Патриархальная теория была
широко распространена в Древней Греции
и рабовладельческом Риме, получила второе
дыхание в период средневекового абсолютизма
и какими-то отголосками дошла до наших
дней.
У истоков ее стоял Аристотель,
который считал, что государство представляет
собой естественную форму человеческой
жизни, что вне государства общение человека
с себе подобными невозможно. Как существа
общественные люди стремятся к объединению,
к образованию патриархальной семьи. А
увеличение числа этих семей и их объединение
приводят к образованию государства. Аристотель
утверждал, что государственная власть
есть продолжение и развитие отцовской
власти.23
Патриархальная теория нашла
благоприятную почву в России. Ее активно
пропагандировал социолог, публицист,
теоретик народничества Н. К. Михайловский.
Патернализм, вождизм порождает
и многочисленных идеологических «оруженосцев»,
готовых на все лады восхвалять вождей,
оправдывать в глазах людей самые негативные
их действия и решения. Наиболее уродливо
эта тенденция проявилась во времена сталинского
тоталитаризма. Культовая идеология не
только оправдывала, но и всячески восхваляла
концентрацию неограниченной власти в
руках Сталина, сразу же превращая каждый
его шаг в «исторический», «судьбоносный»,
«решающий». Вся страна оказалась вовлеченной
в это грандиозное восхваление, почти
эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости,
всеведения, всесилия и всезнания одного
человека. Но под аккомпанемент оглушающей
культовой идеологии шел небывалый разгул
беззакония и произвола. Человеческая
личность ни социально, ни .юридически
не была защищена.
Патриархальную теорию критиковали
многие и в разное время. В частности, еще
Дж. Локк писал, что вместо научного
подхода мы находим в ее положениях «детские
побасенки». Ее называли «доктриной прописей»,
антинаучной биологизацией такого
сложного явления, как государство.24
Марксистская теория происхождения
государства наиболее полно
изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение
семьи, частной собственности и государства»,
само название которой отражает связь
явлений, обусловивших возникновение
анализируемого феномена. В целом теория
отличается четкостью и ясностью исходных
положений, логической стройностью и,
несомненно, представляет собой большое
достижение теоретической мысли.
Для марксистской теории характерен
последовательный материалистический
подход. Она связывает возникновение государства
с частной собственностью, расколом общества
на классы и классовым антагонизмом. Суть
вопроса марксизм выражает в формуле «Государство
есть продукт и проявление непримиримых
классовых противоречий».
Отрицать влияние классов на
возникновение государства нет оснований.
Но так же нет оснований считать классы
единственной первопричиной его появления.
Как уже было отмечено, государство нередко
зарождалось и формировалось до возникновения
классов, кроме того, на процесс
государствообразования влияли и другие,
более глубинные и общие факторы.25
Теория договорного происхождения
государства также возникла в глубине
веков. В Древней Греции некоторые софисты
считали, что государство возникло в результате
договорного объединения людей с целью
обеспечения справедливости. У Эпикура
«впервые встречается представление о
том, что государство покоится на взаимном
договоре людей...». Но если в воззрениях
философов Древней Греции мы находим лишь
зачатки данной теории, то в трудах блестящей
плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция,
Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева
(Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка
(Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция)
и др. она получила полное свое развитие.
Сторонники названной теории
исходили из того, что государству предшествует
естественное состояние, которое они характеризовали
по-разному
Теория договорного
происхождения государства не отвечает
на вопросы, где, когда и каким образом
состоялся общественный договор,
кто был его участником или свидетелем.
Нет, похоже, и исторических доказательств,
которые бы дали на них ответ. Словом, данная
теория страдает антиисторизмом, но это
не лишает ее научной ценности. Она впервые
показала, что государство возникает (пусть
в силу объективных причин) как результат
сознательной и целенаправленной деятельности
людей. Это фактически первый созданный
людьми общественно-политический институт,
оказывавший и оказывающий огромное воздействие
на жизнь индивидов, групп, классов, всего
общества. Его можно планомерно совершенствовать,
преобразовывать, Приспосабливать
к изменяющимся условиям. Если к сказанному
добавить, что договорная теория положила
начало учению о народном суверенитете,
о подконтрольности, подотчетности
перед народом всех государственно-властных
структур, их сменяемости, то станет ясно,
что она и сегодня актуальна.26
В мире всегда существовало
и существует множество различных теорий,
объясняющих процесс возникновения и
развития государства и права. Это вполне
естественно и понятно, ибо каждая из них
отражает или различные взгляды и суждения
различных групп, слоев, наций и других
социальных общностей на данный процесс.
Или — взгляды и суждения одной и той же
социальной общности на разные аспекты
данного процесса возникновения и развития
государства и права.
Заключение
Власть в первобытном обществе
олицетворяла силу и волю рода или союзов
родов; источником и носителем власти
(властвующем субъектом) был род, она была
направлена на управление общими делами
рода, подвластными (объектом власти) являлись
все его члены. Здесь субъект и объект
власти полностью совпадали, поэтому она
была по своей природе непосредственно
общественной, те есть неотделимой от
общества и не политической. Единственным
способом ее реализации было общественное
самоуправление. Ни профессиональных
управленцев, ни особых органов принуждения
тогда не существовало.
Несложные отношения первобытного
общества регулировались обычаями – исторически
сложившимися в привычку в результате
воспитания и многократного повторения
одних и тех же действий и поступков.
Обычаи догосударственного
общества имели характер нерасчлененных
«моно-норм», были одновременно и нормами
организации общественной жизни, и нормами
первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми
правилами.
Мононормы изначально были
продиктованы «естественно природной»
основой присваивающего общества, в котором
и человек является частью природы. В них
права и обязанности сливались воедино.
Особое место занимало такое средство
обеспечения обычаев, как табу (запрет).
Табу сыграло особую роль в упорядочении
половых отношений. Благодаря табу, первобытное
общество поддерживало необходимую дисциплину.
В догосударственном обществе
обычаи соблюдались в силу авторитета
и привычки, но когда обычай нуждался в
подкреплении путем прямого принуждения,
общество выступало в роли коллективного
носителя силы – обязывающей, изгоняющей
и даже обрекающей на смерть нарушителя
(преступника).
Таким образом, род был одновременно
древнейшим социальным институтом и самой
первой формой организации догосударственного
общества.
В моей работе я попыталась
рассмотреть проблему основных причин
и предпосылок возникновения государства
и права, найти отличия между правом и
социальными нормами первобытного общества.
Также, я попыталась определить отличия
государства от других институтов власти.
В ходе проведенного исследования
были получены следующие результаты:
1. На основании анализа
научных публикаций были обобщены
данные об исследованиях таких
общественно-политического явлений,
как государство и право. Было
установлено, что проблемы понимания
государства и права, их сущности
и закономерностей развития всегда
привлекали внимание ученых. В
настоящее время появилось большое
количество работ, посвященных изучению
данной темы, но, не смотря на
это, такие вопросы как происхождение
государства и права, их основные
признаки, сущность, назначение и
другие, до сих пор остаются
дискуссионными.
2. Было выяснено, что существуют
разные теории происхождения
государства и права: теологическая,
патриархальная, договорная и другие.
3. Анализ научных публикаций
показал, что попытки дать четкое
определение понятиям государства
и права, предпринимались различными
учеными, мыслителями начиная со
времен глубокой древности и
до настоящего времени.
4. В ходе работы я
выяснила, что если говорить об
особенностях появления права, необходимо
помнить, что процесс возникновения
государства и права протекал
во многом параллельно, при взаимном
их влиянии друг на друга.
В заключении хочется добавить,
что существует множество мало известных
теорий происхождения государства и права.
Не все они могут претендовать на абсолютную
достоверность. Каждая из них является
лишь определенной ступенькой к познанию
истины.
Список использованной
литературы
- Теория государства и права:
учебник. Мелехин А.В – М.: Маркет ДС корпорейшн,
2010. С.35
- Политология / Причины возникновения
государства. - 2011 - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://lekziya.ru/
- Общая теория права и государства:
Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2010. С.78-80
- Энциклопедия по теории государства
и права / Причины и формы возникновения
государства – 2011. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://law-theory.ru/
- Теория государства и права,
Матузов Н.И., Малько А.В- М.: Инфра-М, 2004. С.78-81
- Теория государства и права:
учебник. 4-е изд.,/ Л.А. Морозова, М.: Эксмо, 2010. С.54-56
- Теория государства и права:
Учебное пособие. Иванов А.А., Иванов В.П. - ЮНИТИ-ДАНА. - 2007. - С.44-45
- Сумма теологии. Ф. Аквинский, М. Ника-Центр Год. - 2010. - С. 56
- Теория государства и права
: учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов
: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. С.98-100
- Хрестоматия по теории государства
и права. Т.Радько. Изд-во Проспект, 2011. С.67
- Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: 2010. С. 44
- Основы государства и права:
Учебное пособие./ Под ред. В.Т. Гайкова
и В.А. Ржевского. Ростов н/Д.: Издательство Феникс, 2010. С.78
- Теория государства и права:
Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского
и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм.
И доп. – М.: Издательство НОРМА, 2011. С. 62.
- Общая теория права и государства:
Учебник / Под. ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2010. С. 75.
- Теория государства и права:
Учебник для вузов. – М.: "Зерцало", под ред. Марченко М.Н.. - 2011 г. С.131-134.
- Теория государства и права.
Учебник для вузов. 3-е издание., Венгеров
А. Б., М.: Юридическая литература. 2010. С.134-136.
- Теория государства и права:
Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского
и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм.
И доп. – М.: Издательство НОРМА, 2010. С. 41.
- Основы государства и права:
Пособие для поступающих в вузы. Морозова
Л.А. //Основы государства и права. –2011
№1 с. 24-26.
- Теория государства и права.
Учеб. пособие для студ. Учреждений сред.
проф. образования. Клименко А.В., Румынина
В.В. – М.: Мастерство: Высшая школа,
2010. С. 67-70
- Теория государства и права.
Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2011. С.
48-56.
1 Теория
государства и права: учебник. Мелехин
А.В – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2010. С.35
2 Политология
/ Причины возникновения государства.
- 2011 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lekziya.ru/
3 Теория
государства и права. Учеб. пособие для
студ. Учреждений сред. проф. образования.
Клименко А.В., Румынина В.В. – М.: Мастерство:
Высшая школа, 2010. С. 67-70
4 Политология
/ Причины возникновения государства.
- 2011 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lekziya.ru/
5 Общая
теория права и государства: Учебник /
Под. ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Юристъ, 2010. С. 75.
6 Общая
теория права и государства: Учебник /
Под. ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Юристъ, 2010. С. 75.
7 Теория
государства и права: Учебник для вузов.
– М.: "Зерцало", под ред. Марченко
М.Н.. - 2011 г. С.131-134.
8 Теория государства и права,
Матузов Н.И., Малько А.В- М.: Инфра-М, 2004.
С.78-81
9 Общая
теория права и государства: Учебник /
Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб.
и доп. — М.: Юристъ, 2010. С.78-80
10 Энциклопедия по теории государства
и права / Причины и формы возникновения
государства – 2011. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://law-theory.ru/
11 Теория
государства и права, Матузов Н.И., Малько
А.В- М.: Инфра-М, 2004. С.78-81.
12 Теория
государства и права: учебник. 4-е изд.,/
Л.А. Морозова, М. Эксмо,2010. С.54-56
13 Теория
государства и права: Учебное пособие.
Иванов А.А., Иванов В.П., ЮНИТИ-ДАНА. - 2007.
- С.44-45
14 Сумма
теологии. Ф. Аквинский, М. Ника-Центр Год.
- 2010. - С. 56
15 Теория государства и права
: учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов
: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. С.98-100.
16 Хрестоматия по теории государства
и права. Т.Радько. Изд-во Проспект, 2011.
С.67.
17 Теория
государства и права. Курс лекций./ Под
ред. Н.И. Мальтузова и А.В. Малько. – М.:
2010. С. 44.
18 Основы
государства и права: Учебное пособие./
Под ред. В.Т. Гайкова и В.А. Ржевского. Ростов
н/Д.: Издательство Феникс, 2010. С.78
19 Теория
государства и права: Учебник для вузов
/ Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф.
В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. И доп. –
М.: Издательство НОРМА, 2011. С. 62.
20 Общая
теория права и государства: Учебник /
Под. ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Юристъ, 2010. С. 75.
21 Теория
государства и права: Учебник для вузов.
– М.: "Зерцало", под ред. Марченко
М.Н.. - 2011 г. С.131-134.
22 Теория
государства и права. Учебник для вузов.
3-е издание., Венгеров А. Б., М.: Юридическая
литература. 2010. С.134-136.
23 Теория
государства и права: Учебник для вузов
/ Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф.
В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. И доп. –
М.: Издательство НОРМА, 2010. С. 41.