Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Правам несовершеннолетних посвящены ст. 25 и 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка3. Ратифицировав данную Конвенцию 28 января 1990 г., Республика Беларусь приняла обязательства по приведению своего законодательства о правовом положении несовершеннолетних в соответствие с нормами международного права.
Основные положения о правах несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка». Кроме того, права несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений урегулированы специальными нормами соответственно гражданского, семейного и трудового права. Особую значимость имеют нормы административного и уголовного законодательства.

Содержание

1. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних
1.1 Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
1.2 Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних
1.3 Надзор прокурора за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия
1.4 Прокурорский надзор за законностью деятельности специализированных учреждений, обеспечивающих исправление несовершеннолетних
1.5 Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел несовершеннолетних
1.6 Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних
1.7 Надзор прокурора за исполнением законов об образовании и о труде несовершеннолетних. Полномочия прокурора по охране прав и законных интересов несовершеннолетних
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

К лицу, которому наказание было заменено более мягким, условно-досрочное освобождение от наказания применяется по правилам, предусмотренным ст. 119 УК.

С ходатайством об условно-досрочном освобождении от наказания и о замене неотбытой части наказания более мягким в суд обращается комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органом, ведающим исполнением наказания.

Проверяя соблюдение законодательства об образовании, организацию и состояние учебно-воспитательного процесса в воспитательно-трудовой колонии, прокурор выясняет следующие вопросы:

- сколько лиц из числа осужденных не имеют базового образования;

- возможность получения среднего  образования, профессионально-технического  образования;

- устав (положение) учреждения образования  колонии, наличие и выполнение  учебного плана, его соответствие  типовому учебному плану, согласование и его утверждение;

- наличие необходимых учебников  и учебно-методических пособий, обеспеченность  ими обучающихся, обеспеченность  заявок на учебную и методическую  литературу;

- условия для самоподготовки  учащихся, успеваемость, посещаемость учащимися занятий, обоснованность повторного курса обучения;

- условия обучения несовершеннолетних  с особенностями психофизического  развития, индивидуальные программы  обучения;

-участие органов управления  образования в организации учебно-методической работы в колонии.

В ходе проверки соблюдения законодательства об охране здоровья, организации и состояния медицинского обслуживания в воспитательно-трудовых колониях прокурор обращает внимание на следующие вопросы:

- обеспеченность и контроль  за медицинскими кадрами;

- наличие необходимых условий  для проведения лечебно-оздоровительной  работы с осужденными, обеспеченность  необходимыми лекарственными препаратами  и оснащенность медицинских кабинетов  оборудованием и материалами;

- соблюдение медицинскими работниками лечебных учреждений колоний санитарных норм, правил и гигиенических нормагивов, регулярность проверок органами санитарно-эпидемиологического надзора за работой лечебных учреждений колоний;

- состояние заболеваемости среди  осужденных, ее динамика, причины и принимаемые меры по снижению заболеваемости;

- учет производственных травм, кожных и других заболеваний;

- учет осужденных, нуждающихся  в лечении от алкоголизма, наркомании, проводимые меры по обеспечению  их лечения;

- учет осужденных с хроническими заболеваниями, их лечение и диетпитание, соответствие лечения этих больных предписаниям врачей, контроль медицинской службой за проведением лечения, получением осужденными диетпитания, случаи нарушения и проведение предупредительных мероприятий.

При проведении проверки соблюдения трудового законодательства, правил по охране труда и технике безопасности, вопросов по борьбе с травматизмом на производстве колонии в центре внимания прокурора должны быть следующие вопросы:

- соблюдение требований гл. 20 ТК;

- наличие инструкций по охране  труда, соблюдение установленного  порядка их разработки, согласования  и утверждения;

- наличие должностных инструкций, соблюдение установленного порядка  проверки знаний по охране  труда и технике безопасности;

- соблюдение правил допуска к работе с производственным оборудованием, в том числе преподавателей, мастеров; правил по технике безопасности, обеспеченность спецодеждой, средствами защиты. Соблюдение правил безопасности при проведении занятий по физической культуре с осужденными;

- учет и регистрация травматизма, несчастных случаев, соблюдение  установленных правил их расследования, причины, повлекшие их, и принятые  меры по устранению и недопущению;

- соответствие отчетности администрации  колонии о травматизме фактическим  данным, зарегистрированным медицинскими учреждениями;

- регулярность проверок колонии  вышестоящими организациями по  подчиненности трудового законодательства, вопросов охраны труда, техники  безопасности, травматизма, предписания  и их выполнение администрацией колонии;

- соблюдение установленного порядка  оплаты труда осужденных (производственное  обучение, производственная практика).

При проверке деятельности комиссии по делам несовершеннолетних прокурором рассматриваются следующие вопросы:

- проведение проверок и условий содержания, воспитания несовершеннолетних в колонии. Принятые меры (осуществление приема, рассмотрение обращений, вынесение вопросов на рассмотрение КДН, обращение с представлениями по вопросам содержания и воспитания несовершеннолетних, общественный контроль);

- наличие согласия КДН при  подготовке обращений в суд  на условно-досрочное освобождение  от наказания, изменение условий  содержания, перевод осужденных  из ВТК в И К, обоснованность  этих решений;

- наличие сообщений о предстоящем  освобождении за три месяца. Сообщения КДН по месту жительства освобождаемых о невозможности (нецелесообразности) их возвращения. Постановка вопроса перед КДН об устройстве освобождаемых по месту нахождения ВТК.

При проверке деятельности администрации воспитательно-трудовой колонии прокурор проверяет:

- жалобы осужденных;

- соблюдение лимита численности  и нормы жилой площади (2,5 кв. м  на одного осужденного);

- соблюдение законности при  переводе осужденных из ВТК  в ИК, наличие определения суда;

- законность содержания в ВТК осужденных, которым исполнилось восемнадцать лет, наличие мотивированных постановлений;

- законность перемещения осужденных  из одной ВТК в другую;

- законность и обоснованность  применения мер взыскания к  осужденным (учет тяжести и характера  проступка, личности осужденного). Соблюдение порядка применения мер взыскания. Применение мер взыскания, не предусмотренных законом, унижающих человеческое достоинство, нарушающих права осужденных;

- исполнение администрацией колонии  законов, решений суда о принудительном лечении от алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, своевременность такого лечения. Факты условно-досрочного, досрочного освобождения из колонии лиц, не окончивших полного курса принудительного лечения;

- законность и обоснованность  внесения администрацией в суд представлений об условно-досрочном освобождении из колонии, о замене неотбытой части наказания более мягким, объективность составления характеристик на осужденных, соответствие их данным дисциплинарной практики. Законность и обоснованность определений суда при рассмотрении представлений администрации колонии;

- законность и обоснованность  отказа администрации колонии  на внесение представления в  суд об условно-досрочном освобождении;

- состояние работы по предупреждению  правонарушений осужденных, динамика и виды правонарушений, меры, принятые к ответственным лицам;

- изъятие у осужденных запрещенных  предметов, пути их проникновения  в колонию, данные о количестве  и видах этих предметов, выяснение  причин и условий, способствующих  их проникновению в колонию, выявление виновных в этом лиц и принятые к ним меры.

 

1.7 Надзор прокурора за  исполнением законов об образовании  и о труде несовершеннолетних. Полномочия прокурора по охране  прав и законных интересов  несовершеннолетних

 

Прокуроры имеющимися средствами охраняют права и законные интересы несовершеннолетних. Охрана осуществляется путей применения надзорных, гражданско-правовых, уголовно-правовых средств по обнаружению и устранению допущенных нарушений закона.

Действующее законодательство регулирует различные стороны формирования личности несовершеннолетних: воспитание в семье или детских учебно-воспитательных учреждениях, получение среднего профессионально-технического образования; трудовое обучение и охрана груда несовершеннолетних; охрана их здоровья и культурное развитие.

В соответствии со ст. 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС) родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Они обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

В силу ст. 80 КоБС родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав. При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства. О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Лишение родительских прав является исключительной мерой для защиты прав и интересов детей. В силу ст. 32 Конституции Республики Беларусь дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей. При рассмотрении дел по спорам о лишении родительских прав прокурорам следует руководствоваться Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (подписана государствами — членами СНГ в Минске), КоБС, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676, другими нормативными правовыми актами.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются в порядке искового производства с учетом особенностей, установленных для данной категории дел ГПК и КоБС.

По общему правилу иск о лишении родительских прав предъявляется по месту жительства ответчика (ч. 1 ст. 46 ГПК), включая и случаи, когда одновременно с таким иском заявляются требования о взыскании алиментов. Подсудность дел, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, а также дел, по которым хотя бы одна из сторон проживает за пределами Республики Беларусь, определяется в соответствии со ст. 544,545 ГПК, если иное не предусмотрено международным соглашением. В частности, в соответствии со ст. 32 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в редакции Протокола от 30 октября 1997 г.) суды Республики Беларусь компетентны рассматривать дела о лишении родительских прав, если родители и дети имеют постоянное совместное месте жительства в Республике Беларусь, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей - если ребенок является гражданином Республики Беларусь.

Родители, лишенные родительских прав, утрачивают права, принадлежащие им в отношении детей, которые не приобрели полной дееспособности в связи с недостижением совершеннолетия, т.е. восемнадцати лет (право на воспитание, законное представительство и защит) интересов ребенка, истребование его от других лиц, дачу согласия на усыновление и т.д.). Не могут быть лишены родительских прав родители в отношении несовершеннолетних детей, которые до достижения восемнадцатилетнего возраста вступили в брак или объявлены полностью дееспособными (п. 2 ст.20ГК).

Круг лиц, по заявлениям которых судами рассматриваются дела о лишении родительских прав, определен в ч. 1 ст. 81 КоБС. К ним относятся: один из родителей, указанный в качестве родителя в записи акта о рождении ребенка, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком; лица, заменяющие родителей: опекуны, попечители; прокурор; органы опеки и попечительства; комиссии (инспекции) по делам несовершеннолетних; государственные органы, учреждения и организации, на которые возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетних детей, в частности дома ребенка, школы-интернаты, детские доме, дома инвалидов, социально-педагогические центры для несовершеннолетних, детские социальные приюты и т.п. Лица, по заявлениям которых в интересах несовершеннолетних возбуждено дело, являются юридически заинтересованными в исходе дела и пользуются процессуальными правами, предусмотренными ст. 56 ГПК. Истцами по таким делам являются несовершеннолетние. Круг лиц, обладающих по закону правом на предъявление исков о лишении родительских прав, является исчерпывающим.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних