Происхождение и развитие права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос об образовании права сложен, и у юристов нет единого мнения на этот счет. Существуют и существовали различные взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами: конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве - родине конкретного правового учения, а также субъективными факторами: личным мнением юриста-теоретика, основателя учения, его отношением к той или иной социальной группе. Было бы неправильным не изложить в данной работе учения различных правовых школ, учения о природе и происхождении права.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение права.docx

— 51.13 Кб (Скачать файл)

1. Необходимость установления единого  порядка.

2. Необходимость его поддержания.

3. Оформление товарно-денежных  отношений.

4. Смягчение противоречий между  различными слоями общества.

Человек духовно развивался и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

Право выражает волю экономически господствующего класса.

Право является средством навязывания этой воли всему населению.

Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство не возможно без права.

Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве.

Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве. 

Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как: правотворчество, правоохранительные, управленческо-исполнительные.

Право организует политическую власть в государстве, выступает средством политики конкретного государства, оно также является выражением воли и интересов общества, получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это является одним из главных принципов характеризующих государство – наличием публичной власти. Право, как и государство, возникает для необходимости управления в государстве. «Если “форма”, — отмечал К.Маркс, — просуществовала в течение известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец, санкционируются как положительный закон».

        Где есть  общество, там имеются и правила  общежития.  На  самых ранних    ступенях    эти    правила     представляют        однородную, недифференцированную  массу.   Типичным    отражением    первоначальной однородности может служить индийское законодательство Ману,  в  котором право, мораль, приличие, религия еще вовсе не разошлись.

        Все нормы  в это  время  неразрывно  связаны  между  собой,  все одинаково глубоко проникли в сознание  каждого  как  правила  должного. Здесь еще нет никакого разлада между нормами, как они есть, и  нормами, как они должны быть - должно быть, как есть, и есть, как  должно  быть. Соблюдение  этих  норм  охраняется  давлением  общественной  среды,  не допускающей никаких уклонений от точного их выполнения,  и  отсутствием критики в поведении каждого человека.

        В  тех  случаях,  когда  нарушение  правил  происходило,    оно встречало реакцию со стороны того, чьи интересы такой поступок нарушал. Он сам пытался защитить свои интересы, и чувство мести было побудителем к отстаиванию их, а силу  придавало  сознание  своей  правоты,  которая брала  верх  над  неуверенностью  противника.  Принцип   самоуправства, самопомощи встречается всюду на начальных ступенях. Тот, кому причиняли вред, личный или имущественный, сам должен был позаботиться  об  охране своих интересов. Долгое время  в  истории  процесса  сохраняются  следы первоначального самоуправства.  По  Русской  Правде,  например,  охрана права прежде всего дело самозащиты и самоуправства.

        Наряду с  самопомощью  защита  правил  общежития  поддерживалась судом общественного  авторитета. К нему должен был  чаще  всего  прибегать тот, кто  чувствовал себя слишком слабым, чтобы отстоять личными  силами  свои интересы.  Это не был  суд,  организованный  властью,  это  был  суд добровольный, наподобие  третейского  суда.  В  таких  случаях  судьями выступали старцы. То обстоятельство, что всюду мы встречаемся с судьями из старейшин, объясняется тем, что когда нет письменных законов, старые люди являются живыми хранителями  старины,  а  опытность,  связанная  с продолжительной  жизнью,  внушала  себе  особую    авторитетность    их суждениям. Авторитетными лицами, суду которых охотно подчинялись,  были часто  жрецы,  например,  в  Галлии,  по   словам    Цезаря,    друиды. Воодушевленный обществененой поддержкой, потерпевший находил в себе и в общественной  среде  достаточно  силы  против  обессиленного   решением противника.

        Но наступает  момент, когда  из  общей  массы  правил  общежития начинает выделяться группа, получившая  с  течением  времени  настолько резкие отличные признаки, что уже не могло быть сомнения  в  зарождении нового явления. Что же вызвало процесс дифференциации, чем  объясняется выделение из правил общежития норма права?

        Причины  дифференциации  заключаются  в  следующем.  Во-первых, численный рост населения. Пока  общественная  среда  невелика,  жизнь  и поведение  каждого  человека  проходят  на  глазах  у  всех.  Ему    не ускользнуть от внимания и осуждения своих сожителей. Но  сколько-нибудь значительно  усиление  личного  состава  тотчас  же  ослабляет  влияние общества на личность, потому что внимание  среды  распределяется  между большим числом людей, потому что каждый человек при этом  сумеет,  хотя бы отчасти, освободить свое поведение от общественного контроля.

        Во-вторых, нарушение  однородности людей. Пока их личный  состав не обнаруживает никаких  различий ни по происхождению, ни по  богатству, группа  сильна  единством  своих  интересов,  взглядов,  преданий.   Но завоевания  подрывают эту однородность. Или  победители переселяют к себе  побежденных, или сами поселяются  среди них, заставляя  их  работать  на себя. В пределах одной и  той же группы сталкиваются  уже  заранее  прямо противоположные  интересы, воззрения, выработанные  в  разное  время  при разных  условиях. То, что с точки зрения  победителей дурно, то  с  точки  зрения побежденных хорошо; то, что  первые  будут  порицать,  то  вторые будут одобрять. А между  тем общественное мнение только и  сильно  своим единством. Тогда становится ясна недостаточность этого  способа  охраны правил общежития.

        В-третьих, рост  общественной группы и нарушение  ее однородности приводят  к  увеличению  числа  правил,  создаваемых  для    сохранения сплоченности. Как бы медленно ни развивалась  жизнь,  а  все  же  число правил постепенно накопляется. Удержание всех их  в  памяти  становится затруднительным для стариков, а отсутствие письменности  и  грамотности возлагает всю надежду на человеческую память. Возможно, что более новые правила не вполне согласуются  с  прежними.  В  действии  общественного мнения    появится    некоторое    замешательство,    которым    готовы воспользоваться  одни  члены  за  счет  других.  При  таком   положении становится  очевидной  необходимость  выделения  особой  группы   норм, поддерживаемой более энергичными средствами.

 

Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

2.2. Особенности возникновения права

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Между нормами права и мононормами существовало более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые обычаи расценивались  как данные свыше , правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Правители (цари), в своих законах старались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и так далее.

Право с ранних этапов своего развития играло важную роль нормативно–классового регулятора, то есть регламентировало общественные отношения в интересах экономически-господствующего господствующего класса.

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны — закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой — установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

К первому относятся государства, в которых приоритетным является государственная собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются в сборниках (Коран в мусульманских странах, законы Ману в Индии); ко второму — страны, в которых приоритетным является частная собственность, обеспечивающая равные права собственников.

Первый путь был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) — положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) — сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Второй путь присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины — классический пример такого пути возникновения права. Спарта — это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим — здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила — плебс.

В таких государствах создавалось более высокое законодательство, в том числе гражданское, регулирующее имущественные общественные отношения, а частное Римское право дожило и до сегодняшних дней.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит появилась необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Так же правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.

Процесс возникновения права и государства протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и так далее. В европейских странах  наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедетное право.

3. Связь возникновения права  с образованием государства

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (во многом в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешёл от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и ослаблению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли (купцов).

Информация о работе Происхождение и развитие права