Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:23, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что первым еврейским кодексом может считаться Тора (Пятикнижие), содержащая законодательную часть Библии. С этим согласны как ученые-традиционалисты, так и исследователи, стоящие на историко-критических позициях, причем последние выделяют в Пятикнижии несколько отдельных сводов. Среди них часть Книги Исхода, обозначенная как Книга завета, Жреческий кодекс, содержащийся в книгах Исход, Левит и Числа, Кодекс святости в Книге Левит и Девтерономический кодекс во Второзаконии.
Вступление
Глава 1 Социально-экономические условия возникновения Псалтыря
1.1 Характеристика времени возникновения Псалтыря
Соломон как монарх иудейского царства
Глава 2 Псалтырь как составная часть ветхого завета
2.1 Псалтырь, как религиозно – правовое отражение действительности
Религиозно-правовые нормы, как составная часть Псалтыря
Глава 3 Государственно-правовые воззрения Соломона
3.1 Форма территориального устройства иудейского государства
3.2 Судебная власть при царе Соломоне
Заключение
Список используемых источников и литературы
В иудейском праве, подчеркивает в связи с этим З.Фальк, «на совершенно одинаковой основе» сосуществуют и функционируют, с одной стороны, нормы, закрепляющие процедуру поклонения религиозным культам и отправления религиозных ритуалов, с другой - религиозные нормы, регламентирующие поведение евреев в их частной и общественной жизни, и, с третьей стороны, нормы, создаваемые и применяемые в настоящее время в процессе повседневной деятельности судами.
Выделяя в системе рассматриваемого права различные группы социальных норм, принципов, религиозных толкований (доктрин), обычаев и традиций и называя их в совокупности иудейским правом, следует иметь в виду, что в данном и в других аналогичных случаях речь идет не об израильском праве как таковом, а лишь о его, хотя и весьма важной, но, тем не менее, только одной составной части. В определенной мере иудейское право выступает в реальной действительности не иначе, как интегральная часть всего израильского права. Будучи весьма своеобразным по природе и характеру правом, значительно отличающимся от остальных правовых систем, иудейское право, по справедливому замечанию Р. Давида, не образует вместе с этими правовыми системами какой-либо отдельной правовой семьи «в полном смысле этого слова». Находясь в определенной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами, оно, тем не менее, не только довольно радикально отличается от них, но и в такой же мере выделяется среди них.
Иудейское право, отмечается в специальной литературе, всегда сохраняло и в настоящее время сохраняет свой «особый характер». Пройдя более чем трех тысячелетний путь развития «во всех четырех углах мира, это правовая система до сих пор сохраняет свою специфичность, выделяющую ее среди других правовых систем». Причем подобная специфичность имеет не локальный, а глобальный, всеохватывающий характер, распространяясь как на отдельные институты (право собственности, купля-продажа, «конкретное право» и др.), так и на различные принципы иудейского права, на его многочисленные доктрины и догматы, наконец, на природу, этого права и его идеологию.
Рассматривая историческое своеобразие иудейского права и его источников, следует отметить прежде всего весьма длительный и противоречивый по сравнению с другими религиозными правовыми системами период становления и развития иудейского права, сопряженный с его многочисленными изменениями, далеко не однозначными толкованиями содержащихся в нем норм, принципов и положений, с весьма разнообразным, сообразующимся с духом того или иного исторического периода дополнениями.
В научной литературе существует несколько вариантов и критериев деления всей истории развития еврейского общества, государства и, соответственно, иудейской правовой системы на различные периоды, стадии и этапы. Не касаясь обстоятельно данной проблематики, отметим лишь: а) что проблема периодизации иудейской общественно - политической и правовой жизни далеко не проста и не маловажна для понимания сущности и выполняемой иудейским правом роли в жизни еврейского сообщества и б) что наиболее распространенными критериями периодизации процесса становления и развития правовой системы являются не столько «чисто» юридические, сколько «смешанные» с правовыми социально-политические критерии.
Так, например, З.Фальк предпринимает попытки подразделения истории развития правовой системы еврейского общества, в центре которого находятся «семья и ее правовой статус», на различные периоды в зависимости от характера и особенностей религиозно-этических и правовых отношений, складывающихся в тот или иной период в иудейской семье и в иудейском обществе.
Д. Рид и некоторые другие авторы при периодизации истории развития иудейского общества, государства и права за основу берут лишь сугубо религиозные и идеологические критерии.
Д. Рид, например, подразделяет всю «историю Сиона» на пять периодов. Первый - «эпоха левитов» (служители религиозных культов у древних евреев). Именно в этот период, а точнее с 62 г. до н. э., по мнению автора, левиты закончили составление «своего писаного закона», получившего название Второзакония, или Закона Моисеева, - «законодательной» основы иудейского права, и «прочли его народу в Иерусалимском храме».
Второй период - это «эпоха фарисеев» (представители общественно - религиозного течения в Иудее в. до н. э., выражавшие преимущественно интересы средних слоев населения). Период фарисеев в значительной мере совпал с римским управлением завоеванной Иудеей, закончившись вторым разрушением Иерусалима и рассеянием по миру последних иудеев. Фарисеи стремились по-своему истолковать применительно к новым социально-экономическим условиям жизни еврейского общества такой важный источник иудейского права, как Тора - первые пять книг Библии (Пятикнижие). В различных изданиях Евангелия фарисеев неизменно называли лицемерами.
Третий период, «эпоха талмудистов», длился, по мнению Д. Рида, вплоть до конца XV в. и отличался особой строгостью в соблюдении евреями, проживавшими не только на территории самой Иудеи, но и в других странах мира, правил и положений, которые содержались в Талмуде - собрании догматических, религиозно-этических и правовых правил и положений иудаизма. Особое внимание при этом уделялось, согласно исследованиям автора, нормам и положениям, препятствующим ассимиляции евреев-единоверцев с народами тех стран, на территории которых они проживали.
Наконец, четвертый и пятый периоды - соответственно «промежуточный» период эмансипации евреев (XX в.) и «эпоха сионизма» (с начала XX в. и по настоящее время), как это следует из работы Д. Рида, связаны с дальнейшим развитием иудейского права не только путем его традиционного толкования и приспособления старых религиозных догм к новым социальным условиям, но и путем его более активного применения раввинскими судами, а также его воздействия на современное израильское право.
Позитивное в периодизации Д. Рида - это сама попытка упорядочения взглядов и представлений относительно истории развития иудейского общества, государства и права. Негативное заключается в чрезмерной политизации и идеологизации данного процесса, в подмене одних религиозно-этнических критериев периодизации иудейской общественно - политической и правовой жизни («эпоха» левитов, фарисеев, талмудистов) другими, светскими по своему характеру, политико-идеологическими критериями (период эмансипации евреев и «эпоха сионизма»).
При рассмотрении исторического своеобразия иудейского права и его источников следует обратить внимание также на чрезвычайно противоречивый характер процесса становления и развития иудейского права, который оставил заметный отпечаток как на его внешней стороне (структура священных книг, формы иудейского права и др.), так и его сущность и содержание.
При этом речь идет не только о противоречиях внутреннего порядка, которые порождены различными религиозными течениями и доктринами или же внутриполитической раздробленностью древних иудеев, приведшей, в конечном счете, к разделению единого Еврейского царства на два самостоятельных государства: Иудея - южное царство, сохранявшее традиционные иудейские законы и прежний порядок отправления религиозной службы, и Израильское (северное) царство, почитавшее культ золотого тельца и произвольно изменившее порядок богослужения. Речь идет также о противоречиях внешнего плана, связанных с непрерывным противодействием процессу развития иудейского права извне и с многовековым противостоянием, а нередко и открытой борьбой иудейской религии и права с другими религиями и порождаемым ими правом.
Как свидетельствуют история, религиозно-нравственное противостояние иудаизма и основанного на нем уклада жизни евреев, с одной стороны, и иных религиозных течений и соответствующих им общественно-политических систем - с другой, носило не временный и не локальный, а фактически постоянный и глобальный характер, практически распространяясь на все сферы жизни общества и государства и охватывая все периоды развития иудейской религии и права.
Причем, такое противостояние, нередко переходящее в открытую борьбу, имело не односторонний, а обоюдный, двусторонний характер. В юридическом, религиозном и социально-политическом плане - это выражалось, в частности, в том, что ограничения в правах, а часто и религиозная нетерпимость представителей одной религии по отношению к представителям другой наталкивались на аналогичную обратную реакцию последних по отношению к первым. Примеров подобного рода взаимоотношений религий и создаваемых на их основе религиозных правовых систем мировая история дает немало.
Так, древние иудеи проявляли крайнюю религиозную нетерпимость к языческой вере, накладывавшую соответствующий отпечаток и на характер всех иных отношений к «языческим народам». Наиболее ярко это выразилось в период существования у иудеев теократического государства, когда, как утверждается в священных писаниях, Господь Бог был для них - «своего избранного народа» - одновременно и Богом, и небесным царем, и царем земным, законодателем и «главным военным Вождем». Именно от него, от Господа Бога, «исходили законы, постановления и распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного и государственного характера». Исключительно он один мог проявлять законодательную волю, а «пророки, первосвященники, вожди и судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками его воли».
Необходимость поддержания и сохранения чистоты иудейской веры и вместе с тем религиозная нетерпимость в этот период обусловливались наряду с сугубо религиозными также и социально-политическими причинами, ибо религиозные догматы и постулаты выступали и как стержень, главное звено иудейской религии, и как основа всего государственно-правового и общественного мироздания древних евреев.
Крайне отрицательное отношение иудеев к языческой вере и их носителям сохранялось и в последующие годы. Если кто из иудеев, говорится в связи с этим, например, во Второзаконии - «нравственно - назидательном воспроизведении» законов, изложенных в прежних священных книгах, - «пойдет и станет служить иным богам и поклоняться им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я (Господь Бог) не повелел», то каждый правоверный иудей, если ему об этом станет известно, обязан: а) убедиться еще раз, что это была правда («ты хорошо разыщи») и б) «если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле», вывести того мужчину или ту женщину, которые сделали зло такое, к воротам своим и «побить их камнями до смерти».
Нетерпимое, нередко обусловленное причинами самосохранения всего народа, отношение иудеев к чужой вере, к богам инородцев и их религиозным символам («идолам») последовательно прослеживается и в других их священных книгах, Например, в книге под названием «Исход» каждому правоверному иудею, среди целого ряда обязанностей, имеющих не только религиозный, но и юридический характер, вменяется со стороны Бога («Законы Моисея») следующее: а) «сохрани то, что. повелеваю тебе ныне»; б) «не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас»; в) «жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их (и изваяния богов их сожгите огнем)»; г) «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя его - «ревнитель»; Он - Бог - ревнитель»; д) «не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их».
Бескомпромиссно отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с ней и к ее носителям - «языческим народам» - не могло не вызвать соответствующей реакции со стороны последних по отношению к иудеям. Наряду со многими другими причинами религиозный фактор стал одним из важнейших, особенно на ранних стадиях развития мирового сообщества, в неприятии и отторжении другими народами как чуждой их верованиям иудейской религии, существовавших в ее рамках законов, иудейских заповедей и мировоззрения.
В последующие годы и столетия, как широко известно, во многих странах мира, где проживало еврейское население, неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением.
В Испании, например, в период инквизиции был издан целый ряд нормативных актов в виде декретов короля и указов инквизиции, вначале резко ограничивавших права проживавших на территории этого государства евреев (запрещалось отправлять богослужение, соблюдать иудейские праздники и обычаи, «предписанные Законом Моисея», и др.), а затем и вовсе изгнавших их из страны. Декретом от 3 марта 492 г. «все евреи мужского и женского пола обязывались покинуть Испанию до 3 июля того же года под угрозой смерти и потери имущества».
Покидавшим Испанию евреям, как свидетельствует очевидец - бывший секретарь инквизиции двора Хуан-Антонио Льоренте, разрешалось продавать и брать с собой все их «движимое имущество и другие вещи, кроме золота и серебра, вместо которых они должны были получать векселя или незапрещенные товары».