Разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение принципа разделения властей и их влияние на общественные отношения в государстве.
Предметом исследования являются научная, учебная и научно-методическая литература, взгляды различных авторов в области права.
Важнейшими принципами исследования в работе являлись: историзм, объективность, конкретность.
Методы исследования:
Исследование нормативно-правовой литературы;
Подбор и исследование специальной литературы;
Обобщение полученных данных и их систематизация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. История развития теории разделения властей…………………………………...…..5

2. Реализация принципа разделения властей в РФ…………………………………….12
.
2.1 Президент…………………………………………………………………. 12
2.2 Законодательная ветвь власти…………………………………………… 15
2.3 Исполнительная ветвь власти…………………………………………… 17
2.4 Судебная ветвь власти…………………………………………………. 19

3. Практика осуществления принципа разделения властей………………………..….23

Заключение………………………………………………………….…………….............27

Список использованной литературы………………………………………………..…..29

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVIKffdffdfd.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный  университет экономики,  статистики и информатики (МЭСИ)»

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ МЭСИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

   ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Теория государства и права»

ТЕМА: «Разделение властей»

 

    ПО  СПЕЦИАЛЬНОСТИ: «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………..3

 

1. История развития теории разделения властей…………………………………...…..5

 

2. Реализация принципа разделения  властей в РФ…………………………………….12

.

              2.1 Президент………………………………………………………………….   12

              2.2 Законодательная ветвь власти……………………………………………   15

              2.3 Исполнительная ветвь власти……………………………………………   17

              2.4 Судебная ветвь власти………………………………………………….      19

 

3. Практика осуществления  принципа разделения властей………………………..….23

 

Заключение………………………………………………………….…………….............27

 

Список использованной литературы………………………………………………..…..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Прежде всего, хотелось бы сказать о власти вообще.                                                                 Власть – это особые общественные отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних людей, организаций преобладает  (доминирует) над волей и действиями других людей и организаций (подвластными). Властвующие имеют возможность повелевать. В первобытном обществе власть носила сугубо общественный характер. Такими властными структурами являлись родовые органы управления.

Всякая власть реализуется в определенных отношениях – властных отношениях. Потребность  в установлении властных отношений  возникает в силу необходимости  регулирования поведения людей. Власть старейшин и вождей основывалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении всех членов рода к старейшинам, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. С появлением государства организация и осуществление власти сосредотачиваются в руках специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами, т.е. осуществляется через «аппарат власти» и основывается на институтах организованного, государственного принуждения. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, служить личности, обеспечивая и сохраняя права и свободы граждан.

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной  власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Цель работы – изучение принципа разделения властей  и их влияние на общественные отношения  в государстве.

Предметом исследования являются научная, учебная и научно-методическая литература, взгляды различных авторов в области права.

Важнейшими принципами исследования в работе являлись: историзм, объективность, конкретность.

  Методы исследования:

  1. Исследование нормативно-правовой литературы;
  2. Подбор и исследование специальной литературы;
  3. Обобщение полученных данных и их систематизация.

 

 

 

 ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Разделение власти —  одно из принципиальных условий и  основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

«Разделение власти возникает  из свойства власти быть отношениями  между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным),  который  воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом — экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)»1

Таким образом, понятие  «разделение власти» достаточно широкое и не отделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.

Разделение власти исторически  сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц  и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность.  Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений  между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король–воин, князь–предводитель дружины, епископ–рыцарь, глава ордена и т.п.)

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную  власти, власть государства и церкви. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне.

Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём законодательного органа — магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце концов одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти.

Решающий этап институционального и функционального разделения государственной  власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между сословиями и классами, и доступ этот

был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные  парламентские (законодательные и  представительные) структуры.

 «Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:

  1. происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);
  2. укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих;
  3. завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки — специализированным судебным органам».2 

Этот объективный процесс  получил теоретическое обоснование  в политико–философской теории разделения властей и сопровождался проектами  гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей сопровождает поиск  человечеством идеального государства  на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже  во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазныe революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.).

Развил до современного понимания теорию разделения властей  французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Еще в 1721 году в своих “Персидских  письмах” он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения

 Он делит власть  на три ветви: законодательная,  исполнительная, судебная. По теории  Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. “Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга”.

Не менее важно и  то, что Монтескье также пишет  об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к  чему это может привести.

Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение  в закреплении в конституционных  актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день.

Среди этих актов особое место занимают два: Декларация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. и Французская декларация прав человека (1789 г.). 

  В России идея разделения властей как принципа  либерализма  впервые  в наиболее  чёткой  форме  была  выражена  М.М.  Сперанским  (1772–1839г.)3 в «Проектах и записках».  В своих проектах  государственных преобразований Сперанский мечтал  о конституционной монархии,  которая  управляла  бы  на «непременном  законе».  Законность  форм  осуществления  власти   Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей.  «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и  принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная  свою  работу 19 сентября. Глава исполнительной власти – монарх - участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не  может быть  издан без уважения  Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе».  Мнение Думы свободно,  и  поэтому  монарх  не  может  «ни  уничтожить  законов,  ни обезобразить  их»,  так  как  в  своих   действиях   исполнительная   власть подконтрольна  представительному   органу.   Судебная   власть   реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим  судебным органом — Сенатом. Три  власти  управляют  государством  подобно  тому,  как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Порядок в устроенном таким  образом  государстве  охраняется  законом.

Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — «Русская Правда» —  в качестве      формы      государственного правления предусматривал республику — наиболее  распространенную  в   настоящее   время,   и   потому чрезвычайно  интересен.   Законодательная   власть   по   проекту   Пестеля, сосредоточена в Народном вече —  «однопалатном  органе,  который  избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной  пятой  его  части,  при этом «тот же самый может быть опять избран». «Никто не  может  распустить Народное  вече.  Оно  представляет  волю  в  государстве,  душу  народа». Исполнительная  власть  —  державная  Дума  —  состоит  из   пяти   человек, избираемых сроком на пять лет. Блюстительная власть  — Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной  власти.  Кандидатов назначают губернии. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор,  который не  входит  в его  рассмотрение  по  существу,  но  тщательно  проверяет  соблюдение  всех необходимых формальностей, и  только  после  утверждения  Верховным  собором законопроект  получает  юридическую  силу.                

В Советском государстве  принцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый и "буржуазный". Формально, по Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Кроме того, почти все государственные органы формировались Советами. Никакого разделения властей, только полновластие Советов.

Вновь о разделении властей  вспомнили в период конституционных реформ. В 1988 году в Конституцию СССР были внесены изменения, создана двухступенчатая система высших представительных органов (Советов) - народные депутаты избирались гражданами, а Верховный Совет формировался Съездом народных депутатов. Кроме того, поправки предусматривали возможность выдвижения независимых кандидатов в депутаты. Первые альтернативные выборы народных депутатов СССР в 1990 году стали большим событием в политической жизни страны. Год спустя аналогичные изменения были внесены и в Конституцию РСФСР, а в 1990 году состоялись альтернативные выборы в Советы всех уровней. В том же 1990 году введён пост Президента СССР, учреждены Совет Федерации и Комитет конституционного надзора СССР. Президент СССР рассматривался как глава государства4. Конституция РСФСР рассматривала Президента не как главу государства, а как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти. Он имел право отлагательного вето на принимаемые Верховным Советом законы (в отношении актов Съезда у него такого права не было). Исполкомы Советов  были преобразованы в самостоятельные исполнительные органы - Администрации. Как самостоятельная "ветвь власти" оформляется судебная власть, помимо судов общей юрисдикции создан Конституционный Суд РФ, создана система арбитражных судов. В 1992 году, после распада СССР, принцип разделения властей, провозглашенный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 года, был закреплён в Конституции Российской Федерации -России.

Информация о работе Разделение властей