Проблемы реализации принципов права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется несколькими группами теоретических и практических положений и проблем.
В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы.
Смысловое значение слова "принцип" в русском языке - "руководящее начало" или "основополагающая идея".1

Содержание

Введение …………....................................................................................... 3
1. Принципы права: понятие и значение ………………………………... 5
2. Классификация принципов права …………………………………… 14
2.1 Характеристика общеправовых принципов российского права ……..17
3. Проблемы реализации принципов права ………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………… 32
Литература ….……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП Переделанная.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

4)  Принцип гуманизма.  

Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важнейших ценностных характеристик права. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.

Гуманизм правовых установлений выражается и в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию.

Итак, гуманизм - высоконравственное положение, идея, выработанная в процессе развития человеческого общества, суть, которой заключается в признании личности, ее интересов, достоинства и чести высшей ценностью, охраняемой и защищаемой государством и обществом. Даже тогда, когда личность "оступается", совершает преступление, наказание ему должно быть не только справедливым, но и гуманным, т.е. как минимум человекотерпимым, относительно снисходительным и даже порой великодушным.

Но принцип гуманизма касается не только тех лиц, которые совершили преступление, а всех граждан.

Следует отметить, что практически все принципы уголовного права, которые закреплены в ст. 3-7 УК РФ, так или иначе отражены и в Конституции РФ: законности - в ст. 15; равенства граждан перед законом - в ст. 19; гуманизма - в ст. 21; справедливости - в ст. 50; вины - в ст. 49.

5)  Принцип равноправия (равенство всех перед законом).

Принцип равенства всех перед законом и судом (принцип недискриминации) распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов). Вместе с тем только гражданам Российской Федерации Конституция гарантирует политические права и свободы и право иметь в частной собственности землю. Под законом в широком смысле слова в данном случае следует понимать Конституцию Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. Равенство перед судом является важным дополнением равенства перед законом: суд выступает наиболее демократичным и эффективным средством защиты и восстановления прав и свобод; ограничения прав и свобод возможны лишь на основании судебного решения.

Данный принцип закреплен и соответствует положениям международных конвенций, в частности, статье 7 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.1, статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.2, статье 14 и части 2 статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г1.

Конституционный принцип равенства перед законом и судом закреплен в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Неравенство перед законом допускается в целях защиты других конституционно-правовых ценностей, например, публичных интересов. Исключениями из принципа равенства перед законом и судом являются, в частности, положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и судей.

6) Единство юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно  полезные действия в  интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности. Так, право гражданина на судебную защиту реализуется через обязанность судов осуществлять такую защиту; право гражданина на социальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности обеспечивается государством в лице его специальных органов, которые обязаны выплачивать им пенсии или пособия. В то же время законом устанавливается, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

7) Принцип ответственности за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требовании правовой нормы. Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридической ответственности.

8) Принцип законности.

Принцип законности является общеправовым, универсальным принципом. Начиная с Великой французской революции его провозглашают в своем законодательстве большинство государств. В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено "обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности". В уголовном праве принцип законности означает, что, с одной стороны, к уголовной ответственности можно привлекать только в тех случаях, когда совершается запрещенное законом общественно опасное деяние, а с другой - правоприменитель может к этой личности применить только ту норму предписания, которую лицо нарушило и которая предусмотрена законом.

Рассмотрим содержание принципа законности в уголовном законодательстве.

Из первой группы требований, определяющих содержание принципа законности, можно выделить следующие положения:

а) в случае расхождения норм УК РФ с нормами международного права приоритет отдается нормам международного права. Это вытекает из соотношения ст. 3 с ч. 3 и 4 ст. 11 и с ч. 3 ст. 13 УК РФ. Это прямо подчеркивается в ч. 2 ст. 1 УК РФ и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ;

б) подконституционность уголовного закона. Она состоит в том, что:

- издание уголовных законов  должно осуществляться на основе  и в соответствии с Конституцией РФ. Часть 1 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации";

- в случае расхождения норм  УК РФ с нормами Конституции РФ приоритет отдается последним;

в) законность состоит в точном и неуклонном соблюдении уголовных законов гражданами и правоприменительными органами;

г) законность состоит в том, что не только граждане и субъекты правоприменения должны соблюдать уголовный закон, но и законодатель. Принимаемые законы не должны противоречить принципу законности;

д) законность проявляется в том, что самим законом определены пределы судейского усмотрения при применении ими норм уголовного права. Иначе говоря, в законодательные рамки ставится соотношение целесообразности и законности. Принцип законности предопределяет границы законной целесообразности. Это проявляется в том, что закон устанавливает, например, альтернативные или относительно определенные санкции за преступления, предусмотренные УК РФ.

В этой связи особую актуальность приобретают не только приговоры по конкретным делам, но и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, постановления которого, как отмечается в литературе, порой необоснованно изменяют суть уголовного закона, а значит, нарушают и сам принцип законности, выходя за пределы законной целесообразности;

е) преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния (ч. 1 ст. 9 УК РФ); закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 10 УК РФ).

Ко второй группе правил, определяющих содержание принципа законности, относятся:

а) принцип nullum crimen, nullum poena sine lege ("нет преступления, нет наказания без прямого указания на то в законе"1);

б) законность означает, что не только преступления и наказания, но и иные уголовно-правовые последствия совершенного лицом деяния определяются уголовным законом. Например, основания и условия применения условного осуждения, принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождения от уголовной ответственности и наказания, погашение и снятие судимости и т.д.;

в) законность состоит в том, что преступлением может быть признано только деяние - общественно опасное действие или бездействие, причинившее или создавшее реальную угрозу причинения вреда существенным, охраняемым уголовным законом интересам личности, общества или государства. Из этого следует, что мысли и убеждения, независимо от их несоответствия законам, Конституции, не должны рассматриваться как преступления и поэтому не влекут за собой наказания;

г) законность состоит в том, что запрещается применять уголовный закон по аналогии.

В уголовном праве не допускается не только аналогия закона, но и аналогия права, которая имеет место в иных отраслях права, в частности в гражданском праве. Аналогия в уголовном праве была отменена в декабре 1958 г., когда в ст. 7 Основ уголовного законодательства в понятие преступления ввели признак уголовной противоправности. До этого аналогия применялась. Более того, ее применение было предусмотрено в уголовном законе. Так, УК 1926 г. предусматривал специальную статью (ст. 16), разрешавшую применение закона по аналогии.

Итак, принцип законности имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми. И наоборот, реализация принципа гуманизма означает в то же время установление справедливых отношений в общественной жизни.

Таким образом, общие принципы — это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы реализации принципов  права.

В повседневной практике по применению правовых предписаний, их воплощению в жизнь принципы права играют не менее важную роль, чем в процессе создания права. Они способствуют правильному применению правовых предписаний в точном соответствии с замыслом законодателя. Позволяя осуществлять правовое регулирование общественных отношений в тех случаях, когда обнаруживается пробел в действующем законодательстве, принципы права обеспечивают стабильность и эффективное функционирование правоохранительной системы, не позволяют ей давать сбой. Для органов и лиц, применяющих право, принципы служат своеобразным вектором, направляющим началом, с которым должны сообразовываться их действия.

Приоритетное место принципов права позволяет им корректировать нечетко изложенную позицию законодателя по тем или иным вопросам правового регулирования. Использование принципов создает возможность применять законодательство не только при наличии в нем пробелов, но и при коллизиях правовых норм. Принципы права в определенной мере могут исправлять такие законотворческие ошибки как нарушение стиля, неточность в оперировании понятиями и т.д.

Учитывая сказанное, можно было бы порекомендовать правоприменителям, в частности, судьям при разрешении конкретных дел руководствоваться, в первую очередь, принципами права, обосновывать ими свою позицию при вынесении решений по делу.

При реализации принципов права в правоприменительной практике возникает ряд непростых проблем. Попытаюсь сформулировать некоторые из них.

1. Далеко не все принципы права  получают надлежащее законодательное  закрепление. В качестве примера  можно назвать принцип соответствия  позитивного законодательства естественному  праву (естественным правам человека), принцип сочетания частноправового и публично-правового начал в регулировании общественных отношений, принцип сочетания убеждения и принуждения, принцип сочетания прав и обязанностей, принцип сочетания стимулов и ограничений, принцип взаимной ответственности личности и государства и т.д. Это ведет к тому, что правоприменитель вынужден выводить тот или иной принцип путем умозаключений из имеющейся у него нормативно-правовой базы. Предполагается, что он должен, как минимум, догадываться о существовании данного принципа права, уметь сопоставлять нормативно-правовые предписания, выявлять то смысловое содержание, которым наполнены законодательные формулировки и которое не всегда лежит на поверхности, делать логические выводы. Между тем, даже среди ученых нет единства во взглядах на систему принципов права. В научном мире ведутся дискуссии о том, принимать ли за принцип права ту или иную идею, необходимо ли ей законодательное закрепление, какова ее наиболее оптимальная формулировка. Что касается правоприменителя, то ему и подавно весьма непросто на стадии установления юридической основы дела, при наличии определенных, как правило, достаточно сжатых сроков, осуществлять работу по выявлению принципов права. Думается, что закрепление в конкретных нормативно-правовых предписаниях основополагающих правовых идей, выстраивание законодателем по возможности наиболее полной и целостной их системы должно способствовать изменению ситуации в лучшую сторону и, как следствие, повышению эффективности правоохранительной деятельности в целом. Правоприменителю же можно было бы порекомендовать по мере сил повышать уровень своей правовой грамотности, не ограничиваться только практикой, а изучать и теорию.

Информация о работе Проблемы реализации принципов права