Пути формирования правового государства и гражданского общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучить пути формирования гражданского общества и правового государства в России и определить уровень их развития на сегодняшний день.
Объекты исследования - гражданское общество и правовое государство в России.
Предмет исследования- пути формирования гражданского общества и правового государства в России.
Для достижения поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Обобщить полученные знания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Гражданское общество…………………………………………….........6
1.1. Возникновение и развитие идей о гражданском обществе…………….….6
1.2.Понятие, признаки и структура гражданского общества………………….9
Глава 2. Правовое государство………………………………………............….13
2.1. Возникновение идеи правового государства. Понятие и признаки правового государства……………………………………..................................13
Глава 3. Гражданское общество и правовое государство в их взаимодействии…………………………………………………………………..16
Глава 4. Становление правового государства и гражданского общества в России…………………………………………………………………………….18
4.1. История становления гражданского общества и правового государства в России…………………………………………………………………………….18
4.2. Современное состояние гражданского общества и правового государства в Российской Федерации…………………………………………………..........21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников...................................................................26

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_1_kurs.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

Мною были перечислены самые основные признаки гражданского общества, позволяющие отличить его от любого другого типа. К ним также можно добавить наличие в гражданском обществе развитой структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, высокий уровень интеллектуального и психологического развития членов общества, их способность к активной преобразующей деятельности, а также всеобщую информированность и реальное осуществление права на информацию.

Отсутствие или неразвитость некоторых из перечисленных выше признаков позволяют определить состояние общества и необходимые направления его самосовершенствования.

Поскольку гражданское общество есть сложноструктурированная система, то для него характерно наличие многообразных общественных форм, институтов и отношений.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности6:

  1. Социальная система, которая охватывает совокупность сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт, оказывающий влияние на другие системы. На этом уровне выделяются потребности человека в здоровье, творчестве, общении, продолжении рода, информации. Институтами этой системы являются семья, церковь, творческие союзы, учреждения культуры, средства массовой информации.
  2. Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и прочих. На данном уровне человек стремится удовлетворить базовые потребности в пище, одежде и жилье посредством деятельности частных предприятий, акционерных обществ, профессиональных объединений и др.
  3. Политическую систему составляют целостные элементы – государство, политические партии, общественно-политические движения, лоббистские группы7. На этом уровне индивид выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии и стремится удовлетворить потребности в политическом участии и гражданской активности.
  4. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения (образовательные, научные, религиозные, культурные).
  5. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. Информационные отношения пронизывают все сферы гражданского общества.

Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития зрелости, при определенных, рассмотренных ранее условиях. Тогда его основной функцией становится - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет еще ряд важных социальных, таких как защита частных сфер жизни человека, гарантированность прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах, создание прочных структур, на которых держится вся общественная жизнь.

Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всех членов общества, особенно тех, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные) с помощью реализации социальных программ, выплаты пособий и т.п.

Итак, нам удалось выяснить, что современность рассматривает гражданское общество как сложную и многоуровневую систему институтов и отношений, главная цель которой заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих его достойную жизнь и свободное развитие, причем не просто как представителя народа, а как конкретной личности. А раз государство ограничивается гражданским обществом в своей деятельности путем контролирования его деятельности, то в этом случае (в условиях гражданского общества) оно неизбежно приобретает характер социального государства, то есть правового.

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

2.1. История возникновения идеи правового государства. Понятие и признаки правового государства

 

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни еще в Античности. Так, Аристотель писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя»8.

В теоретически развитом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позднее – в условиях борьбы против феодального произвола, в период буржуазных революций и утверждения нового строя в Европе. В этот период идеи правового государства развивались в работах Б.Спинозы, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье и др.

К примеру, Дж.Локк обозначил в своих работах идею незыблемости естественных прав человека и установил, что пределами власти государства являются естественные права граждан9.

Философская основа теории правового государства была сформулирована немецким ученым И.Кантом. Он говорил, что «государство основывает свою деятельность исключительно на праве, следует ему и вместе со всеми выполняет общеобязательные законы»10. Получается, что философ был убежден в том, что общеобязательный характер право приобретает благодаря государству, а последнее призвано служить личности, охранять ее от любого произвола.

Ко второй половине XIX века в идее правового государства провозглашаются такие принципы, как равенство всех перед законом, верховенство прав и свобод личности, конституционное ограничение политической власти, разделение властей, а роль государства сводится к минимальному вмешательству в общественную жизнь.

Уже в XX веке сложилось понятие правового государства, близкое к его сегодняшнему определению. В соответствии с ним государственная власть максимально ограничивается естественными правами и свободами, запрещающими властное вмешательство в сферу гражданского общества. Государство также обязано предоставлять человеку защиту его свободы и собственности. При этом идеалом было объявлено социальное правовое государство, которое не только гарантирует личные и политические свободы, но и обеспечивает социально-экономические и культурные права человека11.

К концу XX века в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах США, Франции, Англии, ФРГ, Российской Федерации и ряда других стран так или иначе закреплены положения, фиксирующие, что данное государство является правовым. Например, первая статья Конституции РФ гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство». Те же положения закрепляются поправками №1,4 и 9 к Конституции США12.

На сегодняшний день, как и гражданское общество, правовое государство имеет множество различных толкований. Если объединить основополагающие их компоненты, получается следующее: правовым государством является такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

В соответствии с данным определением, можно выделить основные признаки правового государства13:

  1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
  2. Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Реальность прав и свобод личности, создание условий для ее развития (это означает, что все, что не запрещено-дозволено).
  4. Взаимная ответственность государства и личности (то есть все, что власти не дозволено законом, ей запрещено).
  5. Политический и идеологический плюрализм.
  6. Прочный режим законности и стабильность правового порядка.

Помимо перечисленных признаков, необходимо добавить, что законы, на основе которых строится жизнь государства, должны соответствовать принципам международного права, которые закреплены в настоящее время, к примеру, в международно-правовых актах Организации Объединенных Наций.

Итак, нам удалось кратко проанализировать историю возникновения и развития идеи правового государства в мире, а также рассмотреть его понятие на современном этапе развития общества. Стоит отметить, что мною были перечислены лишь основные принципы, на основе которых строится правовое государство. Их можно дополнить также следующим положением: правовое государство возникает только при условии наличия развитого гражданского общества, состоящего из свободных, интеллектуально и психологически высокоразвитых личностей. Это говорит о несомненной взаимосвязи гражданского общества и правового государства, о чем и пойдет речь в следующей главе.

 

 

ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

 

Теперь нам известно, что идеи правового государства и гражданского общества разрабатывались учеными и мыслителями на протяжении веков. Существование правовых государств является логичным и исторически обоснованным. Вместе с тем, полноценное правовое государство может существовать только в многополярном и высокоразвитом обществе.

Социальной базой правового государства может стать лишь общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы. Это значит, что изначально необходимо создать нравственную основу правового государства, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности - те принципы, которые характерны и для гражданского общества.

В свою очередь гражданское общество – это система экономических, духовных, культурных, нравственных и других отношений индивидов, добровольно объединяющихся в ассоциации, союзы и организации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей14. Оно защищено традициями, обычаями, моральными нормами. В центре внимания такого общества находится человек и его интересы, и через систему социальных институтов, таких как церковь, семья, партии, профсоюзы и др., гражданское общество создает условия для того, чтобы каждый его член мог реализовать свои трудовые и творческие возможности.

Тогда правовое государство выступает государством, обслуживающим потребности гражданского общества, которые были перечислены выше. Однако, оно остается подконтрольно гражданскому обществу (так как его фундаментом является признание прав человека), и должно быть ответственно за правопорядок, который гарантирует людям их свободу и безопасность.

Получается, что и гражданское общество, и правовое государство ориентированы на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности. А основным гарантом свобод личности как раз и является государство15.

Таким образом, формирование и, в конечном счете, завершение создания правового государства связывается с максимальным обеспечением прав и свобод человека, взаимной ответственностью государства и гражданина, с  верховенством закона и строгим соблюдением его всеми общественными организациями и институтами, которые созданы в гражданском обществе для удовлетворения потребностей человека.

 

 

ГЛАВА 4. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

 

4.1. История становления гражданского  общества и правового государства  в России

 

В истории нашей страны судьба идеи правового государства и гражданского общества складывалась очень непросто. Как нам удалось выяснить ранее, правовое государство формируется только в условиях развитого гражданского общества. В этой главе мы попробуем разобраться, как становилось гражданское общество в России, и как результат его развития повлиял на нынешнее состояние правового государства.

Становление гражданского общества означает формирование такой общности людей, в которой обеспечивается взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства. В этом смысле Россия демонстрировала отличный от западного образца вариант развития, ведь на Западе еще в 1787 году была принята конституция США, в 1789 году были оформлены 10 поправок к этой конституции, оформившиеся в Билль о правах- документ, закрепляющий основные права и свободы человека и гражданина. А в 1789 году во Франции Декларация прав человека и гражданина стала важнейшим документом Великой французской революции, определившим индивидуальные права человека. Она же повлияла и на развитие идеи о гражданском обществе в России16.

Основой дореволюционного российского общества была жёсткая властная иерархия, всячески ограничивающая развитие индивидуальной частной собственности на землю. Социальная структура, состоявшая из двух крайних полюсов, была обречена на постоянные конфликты. Среднего класса, который мог бы выступать стабилизирующим фактором общественного развития, не было17.

К началу царствования Петра I в российском обществе появились предпосылки для плавной индустриализации: «Сложился всероссийский рынок, возросло число городов, ставших центрами ремёсел, активную роль играло купечество, сосредоточившее в своих руках необходимые капиталы. Однако возникавшие слои свободного сельского и городского населения, которые потенциально могли бы стать социальной базой для новых классов - буржуазии и рабочих, были лишены Петром I юридической свободы и записаны в государственные крестьяне. Модернизация России происходила за счёт использования крепостного труда и концентрации власти в руках монарха»18, что конечно противоречит самой идее гражданского общества как таковой.

Информация о работе Пути формирования правового государства и гражданского общества в России