Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 12:48, курсовая работа
Государство – это организация публичной власти в социально разнородном обществе, которая с помощью специального аппарата управления и принуждения осуществляет руководство обществом, одновременно обеспечивая его интеграцию. Уже несколько тысячелетий люди живут в условиях государственно-правовой деятельности. Данная проблема волновала историков и теоретиков в каждую историческую эпоху, ей посвящено огромное количество книг, статей, монографий в русской и зарубежной литературе.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ 5
§1.1 Понятие и сущность государства 5
§1.2 Причины возникновения государства 11
§1.3 Модели возникновения государства 14
Глава 2. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 18
§2.1 Теологическая теория происхождения государства 19
§2.2 Патриархальная теория происхождения государства. 21
§2.3 Договорная теория происхождения государства 23
§2.4 Теория насилия 25
§2.5 Другие теории происхождения государства 28
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33
С точки зрения расового подхода государство рассматривается как организация политической власти, содействующая интересам определенной расы.
Изучив данные подходы, можно сделать вывод о том, что сущность государства указывает на то, кому государство служит и чьи интересы выражает. Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Она определяет характер деятельности, цели и задачи, которые перед собой ставит государство. Например, с точки зрения общесоциального подхода, назначение государства заключается в служении обществу.
§1.2 Причины возникновения государства
Государство - это организация публичной власти в социально разнородном обществе, которая с помощью специального аппарата управления и принуждения осуществляет руководство обществом, одновременно обеспечивая его интеграцию. Я думаю, что каждый человек не раз задавался вопросом: как же все - таки возникло государство, какие причины повлияли на данный процесс. Я постараюсь ответить на этот вопрос.
Проблема понимания причин возникновения государства и права в современной науке до сих пор остается дискуссионной.10 Во-первых, это объясняется тем, что в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории "что государство существовало всегда" такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права.
Например, Мелехин А.В. выделяет следующие причины происхождения государства11:
Все выше перечисленные обстоятельства послужили основой для формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.
Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, так как историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической -- божественная сила; в договорной -- сила разума, сознания; в психологической -- факторы психики человека; в органической -- биологические факторы; в материалистической -- социально-экономические факторы; в теории насилия -- военно-политические факторы и т. д.12
Также необходимо учесть конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.
Существуют также и современные подходы к вопросу происхождения государства. Прежде всего, они основываются на учете всего комплекса причин и условий, влияющих на образование государства. Государство возникает не вдруг, оно вырастает из общества. Само общество в течение довольно продолжительного времени претерпевает эволюцию, в нем происходят такие изменения, которые объективно вызывают к жизни появления государства.
Во-первых, современные достижения антропологии, истории, политологии указывают на то, что наиболее радикальные изменения в характере первобытнообщинного строя, повлиявшие на образование государства, связаны с переходом общества от присваивающей к производящей экономике. Новая организация производственной деятельности - её усложнение, появление новых видов трудовой деятельности, новых должностей способствует социальной дифференциации общества. Зарождаются новые классы, формируются новые институты государства. Всё это потребовало необходимость становления новой системы управления людьми, возникла потребность в появлении государства.
Во-вторых, государство возникает с появлением надродовых, надгрупповых, надсемейных интересов и общего интереса.
В-третьих, изменившиеся общественные условия влияют и на духовный облик самих людей, формируют новый тип общественного самосознания. Собственность не могла возникнуть прежде, чем человек бы осознал свою отдаленность от рода. По мере длительной эволюции общества происходит то, что можно назвать формированием государственного сознания, т.е. осознанием необходимости государства.
В-четвертых, важнейшую роль сыграло формирование новой системы нормативного регулирования. Изменение условий жизни, обособление специфических интересов привели к формированию нового типа связей и отношений, которые уже не могут быть урегулированы прежними нормами. Возникающие конфликты требуют новых регуляторов. Появляется обычное право, затем законодательство, и в дальнейшем формируется правовая система. Следовательно, для этого было необходимо создание государства.
§1.3 Модели возникновения государства
Формирование государства шло, в основном, по двум основным направлениям: западному и восточному.
Восточный путь возникновения государства получил свое распространение в Древнем Египте, Вавилоне, Древнем Китае и Индии. Причиной возникновения данной модели является необходимость проведения масштабных сельскохозяйственных работ, а именно строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия. То есть можно сказать о том, что государство возникло в силу необходимости организации общества для осуществления общей цели.
Выделим основные черты восточной модели:
Также необходимо подчеркнуть тот факт, что большинство государств складывались в форме восточной деспотии. По мнению, К.И.Батыра это такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествляется и осуществляет управление государством при помощи многочисленного бюрократического аппарата, а свободной население страны обременено различными государственными повинностями.13
Для того чтобы более детально изучить данную модель возникновения государства, выделим некоторые особенно права:
Как пишет Лазарев В.В., восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд простых общинников.
Он считает, что восточное общество было застойным, на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции, Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), но они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.14 И с этим невозможно не согласиться, так как это конкретные исторически доказанные факты.
Совершенно по иному пути шли государства на Западе. Здесь главенствующую роль в становление и развитии государства сыграло социально-экономическое расслоение в обществе. Согласно данной модели развивались такие государства как Древняя Греция, Древний Рим и некоторые эллинистические государства. Можно выделить следующие характерные черты:
Интересной, на мой взгляд, является мысль Королевой А.И., которая пишет о Древней Спарте: «В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общинными (а не личными) рабами-илотами, численность которых превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства и социальной напряженности среди спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, террористическими методами управления и сохранившимися пережитками первобытно-общинного строя. Жесткость режима, проводившего линию на уравнительность, способствовала как бы консервации существовавших порядков, не давала возникнуть той социальной силе, которая могла бы ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организации».15
Проанализировав два пути развития государства, можно сделать вывод о том, что это две совершенно противоположные модели. В каждой из них имеет место различное сочетание двух основных факторов: власти и собственности. Именно от них во многом зависит конкретные черты процесса становления государства.
Глава 2. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Становление государства это достаточно длительный процесс. Формирование государства у разных народов шло различными путями. Среди тех, кто изучал и изучает государство и право, никогда не было и нет единства мнений в отношении процесса происхождения государства и права. Существует большое количество разнообразных теорий. Каждая из них по-своему объясняет процесс возникновения и развития государства. Это вполне естественно, так как любая теория отражает различные взгляды разных групп, наций, социальных общностей, либо взгляды одной и той же социальной общности на разные стороны данного процесса. Нередко теории даже противоречат друг другу и не содержат однозначных ответов на трудные вопросы.16
Одной из причин такого разнообразия теорий происхождения государства и права уже на протяжении долгих столетий выступает та эпоха, в которую создавалась и разрабатывалась та или иная доктрина. 17
Другая причина заключается в идейных позициях авторов конкретных теорий, в их философских взглядах.
Для того чтобы более детально и глубоко изучить процесс становления государства, рассмотрим некоторые теории возникновения государства.
§2.1 Теологическая теория происхождения государства
Одной из самых первых древних теорий считается теологическая, или религиозная. Суть ее заключается в том, что происхождение, развитие и функционирование государства это результат проявления божьей воли. Широкое распространение данная доктрина получила в XIII веке.
Ее представителями выступали: Аврелий Августин (354-430 г. г н.э.), христианский философ и богослов, Фома Аквинский18 (1225-1274) христианский философ и богослов, Жак Маритен - неотомист, а также другие религиозные деятели Древнего Востока. 19
Согласно теологическому учению государство является продуктом Божественного замысла, государственная власть считалась незыблемой и все беспрекословно должны ей подчиняться. Считалось, что правители всегда должны были действовать от имени Бога, их власть носила божественный характер, а издаваемые законы соответствовали только божественной справедливости. Данная теория нашла свое отражение во многих сохранившихся исторических литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая. Например, в законах царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне говорилось о божественном происхождении власти царя: «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» 20(т. е. богоподобен).
Плюсы теории:
Минусы:
Проанализировав данную информацию, я пришла к выводу о том, что теологическую теорию невозможно, в принципе, доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: ответ на этот вопрос зависит от человека, верит ли он в существовании Бога, Высшего Разума и так далее, то есть это в конечном счете вопрос веры.