Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:59, реферат

Краткое описание

Разделение властей - один из основных принципов политической организации общества, закрепленный в конституционном законодательстве всех современных государств либеральной демократии.
Основной смысл данной политической концепции состоит в предотвращении или сведении до минимума возможности злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Понимание принципа разделения властей
1.2. Правовое оформление принципа разделения властей в современной России
ГЛАВА II. Особенности реализация принципа разделения властей в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ОСОБЕННОСТИ.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)


Российский Государственный Социальный Университет, филиал в г.Клину

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине 
«Конституционное право» 
на тему 
«ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ»

 
подготовила: студентка 2 курса факультета ГМУ Бабий Т.В 
преподаватель: Матвеев П.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Клин 2012 
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

ГЛАВА I. Понимание принципа разделения властей

1.2. Правовое оформление принципа разделения властей в современной России

ГЛАВА II. Особенности реализация принципа разделения властей в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За  весь  исторический  период  своего      существования общество по-разному отвечало на вопрос  об идеальной модели государственного устройства.  Основной  мировой  тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права. Российская  Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание  условий  для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные  представления  о  демократии  и  основных  принципах  ее воплощения,  особую  важность  приобретает  изучение   основных   принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

      Данный реферат посвящен рассмотрению вопроса  реализации принципа разделения властей в современной России.

      Целью реферата является всестороннее исследование  «разделения властей», как теории и принципа, оказавших огромное влияние на формирование в России гражданского общества с сбалансированным взаимодействием всех уровней власти.

      Для  того, чтобы поставленная цель была раскрыта   необходимо структурировать  материал по  теме в соответствии  с основными задачами исследования:

      1. Раскрыть понятие принципа разделения властей на основе различных теоретических подходов к этому вопросу;

      2. Проанализировать правовой опыт реализации принципа  разделения властей в современных российских условиях;

      3.  Изучить развитие принципа разделения властей   в   современной российской государственно-правовой действительности.

      В данном реферате используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования:

      - логический;

      - сравнительно-исторический;

      - историко-реконструктивный.

      Логический  метод  позволяет   исследовать  внутренние   закономерности складывания модели правового государства  и  теории  разделения  властей  на базе норм логики, которая является наукой  о  закономерностях мышления.

      Сравнительно-исторический метод  дает возможность  посредством   анализа разнообразных подходов к проблеме  выявлять  общие и специфические черты принципа  разделения  властей  в  процессе  его  реализации  в  обществах  с различными традициями.

      Историко-реконструктивный метод  способствует   через   движение от настоящего   к   прошлому,  от   следствия   к   причине   рассмотреть и проанализировать  различные  стадии  эволюции  взглядов  на  роль  и   место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность  существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между гражданами.

      В процессе исследования были проанализированы следующие источники:

Конституция РФ 1993г., Конституции США,  Франции;  материалы  помещенные  в хрестоматиях по истории России и истории  государства   и  права  зарубежных стран. Учебная литература в  работе  представлена  исследованиями  известных отечественных специалистов в лице Алексеева С.С., Венгерова   А.Б,  Кутафина О.Е., Хропанюк Н.Е. и др.

Необходимо отметить,  что рассмотрение  теории  и  принципа разделения властей только на первый взгляд, кажется легкой задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На  самом деле настоящее исследование проблемы демонстрирует противоречивое  однообразие  в подходах , особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением   неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период.

 

 

ГЛАВА I Понимание принципа разделения властей

 

Разделение  властей - один из основных принципов  политической организации общества, закрепленный в конституционном  законодательстве всех современных  государств либеральной демократии.

Основной смысл  данной политической концепции состоит в предотвращении или сведении до минимума возможности злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках. Средством для этого служит установление в государстве такого отношения различных властей между собой, при котором они могли бы сдерживать друг друга, не допуская перевеса одной из них. Данная система сдержек и противовесов предполагает четкое правовое определение компетенции и функций трех основных видов власти - законодательной, исполнительной и судебной, характера их отношений с обществом и между собой. В соответствии с тем, как осуществляется распределение полномочий трех ветвей власти в основном законодательстве, можно выделить три основные формы правления правового государства - конституционная монархия, президентская республика и парламентская республика. Реализация принципа разделения властей (наряду с принципом народного суверенитета) означала решающий шаг при переходе от государственности старого порядка (абсолютизма) к правовому (конституционному) государству нового времени1

Как показал А.Н. Медушевский, итогом эволюции научных представлений  о принципе разделения властей является торжество функционального подхода, когда принцип разделения властей  рассматривается не как деление  единой суверенной государственной  власти, а как специализация функций отдельных частей государственного аппарата2. В этой связи существенный интерес представляет классификация распределения функций государства, разработанная в свое время Н.Н. Алексеевым.

Н.Н. Алексеев предлагает следующую  классификацию распределения функций государства.

1. Распределение функций без  проведения начала специализации.  При такой системе каждый государственный  орган наделяется всеми возможными  государственными функциями - полнотой  осуществления властных актов.  Возможное при этом совпадение деятельностей и неизбежные столкновения избегаются не путем разделения труда, но посредством замещения одного органа другим. Это система замещающих друг друга властей, зачатки которой можно наблюдать уже в некоторых учреждениях старых абсолютных монархий. В Московской Руси, например, Боярская дума замещала царя в его отсутствие, причем, действуя вместо царя, она действовала как царь и осуществляла все возможные акты, которые в обычном порядке осуществлялись царем. Особенно это чувствовалось в эпохи междуцарствия или во времена несовершеннолетия царя, когда Дума замещала царскую власть во всех отношениях. Сенат был учрежден Петром Великим для вершения всех государственных дел в отсутствие монарха. "Власть Сената простиралась на все вообще роды дел государственных, ему поручено было высшее управление оными. Указам его повелено было повиноваться, как указам самого государя"3. Именно эта модель распределения функций использовалась и в Советской России. Как известно, советская доктрина отрицательно относится к теории разделения властей в смысле европейских воззрений и современной европейской практики. Однако же при множественности верховных органов советской власти и Советское государство не могло избежать проблемы распределения функций. Как отмечает Н.Н. Алексеев, "распределение это осуществляется тем путем, что верховные, стоящие во главе государства коллегии - Съезд Советов, Центральный исполнительный комитет, его Президиум и Совет народных комиссаров, обладая полнотою власти, последовательно заступают друг друга, причем высшая коллегия обладает правом контроля над деятельностью низших коллегий"4

2. Распределение функций с проведением  начала специализации. Этот тип  распадается, в свою очередь,  на следующие подвиды:

а) строгое проведение начала специализации. Эту систему предлагали Ф. Рехм, И. Кант. Ее характеризуют как систему абсолютного разделения властей, т.е. такой полной специализации функций, которая исключает между соответствующими органами всякое сотрудничество. На практике подобная система была последовательнее всего проведена в Конституции Французской Республики 5 фруктидора третьего года (22 августа 1795 г.);

б) специализация функций при  условии возможности отрицательного воздействия одних органов на другие. Именно такой способ распределения функций предлагал Ш. Монтескье5. По его мнению, теория разделения властей требует такого правительственного аппарата, который ставит искусственные преграды против злоупотребления власти. Отдельные единицы власти следят друг за другом и останавливают друг друга тогда, когда совершается покушение на нарушения законности и права. Но подобное балансирование властей и их равновесие возможны только в том случае, если власти обладают правом взаимного контроля.

в) специализация функций при  условии не только отрицательного контроля, но и положительного вторжения одной власти в компетенцию другой. Эта система имела два исторических воплощения, с одной стороны, в переходных формах абсолютной монархии к умеренному конституционализму и, с другой стороны, в современных парламентских республиках. В первом случае монархическая власть, приобретая с введением конституционного режима специальный характер власти исполнительной, однако же, оставляет за собою право широкого вмешательства в дела законодательства.

Эта модель имела место на всем протяжении дореволюционной истории России вплоть до 1906 г. Именно это неспециализированное распределение функций имело место и в Советской России. Наконец, именно эта характерная с эволюционной точки зрения модель распределения функций мешала последовательному воплощению принципа разделения властей в ходе реформ 1905 г. и мешает воплощению этого принципа уже в истории современной России.

 

1.2. Правовое оформление принципа  разделения властей в современной  России

Ранее было отмечено, что принцип разделения властей понимается разнопланово и многоаспектно. Современное его понимание сводится к функциональному аспекту, но этот функциональный аспект отнюдь не лишает принцип разделения властей его главной сущностной политической составляющей. Принцип разделения властей касается именно политического аспекта, а не административного распределения функций с целью рационализации управленческой деятельности государства. Назначение принципа разделения властей не столько в рационализации, сколько в предотвращении узурпации власти в одних руках или в создании надлежащих механизмов разрешения политических конфликтов между различными политическими силами в условиях уже относительно устоявшегося демократического режима.

Таким образом, не любое распределение функций внутри государственного аппарата имеет отношение к принципу разделения властей, и в первую очередь это касается распределения функций без проведения начала специализации, где распределение преследует чисто административные, но не политические цели. Причем проведение этой модернизации сталкивается здесь с рядом существенных трудностей, связанных с монархическим восприятием государственной власти, когда последняя идентифицируется с конкретной личностью, а не с учреждением или иным, лишенным личностных черт, политическим институтом6.

Возвращаясь к принципу разделения властей, следует отметить, что результаты по его внедрению в процессе экзогенной политической модернизации в политическую систему России как в случае с  Манифестом 1905 г., так и в постсоветской истории не могут считаться удовлетворительными. Как в первом, так и во втором случае реализовала себя так называемая модель функциональной специализации, в которой возможен не только отрицательный контроль, но и положительное вторжение одной власти в компетенцию другой. Причем в обоих случаях возможности положительного контроля не являются взаимными, а сосредоточены только в руках главы государства при минимуме ответственности с его стороны7.

В России действует жесткая президентская  форма правления - суперпрезидентская республика. В ней глава государства возвышается над всеми остальными органами государственной власти, обладает широкими полномочиями во всех сферах общественной жизни и в то же время не несет какой-либо политической ответственности. Это искажает систему разделения властей: в России происходит значительный перекос в сторону исполнительной власти, которая через Президента как ее фактического руководителя подчиняет себе все остальные. На реализацию парламентом Российской Федерации его функций серьезное влияние оказывает исполнительная власть в лице Президента и Правительства России, а также судебная власть через деятельность Конституционного Суда. Вследствие этого самостоятельность парламента в реализации своих полномочий ограничивается. В системе разделения властей роль парламента сведена к минимуму: принятие угодных исполнительной власти законов и выполнение ряда формальных контрольных полномочий. А это - угроза развитию авторитарного режима, признаки которого, к сожалению, уже проявляются в политической действительности (упразднение либо снижение роли элементов непосредственной демократии (референдум, выборы глав регионов), устранение оппозиции, отсутствие политического "веса" Правительства, отсутствие независимых от государства национальных телеканалов и др.)"8.

Информация о работе Принцип разделения властей