Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях слабых демократических традиций, несовершенства национального законодательства, неэффективной деятельности властных институтов и недостаточного уровня политико-правовой культуры современного переходного общества одним из самых опасных негативных явлений является коррупция. Она поражает все сферы общественной жизни, способствует распространению организованной преступности, создает социальное напряжение, вызывает у населения неуверенность в способности власти осуществить организационные и практические мероприятия по преодолению системного кризиса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Коррупция как социально-политическое явление……………………………...…………3
1.2. Причины и последствия коррупции в сфере государственного управления……………4
1.3. Виды и формы политической коррупции……………………………………………….…6
2. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
2.1. Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией……………………………………...…7
2.2. Антикоррупционная политика Российской федерации…………………………………10
3. ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
3.1. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления…………………………………………………………………12
3.2. Возможные стратегии противодействия коррупции в России……………………….…14
Заключение…………………………………………………………...…………………………17
Список литературы………………………………………………...…………………………...
создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
организацию общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;
усиление контроля над решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
передачу части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.
3.2 Возможные стратегии противодействия коррупции в России
коррупция государственный политика управление
Принятие антикоррупционной стратегии является одним из приоритетов государства для создания действенной системы предотвращения коррупции, определение основных направлений деятельности государства на долгосрочную перспективу, разработка комплексных мер по противодействию этому явлению, выявление и преодоление ее социальных предпосылок и последствий.
Положительные результаты противодействия коррупции заключаются в уменьшении ее размера, ограничении сфер ее распространения; изменении характера коррупционных проявлений, ограничении влияния коррупции на экономические, политические, правовые и другие социальные процессы; увеличении риска наступления негативных последствий для лица, которое вступает в коррупционные отношения.
При формировании антикоррупционной стратегии должны учитываться:
состояние развития гражданского общества,
общекультурный и образовательный уровень,
экономическое и геополитическое положение,
особенности ментальности,
развития институтов государства и гражданского контроля.
Современная динамика общественных процессов обусловливает необходимость создания эффективной системы противодействия коррупции, способной обеспечить прогресс общества и государства на пути к сообществу развитых демократических стран.
Приоритетными задачами государственной антикоррупционной политики должны стать:
1. Продолжение реформирования
государственных институтов и
политической системы в
Особого внимания требует проблема формирования основ и действенных механизмов коммуникации и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в стране на этапе внедрения административной реформы.
2. Достижения защищенности
общества от влияния коррупции
путем преодоления как
Достижение этой задачи должно обеспечиваться надлежащим уровнем подготовки нормативно-правовых актов, анализом действующих нормативно-правовых актов с целью выявления противоречий и их устранению.
3. Введение антикоррупционного
образования и
Важным социальным аспектом предотвращения коррупции является формирование сознания граждан негативного отношения к коррупции и усиления их антикоррупционной мотивации.
Достижение этой цели предусматривает постановку и выполнение, в частности таких задач, как:
1) воспитание у граждан
высоких нравственных
2) повышение уровня правового
сознания населения, особенно в
части знания гражданами своих
прав и свобод, механизма их
реализации и правовых
3) знание должностными
лицами органов
4) выработка стойкой
5) создание атмосферы
общественной нетерпимости к
коррупционным формам
6) преодоление пассивности
общества по противодействию
коррупции как угрозы
Для этого следует распространять среди различных социальных, возрастных, образовательных, культурных слоев идею нетерпимости к проявлениям коррупции, преимуществ правомерного поведения, непосредственной зависимости успеваемости каждого гражданина от уровня личной правосознания.
4. Реформирование институтов
правоохранительного сектора с
целью обеспечения их
Совершенствование системы управления правоохранительной системой должно осуществляться путем:
а) приведения законодательства по вопросам антикоррупционной политики в соответствие с Конституцией Украины, гармонизация его с соответствующим европейским законодательством;
б) законодательного уточнения задач и функций субъектов борьбы с коррупцией;
в) повышение эффективности планирования, координации и контроля за деятельностью субъектов обеспечения противодействия коррупции и их ответственности путем: уточнение и четкого разграничения задач и сфер ответственности субъектов обеспечения за противодействия коррупции; усиления прогностической функции управления правоохранительной системой в сфере реализации антикоррупционной политики; активизации механизмов координации и контроля деятельности органов исполнительной власти по реформированию правоохранительной системы государства.
5. Одним из путей повышения
эффективности противодействия
коррупции правоохранительными
средствами является
Это может быть достигнуто путем создания в системе уголовной юстиции специализированного института, что будет уполномочен вести следствие по делам о коррупции и координировать деятельность других правоохранительных органов в этой сфере деятельности.
6. Ускорение реализации
судебной реформы в
7. Совершенствование системы
взаимодействия органов
Достижения задачи видится путем улучшения реализации права граждан на доступ к официальной информации.
Совершенствование законодательства о доступе к публичной информации должно происходить путем принятия отдельного процедурного Закона о доступе к публичной информации, который должен обеспечить прозрачность и открытость субъектов властных полномочий и создание механизмов реализации, права каждого на доступ к публичной информации.
Реализация стратегии должна осуществляться в направлениях:
1) совершенствование
2) обеспечение соответствующими
интеллектуально-кадровыми, финансовыми,
материально-техническими, информационными
и другими необходимыми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результатами проведенного исследования являются следующие вводы:
Слово «коррупция» происходит от латинского «соrruptio», что означает «порча», «развращение».
можно определить такие причины коррупции в системе органов государственной власти:
сращивания государственного аппарата с предпринимательскими и коммерческими структурами, формирование их деловых отношений вне правового поля;
отношение общественности к существованию коррупции и содействие ее развитию;
сложность правительственной структуры бюрократических процедур;
лоббирование принятия и изменения нормативно-правовых актов;
отсутствие надлежащего механизма осуществления ротации кадров;
низкий уровень оплаты труда и предоставления социальных услуг.
организованность граждан, пассивность относительно тех, кто имеет власть.
Коррупция как социальное явление присуще всем без исключения государствам мира, она ? неотъемлемый атрибут публичной власти. Ее социальную сущность характеризуют экономический, политический, правовой, морально-психологический и другие аспекты. При этом особое место занимает политический аспект, поскольку коррупция как социальный феномен возникает в результате осуществления публичной власти.
Коррупция приобретает различные формы:
Уменьшить уровень коррупции до безопасного в России возможно лишь при условии изучения и осуществления зарубежного опыта борьбы с этим крайне негативным социальным явлением, в первую очередь успешно действующих в других странах политических, правовых и организационных механизмов преодоления коррупции.
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, реализацией такой задачи, как мониторинг коррупции.
Характерной особенностью современного состояния не только России, но и всего мирового сообщества является высокая динамика развития форм и методов преступности, в том числе и коррупции, рост числа преступлений с применением мощного интеллектуального потенциала и возможностей новейших информационных и иных технологий и средств.
Принятие антикоррупционной стратегии является одним из приоритетов государства для создания действенной системы предотвращения коррупции, определение основных направлений деятельности государства на долгосрочную перспективу, разработка комплексных мер по противодействию этому явлению, выявление и преодоление ее социальных предпосылок и последствий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андерсен Джеймс Х. Борьба с коррупцией в переходной период. Кто добивается успехов и почему? / Джеймс Х. Андерсен, Шерли В. Грей. - Нью-Йорк: Всемирный банк, 2006. - 453 с.
2. Астанин В.В. Проблемы
определения коррупционных
3. Ахметова Н.А. Международный опыт противодействия коррупции / Н.А. Ахметова // Власть, 2009. ? № 12. ? С. 72-74. ? (Безопасность и общество).
4. Балакшин В. «Мелочи», препятствующие борьбе с коррупцией / В. Балакшин // Законность, 2008. ? № 11. ? С. 2-8. ? ISS№ 0869-4486.
5. Бахин В.П. Материалы к изучению практики борьбы с преступностью [Текст] / В.П. Бахин, Н.С. Карпов. ? Киев: [Изд-во Семенко Сергея], 2007. ? 487 с.
6. ГуреевС. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? / С. Гуреев // Вопросы экономики. - № 1. - 2011. - С. 11-18.
7. Егорова Н. О национальном
плане противодействия
8. Есаян А.К. Правовое регулирование противодействия коррупции в государствах - членах евразийских организаций / А.К. Есаян // Юридический мир, 2009. ? № 6. ? С. 21-26.
9. Зорин Г.А. Криминалистическая
характеристика
10. Киселев И.А. Актуальные
вопросы совершенствования
11. Коваль А. Государственная
политика в области
12. Лысков А.Г. Меры по противодействию коррупции: правовые и политико-этические аспекты / обзор подгот. А.Г. Лысков // Российский юридический журнал, 2008. ? № 4 (июль-август).? С. 75-80.
13. Медведев Д.А. Вступительное слово Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании Совета законодателей, посвященному борьбе с коррупцией [Текст] / Д.А. Медведев // Следователь, 2010 № 8. ? С. 2-3.
14. Найденко В.И. Правовые
средства противодействия
15. Наумов А. Новое антикоррупционное законодательство: многое упущено //Уголовное право, 2009. ? № 2. ? С. 100-104.
16. Пресняков М.В. Конституционная
концепция принципа
17. Ромашина Е.В. Правовой
механизм противодействия