Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях слабых демократических традиций, несовершенства национального законодательства, неэффективной деятельности властных институтов и недостаточного уровня политико-правовой культуры современного переходного общества одним из самых опасных негативных явлений является коррупция. Она поражает все сферы общественной жизни, способствует распространению организованной преступности, создает социальное напряжение, вызывает у населения неуверенность в способности власти осуществить организационные и практические мероприятия по преодолению системного кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Коррупция как социально-политическое явление……………………………...…………3
1.2. Причины и последствия коррупции в сфере государственного управления……………4
1.3. Виды и формы политической коррупции……………………………………………….…6
2. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
2.1. Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией……………………………………...…7
2.2. Антикоррупционная политика Российской федерации…………………………………10
3. ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления…………………………………………………………………12
3.2. Возможные стратегии противодействия коррупции в России……………………….…14
Заключение…………………………………………………………...…………………………17
Список литературы………………………………………………...…………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

ГМУ взятки.docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Антикоррупционная  политика Российской федерации

 

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач.

Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, реализацией такой задачи, как мониторинг коррупции.

Согласно федеральному закону Российской Федерации «О противодействии коррупции», основными направлениями противодействия коррупции являются: [24]

проведение единой государственной политики в сфере противодействия коррупции;

создание механизма взаимодействия правоохранительных и других государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

принятие законодательных, административных и других мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля над их деятельностью;

введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и разрешений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

обеспечение независимости средств массовой информации;

неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

усиление контроля над решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также другим негосударственным организациям;

сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Акты по вопросам противодействия, какие имеют прямые или косвенные поручения, полномочия, меры по организации антикоррупционной работы в федеральном органе:

Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействия коррупции»;

Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О Комиссии по соблюдению требований к служебным поведением федеральных государственных служащих и урегулирования конфликта интересов»;

Распоряжение Президента РФ от 29.06.2010 № 435-рп « Об организации в 2010 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействие коррупции»;

Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и национального плану противодействия коррупции на 2010-2011 годы»;

Указ Президента РФ от 31.03.2010 № 396 «О внесение изменений в состав Совета при Президенте РФ по противодействия коррупции и в состав президиума этого Совета, утвержденные указом Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815»;

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействия коррупции»;

Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О противодействия коррупции»»;

Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятие федерального закона « О противодействия коррупции»;

Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействия коррупции».

 

 

3. ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ  РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

3.1 Проблемы и  перспективы борьбы с коррупцией  в российской системе государственного  управления

 

В 2011 году наибольшее количество преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявлено в сферах государственного управления (11 тыс.), здравоохранения (6,7 тыс.) и образования (6,6 тыс.).

В суды направлены обвинительные материалы коррупционной направленности в отношении 255 выборных глав муниципальных образований, 253 работников муниципальных учреждений и предприятий. В отношении работников здравоохранения и социального обеспечения возбуждено 1990 уголовных дел, около 2 тыс. уголовных дел - в сфере образования и науки, 302 дела - в отношении работников ЖКХ. Зарегистрировано почти полторы тысячи преступлений, связанных с коммерческим подкупом, на сумму более 150 млн. рублей, однако осуждено всего 250 человек.

Уголовные дела возбуждены в отношении 4 действующих и бывших заместителей губернаторов, 4 депутатов региональных законодательных собраний, 16 министров и их заместителей, а также 13 заместителей руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации.

Важным шагом в реализации антикоррупционной политики стало создание по инициативе Президента Российской Федерации в январе 2012 года межведомственной рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций. Она сформирована с участием представителей ФНС, ФСБ, МВД, ФСКН, Генпрокуратуры России, Росфинмониторинга, Центрального банка и Следственного комитета Российской Федерации. Среди главных задач этого нового антикоррупционного органа - отслеживание путей и схем вывода денег, прежде всего, из сферы энергетики и ЖКХ, а также активизация контроля над сделками, проводимыми через банки.

Следует отметить, что при осуществлении коррупционной деятельности используются разнообразные механизмы: политические и социальные (давление, уступки, игры на человеческих слабостях и честолюбии), экономические (подкуп, взятка, материальная выгода), механизмы шантажа и угроз, а также шпионажа и иной противоправной деятельности, которые в совокупности представляют собой сложнейшую систему.

Характерной особенностью современного состояния не только России, но и всего мирового сообщества является высокая динамика развития форм и методов преступности, в том числе и коррупции, рост числа преступлений с применением мощного интеллектуального потенциала и возможностей новейших информационных и иных технологий и средств.

Эксперты отмечают, что, несмотря на все принимаемые меры, в России уровень коррупции в последние три года вырос. Так считают более 47% россиян, почти 30% из них заявили, что уровень коррупции повысился значительно.

Тенденцию к росту коррупции подтверждают результаты социологического опроса, проведенного по поручению Общественной палаты Российской Федерации. Хуже всего респондентами оценена ситуация в сфере ЖКХ. Лидерами же по числу жалоб на коррупцию стали правоохранительные органы - полиция, прокуратура и суд. Жалобы на правоохранительные органы лидируют среди сообщений, собранных Общественной палатой за все годы своей деятельности. Также критически гражданами оцениваются меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным Института социологии РАН (за июль 2011 года), 86% россиян считают, что принятые антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2% россиян. В честность чиновничьих деклараций о доходах верит только 1% граждан.

Начиная с 2008 года, руководство нашей страны принимает целенаправленные меры по борьбе с коррупцией. Инициировано принятие пакета антикоррупционных федеральных законов.

Особую значимость имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон определяет, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Эта деятельность включает в себя меры:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

по минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Данный Федеральный закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку большую системность.

Тем не менее, эксперты отмечают ряд проблем в антикоррупционном законодательстве. Среди них:

множественность, обилие и разнородность нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией;

малозначительность нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих механизм борьбы с организованной преступностью и коррупцией;

отсутствие системности и внутренней связи между различными нормативными правовыми актами и правовыми нормами, имеющими единый предмет правового регулирования;

рост числа предписывающих и разрешительных правовых норм;

малозначительность законодательных актов, регулирующих борьбу с коррупцией, приоритет правового регулирования этой борьбы подзаконными, ведомственными нормативными правовыми актами;

второстепенность и производность государственно-правовой роли правоохранительных органов, органов полиции и милиции в борьбе с коррупцией;

отсутствие нормативных правовых актов и норм права, непосредственно устанавливающих обязанности и полномочия этих органов в этой сфере;

существенные множественные противоречия действующих нормативных правовых актов, регулирующих механизм противодействия коррупции.

В Национальной стратегии противодействия коррупции определены механизмы ее реализации, которые, безусловно, способствуют решению многих проблем в законодательном обеспечении реализации антикоррупционных мер.

1. Стратегией предопределено  оперативное приведение:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

2. Признано необходимым  обеспечение неотвратимости ответственности  за коррупционные правонарушения  и объективного применения законодательства  Российской Федерации.

3. Подтверждено, что средства  массовой информации должны быть  независимыми. Им следует оказывать  содействие в широком и объективном  освещении положения дел в  области противодействия коррупции. Установлено, что в целях формирования  антикоррупционной правовой культуры  в обществе и вовлечения в  работу по противодействию коррупции  институтов гражданского общества  необходимо широкое и объективное  информирование общества именно  через СМИ.

4. Органам государства  предписано активнее вовлекать  в работу по противодействию  коррупции политические партии, общественные объединения и другие  институты гражданского общества. Это в свою очередь предусматривает:

Информация о работе Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления