - не результат трудов какого-либо мыслителя или одного из направлений политической мысли какой-либо эпохи, различные правовые принципы и политические концепции разделения государственной власти с разной степенью теоретической и практической оформленности можно встретить в любом периоде истории развития государства и права и политико-правовых учений.
Однако с точки зрения становления концепции разделения властей все эти процессы могут быть объединены «в рамках процесса развития одной мировой цивилизации». А именно той, которая заняла господствующее положение в Центральной и Западной Европе, а затем распространилась и на Северную Америку. «Политическая культура, составной частью которой стала концепция разделения властей, была порождением именно этой цивилизации»7.
Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей в Англии (в интерпретации Дж. Локка) и во Франции (в представлении Ш. Монтескье), необходимо не только исходить из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.
Объективные факторы – реально существующие условия и предпосылки, несомненно, являются той базой, основой, на которой возникают и функционируют как отдельные идеи, так и сама теория разделения властей. Они, безусловно, имеют важнейшее значение для процесса возникновения и развития рассматриваемой концепции и играют при этом доминирующую роль.
Однако далеко не второстепенное значение для данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности политико-правовые и философские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.
Будучи сторонником теории
естественного права, обществен
Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними7, Дж. Локк считал, что только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство – носитель публичной (политической) власти, способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели» - сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.
_______________________
7 История политических и правовых учений/ Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997. С. 185-193.
Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрения знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.
В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная) – на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.
Отстаивая данный способ организации власти и распределения ее между различными государственными органами, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления»3.
Дело в том, пояснял ученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.
Последняя заключается в том, что человек по природе своей полностью свободен «от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, но руководствуется только законом природы»3. В отличие от естественной свободы, «свобода человека в обществе» состоит в том, что он не подчиняется никакой другой «законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием»3.
Согласно философским и
Основывая данный тезис, автор, обращался к таким природным чертам человека, как его способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни руководствоваться ими; как способность претворять в жизнь принимаемые им решения и применять общие правила к конкретным ситуациям; наконец, как способность не только устанавливать, но и поддерживать на определенном уровне и в определенных рамках свои отношения с другими людьми. Наличием данных природных черт человека обосновывалась необходимость и естественность разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную (ведающую международными отношениями) власти.
Аналогичные идеи о разделении властей
развивались и дополнялись позд
В силу первой части государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествие. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновение частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую – просто исполнительной властью государства»4.
Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей гражданской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и государством, Монтескье усматривал, так же как и Локк, в четком разделении и взаимном сдерживании властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония.
Теория разделения властей имела и имеет в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение. Идеи разделения властей были широко представлены, например, в таких фундаментальных актах, имевших огромное для своего времени юридическое и политико-практическое значение, как Декларация прав человека и гражданина (1789), в которой акцентировалось особое внимание не только на индивидуальных правах и свобод, но и на важность для установления конституционного порядка разделения властей;
Конституция Франции (1791), где закреплялось принципиально важное положение о том, что «во Франции нет власти, стоящей над законом» и что «король царствует лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения»; и др.
Дж. Локк и Ш.-Л. Монтескье заложили основу, первые фундаментальные положения в создающуюся теорию разделения властей, определив основной спектр дискуссионных проблем государственного строительства будущих правовых государств в отношении государственной власти и основных способов ее деления8. Основным аргументом в пользу разделения властей для них являлась защита неотъемлемых прав человека от посягательств государства9, что выразилось в компромиссе между буржуазией и дворянством при осуществлении ими государственной власти. Главное отличие разделения властей в новое время от предшествующих периодов выражалось не просто в разделении функций государственных органов, которое существовало всегда, а в разделении государственных институтов на основные ветви власти и недопущении смешения полномочий различных властей в одном органе или одним человеком, что было достигнуто в результате компромисса политических сил по поводу обладания властью в государстве.
Важнейшим фактором в развитии теории и практики концепции разделения властей явились итоги революционной войны за независимость бывших английских колоний в Америке и создание нового государства - Соединенных Штатов Америки.
Создавая новое государство, американцы видели перед собой пример короля-тирана9 и опасались сильной исполнительной власти как неминуемого ограничителя свободы. Поэтому в большинстве штатов конституционно были закреплены значительные преимущества законодательной власти над остальными властями. Однако дальнейшая политическая практика показала неэффективность подобной схемы государственного управления. Законодательная власть с ее постоянной меж фракционной борьбой оказалась неспособной к принятию оперативных решений, крайне необходимых в различных ситуациях. Назревало недоверие граждан к представительным органам. Главным пороком Конституции своего родного штата Вирджинии Т. Джефферсон считал концепцию всей государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной, в одном органе - законодательном собрании, так как именно смешение этих трех основных властей в государстве и есть собственное определение тиранического правления. И для граждан ничуть не легче, когда эти полномочия осуществляются множеством рук, а не одной. 173 деспота будут всегда такими же угнетателями, как и один тиран. В условиях отсутствия сильной федеральной власти назревал экономический и финансовый кризис в освободившихся штатах. К тому моменту, в силу сложившихся социально-экономических и политических условий, американское общественное мнение уже не было столь резко отрицательно настроено
____________________
8 Локк Дж. Избр. Философские произв. Т. 2 М., 1960; Монтескье Ш.-Л. Указ. соч.
9 Декларация независимости США 1776г. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 182-185.
против исполнительной власти.
Таким образом, идея о разделении государственной власти не была для американцев императивом демократии с самого начала существования государства, а приходила уже вместе с опытом государственного строительства. По мнению П. Баренбойма, «то, что основатели новой республики после провозглашения независимости в 1776г. не поспешили учредить три разграниченный отрасли управления, доказывает, что они в своих действиях руководствовались политическим опытом, а не теоретическими установками»10. Важнейшей особенностью американского государственного строительства было отсутствие давления со стороны феодальных социальных групп при принятии решений о распределении полномочий между ветвями власти и разделении властей, тормозящего развитие политического процесса. Это позволило американцам избежать многих проблем, с которыми столкнулись те, кто в то же время реализовывали принцип разделения властей на европейском континенте.
Собравшийся в 1787г. в Филадельфии Конституционный Конвент принял новую Конституцию США, которая в главных своих положениях функционирует и поныне. Одно из определяющих начал, положенных в основу этого документа, - принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Попытка реализовать и конституционно закрепить разделение государственной власти в Европе была предпринята примерно в тоже время, что и в США. Это произошло во Франции, сразу после Великой буржуазной революции 1789г.
Вся государственная власть находилась в руках короля - выразителя интересов дворянства. Таким образом, основными социальными группами, между которыми развернется борьба за обладание государственной властью, были буржуазия и дворянство.
26 августа 1789г.
Учредительное собрание
Принцип разделения властей официально закрепляется в принятой в 1791г. Конституции Франции. В соответствии с данным принципом, законодательные и судебные органы избирались и были подконтрольны буржуазии. Исполнительные же органы, во главе с королем, оставались в руках у дворянства. Таким образом, была ликвидирована абсолютная монархия и установилась кон-
___________________
10 Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. М., 1995.С.51
ституционная. Характерным отличием французской системы разделения властей от американской является то, что французская значительно ближе находилась к принципам классиков разделения властей - Дж. Локку, Ш.-Л. Монтескье и другим - и отражала временный баланс сил между буржуазией и дворянством. Тем не менее, сравнивая текст Конституций США и Франции, можно обнаружить довольно много совпадений относительно распределения полномочий между ветвями власти.
Государственная власть в США была разделена на три части, каждая из которых формируется по-своему. Носитель исполнительной власти - Президент, избирается коллегией выборщиков, создаваемой в соответствии с представительством каждого штата в Конгрессе. Конгресс осуществляет полномочия законодательной власти и состоит из Сената и Платы представителей. Если Палата представителей избирается пропорционально численности населения в штатах (общефедеральное представительство), то в Сенат входят по два представителя от всех штатов вне зависимости от их размеров и численности населения. Таким образом, каждая палата выражает различные интересы. Сенат - общефедеральные интересы, а Палата представителей - интересы штатов. Судебная власть на федеральном уровне, согласно Конституции, осуществляется Верховным судом, который формируется из кандидатур, предложенных Президентом, после их согласования и утверждения Сенатом.