Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:32, курсовая работа
Правам несовершеннолетних посвящены ст. 25 и 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка3. Ратифицировав данную Конвенцию 28 января 1990 г., Республика Беларусь приняла обязательства по приведению своего законодательства о правовом положении несовершеннолетних в соответствие с нормами международного права.
Основные положения о правах несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка». Кроме того, права несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений урегулированы специальными нормами соответственно гражданского, семейного и трудового права. Особую значимость имеют нормы административного и уголовного законодательства.
1. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних
1.1 Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
1.2 Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних
1.3 Надзор прокурора за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия
1.4 Прокурорский надзор за законностью деятельности специализированных учреждений, обеспечивающих исправление несовершеннолетних
1.5 Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел несовершеннолетних
1.6 Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних
1.7 Надзор прокурора за исполнением законов об образовании и о труде несовершеннолетних. Полномочия прокурора по охране прав и законных интересов несовершеннолетних
Список использованных источников
В силу ч. 2ст. 80 КоБС дела о лишении родительских прав рассматриваются судом с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Невыполнение судом указанных требований закона является основанием к отмене решения суда. Орган опеки и попечительства в силу ст. 90 ГПК дает заключение по делу как государственный орган и в том случае, когда им предъявлен иск в интересах ребенка.
Родители могут быть лишены родительских прав по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 80 КоБС, если установлено их виновное поведение. Данный перечень оснований — исчерпывающий. Каждое из них является самостоятельным для предъявления иска о лишении родителей или одного из них родительских прав. Однако это не исключает предъявление иска к одному или обоим родителям по нескольким основаниям.
Осуждение родителя за совершение преступления, предусмотренного ст. 173 УК (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение), может являться основанием для лишения родительских прав. Осуждение родителя за совершение иного преступления может влечь лишение родительских прав, если оно оказало вредное воздействие на детей.
В силу ст. 243 ГПК в исковом заявлении о лишении родительских прав должно содержаться основание иска о лишении родителей или одного из них родительских прав.
К заявлению прилагаются: свидетельства
или копии свидетельств о рождении детей;
акты обследования условий жизни детей;
заключение органа опеки и попечительства,
утвержденное его руководителем; имеющие отношение к рассматриваемому делу
протоколы органов внутренних дел, постановления
следственных органов, копии приговоров
судов, письменное заявление об отказе
от ребенка, характеристики родителей;
если родители страдают хроническим алкоголизмом
или наркоманией - соответствующие документы
медицинских учреждений; сведения о заработке
или иных доходах ответчиков, другие необходимые
доказательства. При проживании ребенка
и ответчика на территории разных административно-
Прокуроры не должны оставлять без внимания выявленные при рассмотрении дел данной категории факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к детям со стороны работников детских воспитательных учреждений, учебных заведений, а также родителей и реагировать на эти нарушения частными определениями.
При установлении признаков преступления в действиях родителей и иных лиц, на воспитании которых находятся дети, суд сообщает об этом прокурору (ст. 325 ГПК).
Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением требований закона о трудоустройстве несовершеннолетних и законодательства о труде в отношении несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 280 ТК на предприятиях устанавливается броня приема на работу и на производственное обучение молодежи, окончившей общеобразовательные школы, профессионально-технические училища, а также других лиц моложе восемнадцати лет. Районные и городские исполнительные комитеты утверждают планы трудоустройства молодежи, направляя их руководителям предприятий и учреждений.
Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд. В случае отказа в приеме на работу прокурор направляет руководителю предприятия соответствующее предписание, подлежащее обязательному исполнению.
Прокурорам надлежит осуществлять строгий надзор за соблюдением трудового законодательства о предоставлении несовершеннолетним определенных льгот:
- запрещение применения труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
- запрещаются подъем и
- с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая:
- не является вредной для его здоровья и развития;
- не наносит ущерба
Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
- все лица моложе восемнадцати
лет принимаются на работу
лишь после предварительного
медицинского осмотра и в
- запрещается привлекать
- трудовые отпуска работникам
моложе восемнадцати лет
- для работников моложе
- заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы;
- труд работников моложе
- оплата труда учащихся
- расторжение трудового
В системе органов образования созданы и функционируют специальные общеобразовательные школы для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 11 до 14 лет и специальные профессионально-технические училища для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 18 лет.
Прокурор осуществляет надзор затем, чтобы в эти специальные учебно-воспитательные учреждения несовершеннолетние направлялись только на основании решений комиссий по делам несовершеннолетних сроком до трех лет. Конкретный срок пребывания несовершеннолетнего в этом учебном заведении определяет комиссия.
Учащиеся специальных школ, достигшие 15 лет, но не доказавшие своего исправления, по представлению комиссии по делам несовершеннолетних направляются в специальные профессионально-технические училища.
Прокуроры обязаны систематически и всесторонне проверять соблюдение законности в деятельности учебно-воспитательных учреждений, строго следить за тем, чтобы их работа с воспитанниками была эффективной. Особое внимание они должны обращать на трудовое и бытовое устройство лиц, освобождаемых из этих учреждений. Это требование вызвано тем, что многие несовершеннолетние, обучающиеся в специальных ПТУ, не имея родителей, после освобождения не могут определиться ни в трудоустройстве по приобретенной специальности, ни по месту жительства. В итоге они снова оказываются без надзора, совершают правонарушения и оказываются на скамье подсудимых.
Список использованных источников
1. Конституция Республики
2. Закон Республики Беларусь
«О прокуратуре Республике
3. Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с измен. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
4. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
5. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.
6. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних