Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:17, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить пути формирования гражданского общества и правового государства в России и определить уровень их развития на сегодняшний день.
Объекты исследования - гражданское общество и правовое государство в России.
Предмет исследования- пути формирования гражданского общества и правового государства в России.
Для достижения поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи:
Изучить литературу по теме.
Обобщить полученные знания.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Гражданское общество…………………………………………….........6
1.1. Возникновение и развитие идей о гражданском обществе…………….….6
1.2.Понятие, признаки и структура гражданского общества………………….9
Глава 2. Правовое государство………………………………………............….13
2.1. Возникновение идеи правового государства. Понятие и признаки правового государства……………………………………..................................13
Глава 3. Гражданское общество и правовое государство в их взаимодействии…………………………………………………………………..16
Глава 4. Становление правового государства и гражданского общества в России…………………………………………………………………………….18
4.1. История становления гражданского общества и правового государства в России…………………………………………………………………………….18
4.2. Современное состояние гражданского общества и правового государства в Российской Федерации…………………………………………………..........21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников...................................................................26
Однако в российском государстве все-таки была создана возможность формирования гражданского общества. Начало этому положила отмена крепостного права в 1861 г. С ликвидацией крепостной зависимости была создана первая предпосылка гражданского общества - все жители России обрели личную свободу, а также активизировался процесс становления среднего класса.
Как известно, конституция государства является гарантом прав и свобод граждан этой страны. Реформы Николая II в начале XX века так и не привели к прекращению самодержавия и становлению конституционной монархии в России, что, безусловно, только подтолкнуло уже настроенные радикально массы к революции.
Мне кажется, что Октябрьскую революцию 1917 года можно назвать попыткой свержения самодержавия и началом формирования гражданского общества в России. Ведь идеи лозунгов этой революции были равноправие всех граждан, свобода слова, печати и собраний, свобода профсоюзов, формирование среднего класса и многие другие, говорящие о том, что радикально настроенные массы, оглядываясь на опыт зарубежных стран, были готовы положить начало формированию гражданского общества и в отстающей России.
Однако, несмотря на выдвинутые лозунги, в действительности революция вместо сословно-кастовой структуры общества ввела статусную. Тогда правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая одновременно собственником средств производства, а остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. Общество, как и прежде, основывалось на отношениях власти, а отсутствие гражданского общества в России обусловило установление тоталитарного режима в стране19.
Что касается формирования правового государства в России, то процесс его становления так же носил очень сложный характер. После революции 1905–1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционному строю, что в известной степени означало вступление на путь формирования правового государства. Взгляды передовых людей того времени были обращены к этой идее. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г., когда в результате революции было создано советское государство, сутью которого по Конституции РСФСР 1918 г. была диктатура пролетариата20.
Но установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел с одной стороны профсоюзные, женские, молодежные, творческие и другие организации, а с другой стороны с помощью Коммунистической партии жестко контролировал их деятельность, то есть деятельность гражданского общества.
Таким образом, мы кратко рассмотрели путь формирования гражданского общества и правового государства в России и теперь можем сделать вывод, что наша страна вступила на путь строительства гражданского общества и правового государства значительно позднее стран Западной Европы и США, что и стало предпосылкой их незрелости на современном этапе.
4.2. Современное состояние гражданского общества и правового государства в Российской Федерации
Конец XX века был ознаменован крушением коммунистической системы в нашей стране. Тогда были сделаны первые шаги в сторону создания правового государства, рыночной экономики и гражданского общества, а именно – принятие 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме Конституции РФ, которая закрепила права и свободы человека и гражданина, требования ко всем источникам действующего права и оговорила систему разделения и взаимодействия властей.
Итак, в Конституции РФ статьей 1 закрепляется, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство»21. Отдельная глава посвящена правам и свободам человека и гражданина РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.
В течение долгих десятилетий XX века в нашей стране действовала однопартийная система, а государственной идеологией считался марксизм-ленинизм, который отрицал возможность существования официальной оппозиции. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором различные общественные организации, течения и партии взаимодействуют друг с другом, в котором никакая идеология не может считаться государственной.
Политическая жизнь в правовом государстве строится на основах идеологического и политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства в России является развитие гражданского общества, в котором права и свободы человека и гражданина реализуются в полной мере, и утверждается принцип политического плюрализма.
Когда мы перечисляли принципы, на основе которых строится гражданское общество, то упоминали высокое интеллектуальное и психическое развитие граждан государства. Это означает, что необходимым фактором, определяющим успех преобразования сфер жизни нашего общества, является уровень правовой и политической культуры в нем, отсутствие правового нигилизма. Необходимо добавить, что уважение и честное соблюдение Конституции и законов нашего государства будет также свидетельствовать о зрелости общества.
Несмотря на то, что наличие в российском обществе правового государства закреплено в Конституции, это вовсе не означает, что в действительности нам не приходится наблюдать обратное. На развитие правового государства оказывают влияние две причины.
Первая причина - наследие исторического развития российского государства, а именно образ жизни в социалистическом государстве. Это выражается в определенной устойчивой системе ценностей и стереотипов, поэтому базовые принципы, на основе которых строится гражданское общество (такие как частная собственность, экономическое и социальное неравенство) отталкивают российских граждан.
Вторая причина – коррупция чиновничьего аппарата и неспособность государства остановить преступность с помощью развитого, предусматривающего все случаи, законодательства.
Безусловно, развитие и совершенствование законодательства также является одной из важнейших задач на пути формирования гражданского общества и правового государства в России, но для их создания необходимо для начала хотя бы обеспечить полное исполнение Конституции РФ, исключить противоречия в законодательстве и спешку при издании нормативно-правовых актов. И важно, решить вопрос понимания и усвоения права широкими слоями населения, попытаться избавиться от правового нигилизма, о котором мы говорили ранее22.
В настоящее время в России можно отметить еще ряд проблем, которые являются препятствием на пути становления правового государства и гражданского общества:
Все это говорит о недостаточной зрелости гражданского общества в России, и, как следствие, возникновении больших трудностей в процессе формирования правового государства.
Итак, Россия провозгласила создание правового государства, что и нашло отражение в ее действующей Конституции, однако это не означает, что цель уже достигнута. У нас еще не сформировалось развитое гражданское общество. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, поскольку сейчас Россия находится в состоянии правового кризиса, т. к. налицо бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, бюрократизм и т. д. Данные явления являются препятствием на пути к признанию Российского государства правовым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеи гражданского общества и правового государства возникли и были сформированы еще несколько столетий назад. Согласно им гражданское общество это свободное демократическое правовое общество, в котором высшей ценностью является человек, его права и свободы признаются, соблюдаются и защищаются, а правовое государство является той организацией политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения этих прав и свобод.
В Российской Федерации несколько позже, чем в большинстве западных стран начали формироваться идеи гражданского общества, конституционности права, разделения властей и других принципов, на которых базируется правовое государство. Поэтому в настоящее время, в условиях незрелого гражданского общества, Россия находится в состоянии правового кризиса: бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, бюрократизм и т. д. Данные явления являются препятствием на пути к признанию Российского государства правовым.
Решением этой проблемы может стать более тщательная проработка нормативно-правовой базы законодательства, контроль за соблюдением Конституции, как верховного закона, чиновниками, организациями, объединениями и самими гражданами.
Хочется добавить, что гражданское общество, из которого впоследствии формируется правовое государство – это союз высококультурных, интеллектуально и психически развитых личностей. Поэтому здесь не может идти речь о правовом нигилизме и не участии граждан в жизни своей страны. Необходимо помнить об этом и понимать, что раз формирование гражданского общества и правового государства началось в России только сейчас, их дальнейшее развитие и устойчивость в наших руках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Слесарева Г.Ф Международный исторический журнал; Махаон-М.;2000 г.,,стр.46-48.
2 Слесарева Г.Ф Международный исторический журнал; Махаон-М.;2000 г., стр. 50.
3 Е. Руткевич Развитие
идеи гражданского общества в истории
социально-философской мысли; АЙРЕКС-М.;
http://www.prof.msu.ru/publ/
4 Е. Руткевич
Развитие идеи гражданского общества
в истории социально-философской мысли;
АЙРЕКС-М.; http://www.prof.msu.ru/publ/
6 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник – М.: Норма, 2009. – стр.353-355.
7 ЛОББИЗМ (англ. lobbyism) - давление на парламент путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения законопроекта. Возник в США. Ныне существует во всех демократических странах. - Юридический словарь 2000 г.
8 История политических и правовых учений. Древний мир/ред. В.С.Нерсесянц-М., НОРМА, 2003. С.236-237.
9 Теория государства и права: учебник/ред. Хабибулин А.Г., Лазарев В.В.-М.,2009. С.229
10 Теория государства и права: учебник/ред. Хабибулин А.Г., Лазарев В.В.-М.,2009. С.231
11 Четвернин В.А. Понятие и термин «правовое государство»// Государство и право. 2000. С.73.
12 См. Конституция РФ (Глава 1, статьи 1,2,3,7). Билль о правах США (поправки №1,4,9).
13 Карпов М.П. Теория государства и права: учебно-наглядное пособие- М. 2007-С.58.
14 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов.-М.,НОРМА, 2003, С. 274-275.
15 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов.-М.,НОРМА, 2003, С. 286.
16 Димитров Н.Н., Курысь Н.В., Заикина И.В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие: РИО РТА, 2006. С.42-55.
17 Дж.Брэдли. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России. 1994. С. 81-83
Информация о работе Пути формирования правового государства и гражданского общества в России