Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:02, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение теоретических и методических аспектов формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения.
В соответствии с поставленной целью, считаю целесообразным выделить следующие задачи:
1. Изучение понятий правовое воспитание и правовое обучение;
2. Рассмотрение теоретических основ формирования правовой культуры школьников;
3. Исследование развития современной системы обучения праву;
4. Выявление основных методов обучения праву;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3
ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
1.1 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………………………………………………………5
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………7
ГЛАВАII. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
2.1 РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ…………………………………………………………………………...15
2.2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ……………….....18
2.3 НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ПРАВУ……………………......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…34
Слово «метод» обращает нас к далекому прошлому человечества. В буквальном смысле оно обозначает (от греч. «methodos» — путь исследования, теория, учение) «способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели». Известный мыслитель эпохи нового времени Ф. Бэкон (1561—1626) сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученого в темноте. Действительно, выбранный метод достижения определенных целей порой играет важную роль в жизни человека, позволяя ему быстро достичь желаемого результата.
В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников.
В своей работе учитель использует самые разнообразные методы. Известно, что общая дидактика выделяет разные группы методов. К ним относят:
1. Методы стимулирования
и мотивации учебной
2. Методы организации
и осуществления учебно-
3. Методы контроля и
самоконтроля эффективности
В связи с тем, что в реальной практике сложилось большое разнообразие методов обучения, специалисты предложили классифицировать их по различным основаниям. Этот прием известен и самой юридической науке: так, например, нормы права могут быть классифицированы по исходящему субъекту, методу правового регулирования или по отраслевому принципу.
Однако даже единое основание позволило ученым спорить и предлагать свои подходы к классификации методов обучения. Известные дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, исходя из уровней познавательной деятельности учеников, выделили: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический и исследовательский метод (или объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. В случае выбора учителем чисто репродуктивного метода изучения темы ученики превращаются в пассивных слушателей своего педагога, который в готовом виде поясняет все правовые вопросы и заставляет детей их запомнить. В условиях проблемного обучения перед учеником ставится определенный вопрос (проблема), который он должен разрешить, пытаясь самостоятельно отыскать ответ. Противоречие, складывающееся между знанием и незнанием, стимулирует познавательную активность школьника.
Итак, на основании характера познавательной деятельности в правовом обучении выделяют и такие методы:
1. Объяснительно-иллюстративный. Его сущность состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют в памяти правовую информацию.
2.Репродуктивный метод. Систеймологически взаимосвязанных вопросов учитель права организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.
Несмотря на многочисленную критику специалистов относительно использования этого метода в правовом обучении, следует заметить его важность в плане формирования у школьников прочной основы знаний, необходимых для творческой работы.
3. Метод проблемного изложения.
При организации правовых
4. Частично-поисковый, или
эвристический метод. При применении
этого метода учитель права
ориентирует школьников на
5. Исследовательский метод.
Он обеспечивает творческое
В современном правовом обучении необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной деятельности школьников. Это может осуществляться при: решении практических задач, работе с юридическими документами и проч.; проведении специального исследования по определенной теме под руководством учителя права. Важным методом закрепления знаний, выработки умений, навыков являются упражнения.10
ТА. Ильина предлагает учителю права использовать методы сообщения новых знаний: объяснение, рассказ, лекция; методы приобретения новых знаний: экскурсия, самостоятельная работа с книгой, упражнения; методы работы с техническими средствами; самостоятельную работу.
Классификация методов по источникам получения учебной информации позволяет обратить внимание педагога на словесные, наглядные и практические методы.
Рассмотрим некоторые их особенности применительно к современной системе правового обучения.
Словесные методы обучения праву связаны с устным изложением материала или печатным способом передачи информации (в этом случае в обучении используют тексты нормативно-правовых актов; газетный материал по правовым вопросам и т. д.). Работая вместе, учитель и ученик постоянно общаются друг с другом именно с помощью слова, устного изложения материала. Методисты выделяют такие его виды: сюжетный или описательный рассказ, характеристика правового явления; конспективное (краткое) изложение; обобщение правовой информации.
Общеизвестно, что вербальное общение представляет собой передачу мыслей с помощью слова, мимики или пантомимики. Знаменитый физиолог И.П. Павлов (1849—1936), проводя свои многочисленные опыты, доказал, что слова являются самым эффективным средством воздействия на человека. На учебных занятиях по праву следует особое внимание уделить культуре речевого общения учителя и учеников. Доброе, спокойно сказанное слово способно творить чудеса. Это помогает поддерживать организованность и порядок в классе во время проведения урока. Раздраженный голос учителя создает стрессовое состояние школьников и не способствует освоению обучаемым даже, казалось бы, интересных тем правового курса. Не случайно А.С. Макаренко считал, что важным показателем педагогического мастерства является умение произносить слова:
«Подойди ко мне» — с десятками нюансов в голосе. Умение использовать возможности паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) оказывает большое влияние на плодотворность словесных контактов в правовом обучении.
Чаще всего обижаются не на смысл слов учителя, а на то, каким тоном они произносятся. Это особенно важно, когда исправляется ошибка, делается замечание. То и другое нельзя произносить мимоходом, беспристрастным тоном. Замечание не должно звучать обидно. Его следует сделать вежливым и ободряющим тоном. А чтобы закрепить модель верного поведения ученика, последнему предлагается выполнить определенное задание.11
Словесное общение дополняет контакт глазами между учителем и учениками. Очень часто на уроке права учитель вынужден разъяснять сложные юридические дефиниции в форме минилекции, которая занимает от 15 до 20 минут. В этом случае, объясняя школьникам тему, целесообразно переводить взгляд от одного слушателя к другому (спереди — назад, слева — направо и обратно), стремясь создать впечатление у каждого, что именно его избрали объектом внимания. С одной стороны, так поступать предписывают правила этикета, с другой стороны, такое поведение учителя права стимулирует каждого ученика. При этом школьник не станет заниматься посторонним делом, отвлекаться. Таким образом обеспечивается так называемая «обратная связь» учителя и учеников. Учитель права сразу замечает, кто его внимательно слушает и охотно работает на уроке. Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Учителю права следует уметь приводить в пример различные казусы, правовые ситуации из реальной жизни. Они должны носить обобщенно-типичный характер, но в тоже время яркий и производящий определенное впечатление на слушателей. Разъяснение правовых конструкций только на теоретическом уровне не целесообразно хотя бы и потому, что их запоминание будет усложнено.
Школьники крайне негативно воспринимают любые погрешности в речи педагога, резко отрицательно относятся к штампам (речевым фразам), которые учитель постоянно повторяет. Одного педагога, который заканчивал каждый урок права одним и тем же словосочетанием с неправильным ударением, так и прозвали: «Задом на дом».
На уроках права необходимо соблюдать основные правила кинетики: умело применять жесты, мимику, пантомимику (движение всего тела). Специалисты доказали, что жест хорош в том случае, когда он подкрепляет слово. Неопределенно хаотичные жесты создают впечатление нервного возбуждения и рассеивают внимание слушателей. А.С. Макаренко называл «кустарными педагогическими приемами» стремление учителя увеличить эмоциональное воздействие от своей собственной персоны с помощью злого взгляда, на хмуривания лба, бровей. Педагог должен передавать своим воспитанникам заряд бодрости, оптимизма. Но хуже всего, когда на лице говорящего школьники видят скуку и полное безразличие к тому, что он объясняет. Ученики привыкают очень быстро к безразличию и начинают копировать поведение педагога. Передавая правовую информацию, учитель не должен ходить в аудитории из одного угла в другой. У обучаемых в таких условиях будет рассеиваться внимание. На усвоение слов учителя влияет и его внешний вид. Установлено, что человек, умеющий хорошо одеваться и следить за собой, имеет лучшие личностные характеристики в сравнении с тем, кто за собой не следит.
Таким образом, фундаментом вербального общения выступают положительные эмоции. Большинство учеников не могут заниматься успешно в условиях недоброжелательной критики, угрозы, ненависти или даже осмеяния. Стремясь избежать этого, они применяют любые меры защиты. Обучаемые начинают испытывать подавленность, утомление и скуку.
Декларирование общеизвестных истин не способствует вербальному общению в процессе преподавания права. Так, малоэффективны наставления типа: «Ты учишься в гимназии, а потому обязан знать право», «Ты отличница, а значит, должна выучить правовые нормы», «Вы обязаны соблюдать предписания закона, даже если не понимаете их». Таким способом осуществляются морализаторские наставления, которые наравне с руганью, чтением нотаций негативно сказываются и на процессе обучения праву. Последнее предстает как насилие, навязываемое извне.
Словесное объяснение отдельных положений темы урока лучше строить из простых, хорошо продуманных фраз. Эффективность восприятия правового материала будет выше, если в начале изложения высказать мысли, созвучные настроениям ребят. Вот наиболее типичные способы начала выступления учителя на первом уроке по праву:
1) Сегодня мы начинаем
изучать одну из самых
2) Можно начать разговор
с цитаты. Она должна быть глубокой
по содержанию, интересной и авторитетной
для аудитории. В других случаях
мотивирует на дальнейший
Кроме словесного общения учителя права с классом, группой обучаемых (ретиальное общение), в практике работы учителя нередки непосредственные контакты с отдельными учениками (аксиальное общение). Чтобы улучшить такой вид коммуникации учителя права с учениками, следует обратить внимание на отдельные правила. Например, нельзя подолгу или постоянно останавливаться в разговоре на одном и том же вопросе. Необходимо разнообразить разговор различными темами. Трудно общаться с теми людьми, которые всегда спорят, даже понимая, что они неправы. Однако еще неприятнее становится общаться с теми, кто постоянно соглашается по всем вопросам, поддакивает, стремясь «угодить». Учителю иногда целесообразно не афишировать свою осведомленность в том, о чем ему рассказывает ученик. В противном случае дальнейшие контакты перестанут быть интересными, и ученик не захочет поделиться вновь услышанным или увиденным.
К некоторым методам сообщения новых знаний относят рассказ. Это повествовательная форма раскрытия нового материала. Важно, чтобы рассказ был ярким, логичным, с особым подчеркиванием главных мыслей, выводов. Большую роль в этом методе обучения играет убедительность слов, выражений, эмоциональность.
В старших классах используют такой метод, как школьная лекция.
Особого внимания заслуживает наглядный метод обучения праву, который используется учителями в практике. Он позволяет конкретизировать учебный материал. Указанный метод может выражаться в работе с таблицами, схемами, демонстрации транспарантов по праву с использованием эпидиаскопа, применением мультимедийных программ, классной доски, мела, фломастеров и проч. Специалисты справедливо считают, что наглядность играет большую роль и в словесном общении (нет ничего в мышлении, чего бы не было прежде в ощущении; чувства — это свидетели достоверности и вернейшие руководители памяти)1. Применение такого метода требует тщательной подготовки учителя (разрабатывается система вопросов, заданий к наглядным материалам, дети учатся анализировать содержание проблемы, выраженной в таком виде, и проч.). Выделяют образные и условные наглядные пособия по праву. К первым относят картины на правовые темы, фотографии и т. д. Ко вторым — графики, таблицы, диаграммы и проч.
Информация о работе Процесс формирования правовой культуры учащихся