Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 03:29, реферат
Формирование новой российской государственности происходит в условиях, когда большое значение приобрела государственная служба, призванная обеспечивать реализацию функций государства. Государственная служба становится все более важным институтом государственной власти, а государственные служащие – ведущими субъектами ее осуществления. Данный институт присутствует во всех ветвях власти и на всех ее уровнях: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе правоохранительных, реализующих от имени государства его цели и функции.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды государственной службы 5
Глава 2. Принципы государственной службы. 12
Глава 3. Понятие и виды государственных служащих 15
Глава 4. Прохождение государственной службы 21
Заключение 24
Список литературы 26
Федеральным законодательством регулируются не только общие правила государственной службы России, касающиеся всех её видов, но и особенности каждого из них. Ведь совершенно очевидно, что военная и правоохранительная служба существенным образом отличаются от государственной гражданской службы по своему функционально-целевому назначению и условиям несения службы. Поэтому в федеральных законах и иных нормативных правовых актах определяются различия в формировании кадрового состава, организации гражданской, военной, правоохранительной службы, порядке поступления на службу и её прохождении, правовом положении гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы, а также порядке оплаты их труда и видах предоставляемых им социальных гарантий и компенсаций.
Наряду с
федеральной государственной
Таким образом,
современная система
Как важная сфера государственно-управленческой деятельности государственная служба организуется на определенных началах, основах, этим придается четкий ориентир ее правовому регулированию и деятельности государственных служащих. Социально-правовые основы государственной службы образуют официально провозглашаемые приоритеты и направления общественного развития, соответствующие им установки и цели государственного строительства, а также нормативно установленные принципы и основы организации и функционирования государственной службы. Эффективность государственной службы при этом определяется тем, как, каким образом, насколько качественно она обслуживает потребности человека и помогает ему в обычной жизни. Рассматривая государственную службу как вид деятельности, необходимо отметить, что, с одной стороны, службами называются многие органы государственной исполнительной власти, а с другой – под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан. В данном случае понятие "государственная служба" неразрывно связано с понятием "государственный служащий", причем под государственными служащими подразумеваются лица, работающие в любой государственной организации.
В рамках административного права государственная служба основывается на ряде принципов. Принципы системы государственной службы и принципы гражданской службы, закрепленные в федеральных законах от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по большей части совпадают. Отличия касаются лишь определенных дополнений и конкретизации отдельных принципов, проведенных в Федеральном законе от 27.06. 2004 г.
Несмотря на закрепление принципов государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ряд субъектов Российской Федерации предприняли попытку закрепить принципы гражданской службы в своих законодательных актах. Некоторые нормативно-правовые акты содержат отсылочные нормы к федеральному законодательству, иные полностью дублируют принципы, закрепленные федеральным законодательством (законы Республик Ингушетии, Дагестан, Владимирской, Мурманской, Орловской Волгоградской, Липецкой областей, Приморского, Камчатского краев и т.д.).
В настоящее время действуют следующие принципы гражданской службы:
Принципы гражданской службы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и
организационных основ
3) равный доступ граждан,
владеющих государственным
4) профессионализм и
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с
8) защищенность гражданских
служащих от неправомерного
Принципы государственной гражданской службы являются важнейшей основой разработки и реализации государственной политики в области совершенствования деятельности государственного аппарата. Все они тесно взаимодействуют в системе, способствуя четкой организации и формированию правовых основ государственной гражданской службы в целом. Реализация рассмотренных принципов в полном объеме позволит сформировать институт государственной гражданской службы, который сможет обеспечить эффективное функционирование системы государственного управления в целом.
Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.
Государственные и муниципальные служащие по действующему законодательству – граждане России, осуществляющие профессиональную служебную деятельность (исполняющие профессиональные обязанности) по занимаемым должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должности муниципальной службы является обязательным и определяющим признаком понятия, соответственно, государственного или муниципального служащего.
Современное законодательство
о службе не дает легального общего
определения понятия должности,
поэтому необходимо уяснить организационно-
– должность – это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами;
– за каждой должностью
закреплена часть компетенции соответствую
– профессионально-
Все должности
государственной службы подразделяются
на: должности федеральной
Необходимо
различать и четко
Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации – должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, а должности федеральной и субъектов Федерации государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно. Государственные должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Реестре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования.
Все лица, замещающие
должности государственной служ
– руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
– помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
– специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
– обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово- экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Далее, должности
государственной гражданской
1. высшие;
2. главные;
3. ведущие;
4. старшие;
5. младшие должности
государственной гражданской
При этом должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей государственной гражданской службы.
Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т.д. Присвоение квалификационных раз рядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ.
Государственные должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.
Муниципальные
должности в органах местного
самоуправления также делятся на
несколько категорий и
– выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных вы боров;
– муниципальные
должности муниципальной
По роду своей профессиональной работы и сферам деятельности все служащие делятся на занятых в сфере экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.
По видам государственной деятельности все федеральные государственные служащие в Реестре государственных должностей государственной службы разделены по соответствующим органам государственной власти, специализированным на осуществлении различных видов государственной деятельности: служащие представительных (законодательных) органов государственной власти – Федерального Собрания РФ, служащие общегосударственной контрольно-надзорной власти, служащие органов государственной судебной власти (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда и федеральных территориальных арбитражных судов), служащие органов государственной исполнительной власти (Правительства РФ, министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также их территориальных органов). Аналогично по видам государственной деятельности классифицируются и государственные служащие субъектов РФ.
По функционально-должностным
признакам и полномочиям, отражающим
роль каждого служащего в
Особую и
специфическую категорию