Прокурорский надзор в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы проанализировать деятельность органов прокуратуры в России.
Для достижения цели нами были обозначены следующие задачи:
1.изучить сущность прокурорского надзора;
2.определить отрасли прокурорского надзора;
3.рассмотреть основные понятия прокурорского надзора;
4.изучить компетенции органов прокуратуры в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прокуратура РФ. Прокурорский надзор: понятие, сущность, компетенции 7
1.1.Система органов прокуратуры РФ 7
1.2. Прокурорский надзор в РФ 10
1.3.Понятие компетенции прокуратуры. Ее разграничение между видами прокуратур 14
1.4. Виды компетенций прокурора 20
1.5. Основные понятия прокурорского надзора 39
Глава II. Отрасли прокурорского надзора 42
2.1. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора 42
2.2. Общий надзор 44
2.3. Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина 46
2.4. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 48
Заключение 52
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор курсовая.docx

— 82.45 Кб (Скачать файл)

Третий дополнительный признак, влияющий на разграничение полномочий между одинаковыми по своему положению  прокурорами, – место нахождения органа, к компетенции которого относится устранение нарушений законности. Он может находиться в другом районе, городе. И когда возникает необходимость обращения к нему по поводу устранения выявленных нарушений законности, складывается своеобразная ситуация: нарушения законности выявлены в одном районе, а меры по их устранению должны приниматься в другом. Казалось бы, прокурор, выявивший правонарушение, должен обратиться к прокурору по месту нахождения органа о направлении ему соответствующего акта реагирования. Но последний может отказаться от принятия необходимых мер, поскольку организация, в которой совершено правонарушение, ему не поднадзорна. Однако, если совершено нарушение законности, то должны быть приняты меры по его устранению. И это обязанность прокурора, установившего правонарушение.

Против приведенного положения  решительно высказалась С.Г. Березовская. Она утверждает, что «нельзя согласиться  с мнением о возможности для  прокурора района вносить акты прокурорского  надзора в учреждения и организации  на территории действия другого прокурора. Это противоречило бы организационному началу построения прокуратуры по территориально-административному  признаку»(10). Вместе с тем она не указала способ устранения нарушений законности. Действительно, каждый прокурор выполняет свои надзорные функции на строго определенной закрепленной за ним административной территории. Но нет правил без исключений, диктуемых практической необходимостью. Подчеркнем еще раз: реагирование на нарушения законности обязательно, и обязанность эту несет тот прокурор, который их установил. Местонахождение органа, обладающего соответствующими полномочиями, не имеет существенного значения для выполнения надзорных функций. Главное – обеспечить устранение правонарушений и их последствий. По действующему законодательству прокуроры, как правило, не обладают такой компетенцией и вынуждены обращаться с соответствующими требованиями к различным органам, должностным лицам, которые обязаны принять надлежащие меры.

Представим себе, что прокурор, проводя проверку исполнения законов  на предприятии, установил причинение имущественного вреда руководящим  работником, проживающим в другом районе города. Прокурор должен обратиться в народный суд с иском о  возмещении вреда. В соответствии со      ст. 117 ГПК иск направляется в суд по месту жительства ответчика. Иными словами, прокурор одного района обращается в суд другого района. Просить прокурора района по месту нахождения суда предъявить иск к упомянутому лицу нецелесообразно, ибо не он выявил нарушение законности, ему неизвестны факты, основания и предмет иска. Прокурор, обратившийся в суд с иском, вправе сам участвовать в рассмотрении его судьей либо предложить прокурору по месту нахождения суда принять эту обязанность на себя.

Разумеется, в любом случае должен соблюдаться принцип правового  соответствия. Прокурор может обратиться с актом реагирования в соответствующий  по правовому положению орган; если таковой отсутствует, он обращается к вышестоящему прокурору с представлением о необходимости направления  акта реагирования компетентному органу власти, управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Основные понятия прокурорского надзора

Теория и практика прокурорского  надзора выработала целый ряд  понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными  и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно  сказывается на эффективности прокурорского  надзора.

Коренным понятием прокурорского  надзора является понятие «прокурор».

Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или  временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном  Законом о прокуратуре и исполняющее  должностные обязанности, предусмотренные  тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» – собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.

Помимо прокуроров в системе  прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники  органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания – в органах и учреждениях  военной прокуратуры). Прокурорскими  работниками обычно являются научные  и педагогические работники учреждений прокуратуры и иные работники  подразделений органов и учреждений прокуратуры.

Прокурорский надзор –  понятие, характеризующее:

  1. основную функцию прокуратуры как специфичного вида государственной деятельности;
  2. отрасль юридической науки;
  3. учебную дисциплину.

Прокуратура как федеральный  государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование  преступлений, участие в рассмотрение дел судами, в правотворческой  деятельности и другие), важнейшей  из которых является надзор за исполнением  законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия  «прокурорский надзор» применительно  к деятельности прокурора подразумевает  проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих  на территории РФ или любого из них  в каждом конкретном случае.

Прокурорский надзор как  отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления  надзора и т.д. Как отрасль науки  прокурорский надзор тесно связан с  такими самостоятельными отраслями  юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.

Предмет прокурорского надзора. Из рассмотренного выше понятия прокурорского  надзора как вида государственной  деятельности, отрасли юридической  науки и учебной дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые нередко путают. Так, под  предметом прокурорского надзора  следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которых  направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Перечень этих лиц определен в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ». Из текста этой же статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также судебные органы.

Объекты и субъекты прокурорского  надзора. Эти два понятия тесно  связаны между собой, хотя и существенно  различаются по содержанию, поэтому  на практике, да и в юридической  литературе нередки случаи неправильного  применения каждого из них, когда  объект называют субъектом и наоборот. Под объектом прокурорского надзора  следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие органы в  которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского  надзора следует считать участников прокурорско-надзорных инстанций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Отрасли прокурорского надзора

2.1. Понятие и виды отраслей прокурорского надзора

При проработке вопроса об отраслях прокурорского надзора, участках и направлениях деятельности прокуратуры  следует обратить внимание на то, что  в ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» названы десять направлений деятельности.

В специальной литературе в их числе выделяются отрасли  надзора, организационные и иные направления деятельности.

Отрасль надзора – это вид надзорной деятельности.

Отраслями прокурорского  надзора признаются:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказаний и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Общий надзор

Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом данной отрасли надзора являются:

  • соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.

При осуществлении надзора  за  исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные  органы.

Проверки исполнения законов  проводятся на основании поступившей  в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих  принятия мер прокурором.

Полномочия прокурора  при осуществлении общего надзора  регламентированы ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ». Так, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение  законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и должностных лиц предоставления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель  по основаниям, установленным законам, возбуждает уголовное дело или производство об административном правоотношении, требует привлечения лиц, нарушившим закон, к иной ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор и его заместитель  в случае установления факта нарушения  закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

  • освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносит представление об устранении нарушений закона.

 

 

 

2.3. Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Статья 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Информация о работе Прокурорский надзор в РФ