Принцип разделения властей как основа построения системы органов Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее исследование конституционных основ организации государственной власти в Российской Федерации, изучение и анализ основополагающих принципов её осуществления.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить возникновение института разделения властей и рассмотреть возникновение, проследить развитие теории разделения властей
2. Проанализировать содержание принципа разделения властей;
3. Раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации

Содержание

Введение……………………..…………
Глава 1. Возникновение сущность принципа разделения властей………………………………..…
Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России……………………………..………..
Сущность принципа разделения властей………………...
Общие положения принципа разделения властей в соответствии с Конституции Российской Федерации 1993 года……………....
Глава 2. Разделение властей в системе органов государственной власти Российской Федерации……………………..
Законодательная власть………………………
Исполнительная власть………………………….
Судебная власть…………………………..
Заключение..................................................
Библиографический список………………………

Вложенные файлы: 1 файл

вся курсовая.docx

— 56.31 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра Конституционного и муниципального права

 

 

Заведующий кафедрой

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Принцип разделения властей как основа построения системы органов Российского государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………..…………

Глава 1. Возникновение сущность принципа разделения властей………………………………..…

  • Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности  в России……………………………..………..
  • Сущность принципа разделения властей………………...
  • Общие положения принципа разделения властей в соответствии с Конституции Российской Федерации 1993 года……………....

Глава 2. Разделение властей в системе органов государственной власти Российской Федерации……………………..

  • Законодательная власть………………………
  • Исполнительная власть………………………….
  • Судебная власть…………………………..

Заключение..................................................

Библиографический список……………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

 

 В  самом общем понимании государство  представляет собой аппарат управления обществом и защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложную структуру и включает представительные главу государства; (законодательные) органы власти; правительство, министерства и иные органы исполнительной власти; правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию; пенитенциарные учреждения. При этом разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным признаком правового государства. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица. 

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную стало одним из основополагающих принципов функционирования современных демократических государств. Ведь необходимое условие существования демократии - отсутствие монополии любого политического органа на власть. Все имевшие до последнего времени попытки пренебрегать этим принципом вели к тому, что руководство государства лишалось правовой основы и превращалось в произвол, посягающий на  права и свободы личности.

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Основы конституционного строя закрепляют принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ).

 Конституция как правовой механизм поддерживается и осуществляется целой структурой правовых и государственных институтов, общественным правосознанием, конституционной теорией и правоприменительной практикой. У конституции, как справедливо считают многие ученые и практики, нет собственного механизма реализации; им, в сущности, является вся правовая система, все ее элементы и взаимосвязи между ними прямо или косвенно причастны к осуществлению конституционных норм и принципов.

Целью курсовой работы является всестороннее исследование конституционных основ организации государственной власти в Российской Федерации, изучение и анализ основополагающих принципов её осуществления.

Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить возникновение института разделения властей и рассмотреть возникновение, проследить развитие теории разделения властей

2.   Проанализировать содержание принципа разделения властей;

3.   Раскрыть сущность разделения  властей в Российской Федерации

4. Определить систему и функции органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации

Структура работы: введение; две главы, включающие шесть абзацев; заключение; библиографический список.

 

Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИНЦЫПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

    • 1.1 Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности  в России

 

Конституция РФ как основной закон нашего государства определяет наиболее важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и различных его составляющих элементов. Иными словами Конституция определяет тот строй, по которым развивается и существует общество и государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные принципы этого развития.

Наиболее важными принципами Конституции РФ  являются следующие: права и свободы человека и гражданина;   федеративное устройство России, взаимоотношения Федерации с ее субъектами и разграничение полномочий между ними, организация и осуществление власти в Российской Федерации и некоторые другие.

Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.1

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях важно знать, в чем значимость его для сегодняшней России, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

Ключом к трактовке конституционных статей об организации власти в Российской Федерации - а в широком плане всего государственного строя - служит принцип разделения властей. Принцип этот не нов, он был выдвинут еще на рубежах Новой истории, когда нарождавшаяся буржуазия боролась с абсолютной властью монарха и его дворянского окружения, когда в руках монарха была сосредоточена вся полнота власти, причем ничем не ограниченная, что значительно тормозило и затрудняло развитие класса буржуазии.

“Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства”2, — констатирует Дж. Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует “первую ветвь власти”.

Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш. –Л. Монтескье (1689-1755) . Еще в 1721 году в своих “Персидских письмах” он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш. -Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд “О духе законов” 3 (работа над которым шла около 20 лет), в которой помимо критики абсолютизма он противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей.

Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. “Что бы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга”. Монтескье считает недопустимым объединение хотя бы двух ветвей власти в одни руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть). “Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их”. “Не будет свободы..., если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем”. Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.

Доктрина, созданная Ш. Л. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в одних руках. Не менее важно и то, что Монтескье также пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести.

Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день4.

За прошедшие столетия принцип разделения властей - разумеется, в развитии и постоянном совершенствовании, с учетом условий отдельных стран - выдержал испытания временем и ныне занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними. Этот принцип прежде всего демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая позволяет эффективно выявлять и отражать интересы как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп - национальных, региональных, профессиональных.

В условиях разделения властей население может непосредственно и через своих представителей активнее участвовать в процессе принятия государственных решений, чем при доминировании одной из властей или устранении какой-либо из них. Разделение властей - необходимая предпосылка формирования правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод гражданина.

Обращает на себя внимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и адекватную институционализацию этих функций, создание и развитие государственных учреждений, относящихся к различным властям и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти. Разделение властей, далее, тесно связано с формированием правовой системы, в которой, с одной стороны, выделяются определенные группы юридических норм, а с другой стороны, устанавливается иерархия их отношений. Это вносит упорядоченность, согласованность и стабильность в развитие права, повышает его эффективность.

Как известно, принцип разделения властей в своей основе не был принят марксизмом, который изначально выдвигал обеспечение и укрепление диктатуры пролетариата как главную задачу государства. Классовые, политические интересы предопределяли формирование институтов осуществления власти, распределение функций и полномочий между ними, их взаимоотношения.

Как показал советский опыт, определенное разделение труда по управлению государством постепенно усиливалось, но до восприятия идеи разделения властей дело не доходило. Формально-конституционным ограничителем оставался принцип полновластия Советов, а практически-политическим - монопольное руководящее положение коммунистической партии, которая во всех случаях оставляла за собой принятие важных решений в сфере управления страной.

С провозглашением и утверждением государственной самостоятельности России разделение властей стало конституционным принципом. Однако освободиться от наследия прошлого было не так легко. В Конституции 1978 года  оставались нормы, противоречившие этому принципу. Съезд народных депутатов сохранял полномочия, позволявшие ему принимать к рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Федерации. Это давало основания для его вторжения  в сферу исполнительной власти, что с введением в Российской Федерации института Президента стало одной из причин частых осложнений отношений между ветвями власти. Конституционные кризисы, разумеется, имели прежде всего политические причины, но рассогласованность норм, касавшихся разделения властей, отсутствие правил разрешения конфликтов также сыграли свою негативную роль в развитии событий.

Лишь с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года принцип разделения властей был закреплен в основном законе нашего государства в качестве принципа конституционного строя России.

 

    • 1.2 Сущность принципа разделения властей

 

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне5. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы.

Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического строя, правового государства. Сегодня разделение властей свойственно прогрессу цивилизации. Вместе с тем всеобщий характер принципа никоим образом не означает, что речь идет о механическом копировании зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития.

Прежде всего разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

Информация о работе Принцип разделения властей как основа построения системы органов Российского государства