Прокуратура и адвокатура РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы будет являться рассмотрение механизмов функционирования адвокатуры и прокуратуры на современном этапе, а именно после принятия закона.

Содержание

Введение………………………………………………….2
Глава I. Понятие адвокатуры и прокуратуры………….3
1.Понятие прокуратуры………………………………...3
2. Понятие адвокатуры…………………………………4
Глава II. Конституционные основы организации
деятельности……………………………………7
1. Прокуратура………………………………………....7
2. Адвокатура…………………………………………10
Глава III. Органы……………………………………….14
1. Органы прокуратуры……………………………..14
2. Органы адвокатуры……………………………….18
Заключение.......................................................................24
Список используемой литературы…………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

!!Курсовая по КП РФ. 2 семестр..doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

     *Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», 2009

 

 В соответствии  с п.1 ст.12 Закона, присвоение статуса  адвоката также производится по решению Квалификационной комиссии АП. Наконец, основным звеном системы адвокатуры будут являться так называемые адвокатские образования, в задачи которых и будет входить непосредственное оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Глава 3. Органы.

1. Органы прокуратуры.

Прокуратура РФ представляет собой федеральную централизованную систему прокурорских органов и  учреждений. Эту систему возглавляет  Генеральная прокуратура РФ.

Другие органы прокуратуры  делятся на две части. Одну составляют территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся:

прокуратуры республик  в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

прокуратуры городов, районов.

Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Другая часть органов прокуратуры, также подчиняющаяся Генеральной прокуратуре РФ, является специализированной. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры  создаются для осуществления  надзора за исполнением законов  на железнодорожном, водном и воздушном  транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Во всех субъектах  Российской Федерации образованы межрайонные  природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные  соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Так, надзор за исполнением  экологических законов на территории волжского бассейна - от истоков  до Каспийского моря - осуществляет Волжская

природоохранительная  прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением  законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые  звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ.

Прокуратуры по надзору  за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации.

Военная прокуратура  образует свою систему, высшим звеном которой является Главная военная  прокуратура, входящая в состав Генеральной  прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему  военной прокуратуры входят:

прокуратуры военных  округов, групп войск, флотов, прокуратура  Ракетных войск стратегического  назначения, прокуратура Федеральной  пограничной службы и прокуратуры  других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;

прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.

В системе органов  прокуратуры Российской Федерации  имеются один научно-исследовательский  институт, два института повышения  квалификации работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института Прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Образование, реорганизация  и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации  органов прокуратуры, не входящих в  единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

Генеральная прокуратура  РФ является центральным органом, руководящим  всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Генеральным  прокурором Российской Федерации, назначаемым  на должность и освобождаемым  от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ - 5 лет. Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре  образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей и других прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Генерального прокурора.*

В состав Генеральной  прокуратуры РФ входят Главное следственное управление и Главная военная  прокуратура РФ, которые возглавляются  заместителями Генерального прокурора  РФ; различные управления (управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, управление по надзору за законностью

   

*Федеральный закон «О прокуратуре  РФ». По состоянию на 15.10.2002. –М.: «Проспект», 2002

 судебных постановлений  по гражданским делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры и отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.). Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры субъектов  Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры  возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ на срок 5 лет. Назначение прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров.

Структурно прокуратуры  субъектов Российской Федерации  и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники управлений и  отделов являются старшими помощниками  и помощниками прокуроров субъектов  Российской Федерации (приравненных к ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность и освобождают от нее.

Прокуратуры районов  и городов, приравненные к ним  военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ. Срок их полномочий - 5 лет. Прокуроры районов и иных приравненных к ним прокуратур руководят деятельностью возглавляемой ими прокуратуры, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности прокуратуры, о кадровых изменениях.

Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов  власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.*

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства - Российской Федерации. В этом его  главное отличие от других видов  надзора, осуществляемого иными  государственными органами. Прокурорский надзор по сравнению с другими государственными надзирающими и контролирующими органами имеет самые широкие границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, .представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность должностных лиц. Прокурорский надзор не включает граждан в качестве субъектов, на которых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осуществляет функцию уголовного преследования. При осуществлении прокурорского надзора прокурор не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает административными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции административного, а тем более уголовного характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представлением, возбуждением уголовного дела, производства об административном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.

2. Органы адвокатуры.

На основании действующего законодательства Российской Федерации  образование коллегии адвокатов  осуществляется по инициативе группы учредителей. Организация и порядок деятельности коллегии адвокатов определяются ее уставом, принимаемым на общем собрании членов коллегии. Вновь создаваемые коллегии и их уставы подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, которая при положительном решении передает его в исполнительный орган субъекта Федерации на

 

     * Ануфриев В. М., Гаврилов С. Н. Организация и деятельность прокуратуры в России. –М.: «Юриспруденция», 2009

основании мнения которого, в республиках образуются республиканские коллегии адвокатов, а в краях и областях — краевые и областные коллегии, а в с случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре, — городские коллегии адвокатов.

Также с согласия Министерства юстиции Российской Федерации могут  быть созданы межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.

Основными органами управления в коллегии адвокатов являются общее  собрание, президиум, ревизионная комиссия.

Общее собрание коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год и правомочно при  участии в нем не менее двух третей состава коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов. Общее собрание избирает президиум и ревизионную комиссию, заслушивает отчеты об их работе, устанавливает численный состав, смету расходов и доходов коллегии, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, решает другие вопросы деятельности коллегии.

Президиум является исполнительным органом коллегии адвокатов, избираемым на три года. На его заседании  избираются председатель президиума и  его заместитель. Президиум созывает общее собрание коллегии, организует юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов, принимает в члены коллегии и в состав стажеров, распределяет адвокатов по юридическим консультациям, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, обобщает опыт работы адвокатов, издает методические пособия, применяет меры поощрения адвокатов и рассматривает дела о дисциплинарных проступках, принимает решения об оказании бесплатной юридической помощи, представляет адвокатуру в государственных и общественных организациях, организует справочную работу по законодательству и судебной практике. Решения президиума принимаются простым большинством голосов и могут быть пересмотрены самим президиумом или общим собранием членов коллегии адвокатов.*

Ревизионная комиссия избирается общим собранием коллегии адвокатов  на три года. На своем заседании  она избирает председателя и его  заместителя. Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии и юридических консультаций.

   

* Питулько К. М., Коряковцев В.  П. Постатейный комментарий к  федеральному закону «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в  Российской Федерации». -М.: «Питер», 2002

Организационными частями  коллегии адвокатов являются юридические  консультации, адвокатские бюро, фирмы. Все они являются юридическими лицами со своим счетом в банке, бланками, печатями и организуются для непосредственной юридической помощи в городах, других населенных пунктах. Для их создания необходимо разрешение президиума коллегии адвокатов, согласованного с органом юстиции субъекта Российской Федерации. Каждая юридическая консультация, бюро и т. д. имеют свой секретариат и бухгалтерию. Юридической консультацией руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии из числа ее членов. Заведующий организует работу юридической консультации, выделяет адвокатов для оказания бесплатной юридической помощи, распределяет работу среди адвокатов с учетом их опыта и специализации.

Информация о работе Прокуратура и адвокатура РФ