Процесс формирования правовой культуры учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение теоретических и методических аспектов формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения.
В соответствии с поставленной целью, считаю целесообразным выделить следующие задачи:
1. Изучение понятий правовое воспитание и правовое обучение;
2. Рассмотрение теоретических основ формирования правовой культуры школьников;
3. Исследование развития современной системы обучения праву;
4. Выявление основных методов обучения праву;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3
ГЛАВА1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
1.1 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ………………………………………………………………………5
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………7
ГЛАВАII. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
2.1 РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ…………………………………………………………………………...15
2.2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ……………….....18
2.3 НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ПРАВУ……………………......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по методике.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

Практические методы заключаются в совершении определенных действий с учебными предметами. Это может быть создание схематических рисунков, мультипликационных вариантов правового содержания. Ученики работают самостоятельно с литературой, участвуют в научно-исследовательской деятельности.12

Что же оказывает влияние на выбор методов правового обучения? Во-первых, цели, задачи, которые учитель формулирует перед каждым учебным занятием, и особенности правового материала. Сложный юридический материал трудно изучать поисковым методом. Запутавшись в проблеме, школьники могут потерять интерес к дальнейшей деятельности. Здесь требуется объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учителя, рассказ. Во-вторых, необходимо иметь в виду способности, уровень подготовленности класса. В классе с низким уровнем обученности детей учитель сам объяснит правовые понятия, окажет помощь ученикам при выполнении ими самостоятельной работы. Задания могут носить репродуктивный характер, требующий воспроизведение материала. При высоком уровне подготовленности школьников увеличивается объем их самостоятельной творческой работы, учитель выступает в роли профессионального организатора познавательной деятельности детей. В-третьих, на выбор методов оказывает влияние наличие времени для изучения правовой темы. Способности педагога играют немаловажную роль при выборе тех или иных методов обучения.

Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методов в области правового обучения позволяют, однако, сделать вывод о необходимости оптимального сочетания на практике традиционных, репродуктивно-воспроизводящих и инновационных, проблемно-творческих методов. Практика показывает, что доминирование исключительно одних методов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. Необходимо иметь в виду следующие особенности обучающего процесса:

— для организации творческих уроков по праву следует обеспечить основательную подготовку школьников в виде комплекса базовых знаний, которые могут стать своеобразным фундаментом для развития творчества детей;

— сложный по характеру юридический материал нельзя изучать поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного подхода (объяснения учителя, лекции, рассказа). Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием;

— при выборе методов обучения следует учитывать потенциальные возможности учеников, уровень их подготовки. В классе, где обучаемые имеют высокий уровень обученности и потенциальные возможности для более основательного изучения права, следует активизировать их самостоятельную работу путем заданий повышенной сложности, творческих и проблемных вопросов;

— личные способности учителя и наличие времени для изучения вопросов права играют немалую роль в выборе того или иного метода правового обучения.

 

2.3 НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ПРАВУ

 

В современном правовом обучении используют различные виды наглядности. Этим понятием называют важное средство обучения праву, связанное с визуальным (зрительным), аудиальным (слуховым) восприятием информации.

Средства правового обучения — это идеальные и материальные объекты, с помощью которых учитель осуществляет процесс обучения праву.

В методике обучения праву выделяют различные виды наглядности.

.По форме внешнего  выражения наглядные средства  обучения классифицируются так:

1) звуковые средства обучения (к ним относятся и созданные  в 90-е годы XX в. аудиокассеты РФПР  по методике преподавания права);

2) экранные средства обучения (правовые видеофильмы, мультимедийные программы правового обучения);

3) печатные средства обучения (в них правовая информация  представлена на бумажных носителях).

Однако в правовом обучении целесообразно обращать внимание на классификацию наглядности по ее юридическому содержанию. В этой связи можно выделить:

1) Условно-графическую наглядность. Сюда мы отнесем схематичные  рисунки, диаграммы, схемы, графики, которые  включены в учебники и пособия  по праву, создаются детьми или  учителем в процессе работы  над темой и проч. При этом  данный вид наглядности может  быть еще классифицирован на:

— символическую наглядность;

— схематическую наглядность.

2) Технические средства  обучения (ТСО). Различные аудиозаписи, компьютерные компакт-диски, кинофильмы  при правильном использовании  на уроках права значительно  улучшают процесс обучения. При  этом следует помнить о том, что «наглядность в отрыве  от устных объяснений учителя  теряет свою значимость». В практике  работы школ отмечаются иногда  неправильные варианты использования  наглядности: некоторые учителя  не используют ТСО вообще в  своей работе, объясняя это тем, что, например, просмотр кинофильма  только отнимет время от урока. Другие же, наоборот, демонстрируют  любой учебный фильм, который  не относится к теме урока. И тот и другой подход неверен. Необходимо учитывать некоторые  правила использования ТСО на  учебных занятиях. Предположим, педагог  решил включить в урок просмотр  отрывка из фильма по определенной  правовой ситуации. Сначала педагог сам просматривает фильм, формулирует задания, вопросы, которые будут предложены школьникам после фильма. Важно продумать, на каком этапе урока лучше предложить фильм, как это будет логически сочетаться с предварительной и последующей работой. Не целесообразно отводить более 10 минут на просмотр видеосюжета. Правовые ситуации могут устаревать из-за динамично развивающегося законодательства, поэтому нельзя на уроке использовать старые материалы. Они могут ввести ученика в заблуждение и не будут иметь никакой учебной значимости или воспитательного эффекта.

3) Предметная наглядность  может быть обеспечена учебными  экскурсиями в суд, нотариальную  контору или в адвокатское  бюро. Однако учителю следует  очень основательно продумать  форму проведения занятия за  пределами школы. Нельзя проводить  экскурсию спонтанно, без предварительной  договоренности с юристами-специалистами. Важно, чтобы школьники увидели, как применяется право на практике, закрепили свои теоретические  знания. Перед началом экскурсии  целесообразно сформулировать задания  каждому ученику или по группам. Задания можно выполнять в  процессе экскурсии. Несмотря на гласность российского судопроизводства, не всегда целесообразно посещать судебное разбирательство дела для того, чтобы закрепить знания обучаемых о правилах процессуального права. Лучше всего, если школьники смогут пообщаться с юристами — практиками, которые расскажут о своей работе, юридических казусах, зададут ребятам вопросы и проч.

4) Изобразительная наглядность. Например, учебные картины, изображающие  судебное разбирательство дела  в эпоху средневековья, позволят  разобраться школьникам в особенностях  процессуального права прошлого  и сопоставить его с нормами  современного законодательства.

Применение наглядных средств обучения позволяет превратить трудный материал в более доступный и легко запоминаемый. Правильное применение наглядности связано с выявлением существенных признаков изображаемого и отвлечением от тех, которые имеют второстепенное значение.

Рассмотрим особенности применения условно-графической наглядности в процессе обучения праву.

В 1999—2000 гг. Федеральный Экспертный Совет Минобразования РФ рассматривал различные видеоматериалы киностудий РФ, предложивших использовать на уроках права отрывки из игрового кино на правовые темы.

Наиболее существенные черты правового явления или понятия можно передать через схематический рисунок. Например, разъясняя сущность правотворчества, учитель мелом на доске по ходу объяснения вычерчивает схему:

Эта схема показывает, что правотворческий процесс — это сложное правовое явление, посредством которого в государстве появляются новые юридические правила.

Вот некоторые варианты моделей юридического содержания, которые могут быть использованы на уроках: при изучении нового правового материала, при закреплении изученного содержания темы или для систематизации определенного блока знаний.

На уроках права могут применяться условные знаки, обозначающие то или иное понятие. Их используют при создании таблиц, графиков.

При использовании наглядности на уроке права следует помнить о таких правилах:

1) Обилие наглядности  вредно для процесса обучения, как и ее отсутствие.

2) Наглядность должна  появляться только в тот момент, когда ученики изучают вопрос, который отражен в наглядном  средстве обучения.

3) Наглядное средство  обучения должно соответствовать  возрастным особенностям учеников, быть понятным для них.

4) Оно не может использоваться  в отрыве от других приемов, методов обучения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, можно сделать некоторые краткие выводы.

Правовая культура - это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности.

Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.

Модель формирования правовой культуры предполагает развитие интеллекта, расширение кругозора правовых представлений, формирование установок и нравственно-правовых ценностных ориентаций, активацию самостоятельной поисковой деятельности студентов.

Разработанная педагогическая технология формирования правовой культуры в процессе обучения праву, представляет целостную систему, включающую взаимосвязанные действия: постановку целей (образовательной, воспитательной и развивающей); определение приоритетов процесса формирования правовой культуры; выделение уровней сформированности правовой культуры в соответствии со степенью успешного решения проблемных задач в процессе обучения; ориентацию на профессиональную направленность в выборе средств и методов в процессе формирования опыта правовой деятельности; наличием ценностных правовых ориентаций; организацию учебного процесса; соотнесение достигнутых показателей с планируемыми.

Комплекс педагогических условий повышения уровня правовой культуры включает: 1) оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала; 2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности; 3) оптимизацию воспитания у студентов правовой ответственности и активной правовой позиции; 4) повышение правовой и психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава, ориентирующей на формирование правовой культуры студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 25 декабря – 1993 г.
  2. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 г., № 9, ст. 862.

  СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.
  2. Венгеров. В. С. Теория государства и права/ В. С.Венгеров – М.: Юристъ, 2002.- С.546.
  3. Голубева Г. А. Понятие правового воспитания: социально-философский аспект / Г. А. Голубева //Философские науки. - 1989, -№1, - С. 19-27.
  4. Завьялова М.С. Из опыта работы по применению активных методов обучения в процессе формирования правовой культуры будущих специалистов / М.С.Завьялова // Формирование профессиональной компетентности через создание активной обучающей среды в средних специальных учебных заведениях» Российская научно-практическая конференция. - Красноярск: КГТЭК, 2007. - часть 1. - С.101-155.
  5. Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М.С.Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. - Красноярск: КГУ, 2006. - С.30-45.
  6. Иоффе А.Н. Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С. 38.
  7. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Основы права» (Базовый уровень образования) / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: Вита-Пресс, 2005. – С. 192.
  8. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс. : канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону - 1999 г.
  9. Морозова С. А. Методика преподавания права в школе / С. А. Морозова - М.: Новый учебник, 2005. – С. 78.
  10. Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов // Тезисы Российской научно-методической конференции - Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. - С. 70-72.
  11. Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся / Внимание «Опыт» // Практика административной работы в школе. - 2003. - №3. - С.54-58.
  12. Петренко С.В. Обучение праву // М-2002, С.234.
  13. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс. : канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону - 1999 г.
  14. Тихонравов Ю.В. Основы философии права : учеб. пособие / Ю.В. Тихонравов. – М. : Вестник, 2003 Источник: http://si-sv.com/publ/4-1-0-87

Информация о работе Процесс формирования правовой культуры учащихся