Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 17:37, контрольная работа
Радикальная реформа экономического и политического строя России привела к существенным изменениям в законодательстве. Оно находится в постоянном развитии, изменилось его содержание, значительно возросло количество, а вместе с ним и противоречивость нормативных правовых актов. Наряду с объективными причинами, вызванными переходным состоянием законодательства, влияющими на качество нормативных правовых актов, следует назвать и субъективные: неупорядоченность правотворческого процесса, его хаотичность, отсутствие в нем системности.
Введение
1. Кодификация. Виды кодификационных актов
2. Анализ состояния кодификации законодательства РФ
3. Решение проблем кодификации путем систематизации законодательства по определенной схеме
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Поволжский государственный технологический университет
Кафедра управления и права
Контрольная работа
по дисциплине «Основы права»
на тему «Проблемы кодификации законодательства»
выполнила ст. гр. ЗГМУб-11вв
Шивоева Т.Л.
проверила доцент
Малышева Н.А.
Содержание
Введение
1. Кодификация. Виды кодификационных актов
2. Анализ состояния
кодификации законодательства
3. Решение проблем
кодификации путем
Заключение
Литература
Введение
Радикальная реформа экономического и политического строя России привела к существенным изменениям в законодательстве. Оно находится в постоянном развитии, изменилось его содержание, значительно возросло количество, а вместе с ним и противоречивость нормативных правовых актов. Наряду с объективными причинами, вызванными переходным состоянием законодательства, влияющими на качество нормативных правовых актов, следует назвать и субъективные: неупорядоченность правотворческого процесса, его хаотичность, отсутствие в нем системности. Проекты нормативно-правовых актов, в том числе и федеральных законов, готовятся порой наспех, под внезапно возникшую "идею", законотворчество стало формой самовыражения. Предлагаемые законопроекты детально не продумываются, не обеспечивают необходимой полноты и комплексности правового регулирования. Следствием этого является множественность законодательных актов [1].
Существенные недостатки имеют и подзаконные нормативно-правовые акты. При подготовке проектов актов Президента Российской Федерации не всегда учитывается необходимость четкого их разграничения на указы и распоряжения, тогда как между этими видами правовых актов имеются существенные различия. Осложняет ситуацию и несвоевременное принятие решений о привидении действующих нормативно-правовых актов в соответствие с позднее принятыми законодательными актами, устранении дублирования и имеющихся в них противоречий. Вследствие этих и других недостатков нормативный массив перегружен "неработающими" актами и в то же время имеет множество пробелов, что затрудняет правовое регулирование и пользование нормативно-правовыми актами.
Для упорядочения системы федерального законодательства, нормативно-правового массива необходим более взвешенный подход к правотворчеству. Правовое регулирование необходимо совершенствовать не за счет увеличения количества принимаемых актов, а посредством улучшения их качества [12].
Чтобы во всей массе действующих и изменяющихся источников российского права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, должностные лица предприятия, организации, да и граждане, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно проводить работу по приведению нормативных актов в единую, более или менее упорядоченную систему. Подобного рода деятельность и охватывается понятием систематизации нормативно-правовых актов. Систематизация нормативно-правовых актов - это их упорядочение, приведение в единую (более или менее сложную) систему.
Своеобразие видов систематизации нормативно-правовых актов обусловливается особенностями предмета правового регулирования, их местом в системе юридических актов России, а также объемом нормативно-правового материала, который подвергается упорядочению.
Современная правовая практика знает и использует три способа систематизации нормативно-правовых актов:
1) сбор государственными
органами, юридическими лицами
2) издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов;
3) объединение совокупности
мелких актов, изданных по
Сообразно названным способам систематизации нормативных актов выделяют ее четыре относительно самостоятельные вида; учет, инкорпорацию, консолидацию, кодификацию [10].
Как разновидность систематизации учет законодательства и иных нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Учет осуществляется
практически всеми
Систематизация нормативно-
Инкорпорация нормативно-
Прежде чем поместить нормативно-правовой акт в сборник, нужно осуществить его внешнюю обработку:
удалить из текста отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и, наоборот, включить в него все последующие изменения, дополнения с указанием реквизитов актов, внесших такие изменения или дополнения;
исключить из акта те его части, которые не содержат нормативных предписаний, сделав отметки о причинах отсутствия в тексте таких его частей;
в целях экономии убрать сведения о лицах, подписавших нормативный акт.
Такая внешняя обработка
нормативно-правовых актов, однако, не
затрагивает их нормативного содержания.
Сами нормы права не претерпевают
никаких изменений и
Именно этот признак - сохранение неизменным нормативного содержания акта - составляет основное отличие инкорпорации от консолидации и кодификации как более сложных в творчески-организационном плане видов систематизации. Результаты инкорпорации могут выражаться в виде сборника законов, иных нормативных актов, собрания законодательства или свода законов.
На сегодняшний день существует единственный официальный акт, определяющий систематизацию российского законодательства, - это общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 "Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства". Классификатор постоянно претерпевает изменения, и его очередная редакция ежегодно публикуется в первых номерах Собрания законодательства Российской Федерации [9].
Общеправовой классификатор необходим как:
основа систематизации и кодификации законодательства;
прикладной инструмент поиска норм права или нормативных актов;
информация потребителям (пользователям) о системе и структуре законодательства;
своеобразный стандарт для построения иных, более частных, производных классификаций нормативного материала в зависимости от потребностей пользователей;
средство анализа действующего законодательства;
необходимый элемент правового образования;
база совершенствования законодательства.
Множественность нормативных актов преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Такой прием систематизации называется консолидацией. Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер акта и подпись должностного лица.
Консолидация нормативных актов достаточно широко используется в правотворческой деятельности в целях упорядочения нормативных актов по вопросам управления народным хозяйством, налогообложения, административной ответственности, словом, везде, где можно свести воедино десятки, а то и сотни разрозненных нормативных предписаний без изменения их содержания.
Кодификация значительно отличается от всех названных, видов систематизации и представляет собой совершенно особую содержательную форму упорядочения нормативного материала [8].
Чтобы знать, какие нормативные акты действуют, какие в них внесены изменения, дополнения, в тексты актов, взятых на учет, вносятся сведения о всех их последующих изменениях и дополнениях, иначе говоря, они поддерживаются в контрольном состоянии.
Кодификация представляет
собой такую форму
В кодификации необходимо различать два аспекта. Прежде всего. унификация-это деятельность государства в лице высших органов государственной власти по совершенствованию законодательства. Важное значение здесь имеют принципы деятельности, а также те цели, к которым стремится законодатель. Но кодификация-это и результаты кодификационной деятельности, издание, переработка, дополнение нормативных актов [9].
В кодификации выделяют две основные черты. Первая черта - внесение тех или иных изменений в регулирование общественных отношений по существу. Вторая черта - в результате кодификации создается сводный акт. Неотъемлемое свойство кодификации то, что в ее ходе "объединяются и укрупняются связанные между собой правовые акты", что она осуществляется "в целях. создания нового объединенного законодательного акта" [6].
Законодатель прежде всего преследует важные общественные цели, определяющие основное содержание нормативных новелл, основах и кодексах. Конкретная направленность этих целей устанавливается под влиянием экономических, политических и других условий, характерных для того или иного этапа развития государства. При кодификации законодатель ставит перед собой и сугубо правовые цели, каждый раз наполняющиеся таким содержанием, которое соответствует социальным целям кодификации. Правовыми целями кодификации являются: упорядочение нормативной основы права, улучшение структуры нормативных актов, совершенствование их логики, стиля, языка.
Упорядочение нормативной основы права предполагает объединение многочисленных актов в крупные сводные акты, согласование норм по держанию, преодоление противоречий, возникающих между отдельными институтами и отраслями, логическое развитие одних институтов или вместе с другими в рамках единой правовой системы.
Потенциал осуществления права зависит от ряда факторов. В условиях, когда постоянно возрастают объем и сложность общественных отношений, субъектом которых является человек, исключительное значение приобретает доступность нормативного материала. Следовательно, законодатель должен обеспечить доступность, в том числе кодификационными методами. В процессе кодификации используются следующие способы: совершенствование формы выравнивания правовых предписаний, упрощение структуры (системы).
Отмеченный во введении
недостаток консолидации - ее неспособность
менять содержание правового регулирования
- в правотворчестве успешно
Подобно другим способам систематизации, кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делать его более компактным, согласованным, освобождать от фактически утративших силу и недействующих нормативных правовых актов. В процессе кодификации происходит поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми, крупными актами сводного характера. Тем самым решается проблема "расчистки" законодательства от устаревших и малоэффективных актов. Например, в связи с принятием Кодекса об административных правонарушениях были признаны утратившими силу полностью или частично около тысячи ранее принятых нормативных актов.
Будучи подведением известных "итогов" правового регулирования, кодификация вместе с тем направлена на установление норм, имеющих целью удовлетворение новых потребностей общественной практики в правовом регулировании общественных отношений. Иными словами кодификация - это не только закрепление определенных, действующих норм и их систематизация, но и одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее в качестве одного из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности.