Разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение принципа разделения властей и их влияние на общественные отношения в государстве.
Предметом исследования являются научная, учебная и научно-методическая литература, взгляды различных авторов в области права.
Важнейшими принципами исследования в работе являлись: историзм, объективность, конкретность.
Методы исследования:
Исследование нормативно-правовой литературы;
Подбор и исследование специальной литературы;
Обобщение полученных данных и их систематизация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. История развития теории разделения властей…………………………………...…..5

2. Реализация принципа разделения властей в РФ…………………………………….12
.
2.1 Президент…………………………………………………………………. 12
2.2 Законодательная ветвь власти…………………………………………… 15
2.3 Исполнительная ветвь власти…………………………………………… 17
2.4 Судебная ветвь власти…………………………………………………. 19

3. Практика осуществления принципа разделения властей………………………..….23

Заключение………………………………………………………….…………….............27

Список использованной литературы………………………………………………..…..29

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVIKffdffdfd.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Однако увеличение числа  конституционных поправок приводило к многочисленным противоречиям (достаточно отметить, что в статью 3 Конституции был введён принцип разделения властей, а из статьи 2 не был исключён принцип полновластия Советов). В такой противоречивой системе был заложен конституционный кризис, и разрешить противоречия можно было только путём принятия новой Конституции.

12 декабря 1993 года, одновременно  с выборами в Федеральное Собрание, было проведено всенародное голосование  по Конституции, и при едва  превысившей 50 процентов активности  избирателей, небольшим перевесом была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая  систему государственной власти.

Как показал советский  опыт, определенное разделение труда  по управлению государством постепенно усиливалось, но до восприятия идеи разделения властей дело не доходило. Формально-конституционным ограничителем оставался принцип полновластия Советов, а практически-политическим - монопольное руководящее положение коммунистической партии, которая во всех случаях оставляла за собой принятие важных решений в сфере управления страной.

С провозглашением  и утверждением государственной  самостоятельности России разделение властей стало конституционным  принципом. Однако освободиться от наследия прошлого было не так легко. В Конституции 1978 года  оставались нормы, противоречившие этому принципу.

Лишь с принятием  Конституции Российской Федерации 1993 года принцип разделения властей  был закреплен в основном законе нашего государства в качестве принципа конституционного строя России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В                                                                                         

                                                РОСИИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Президент

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Глава государства, обычно наделяем широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства должен обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

Часть 1 статьи 80  КРФ5 определяет Президента РФ как главу государства и устанавливает в общем виде его функции. Он является гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (иначе говоря - координирует деятельность "ветвей власти"), определяет в соответствии с федеральными законами  основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию как глава государства внутри страны и в международных отношениях. Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в КРФ "арбитром" во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит "над тремя властями", но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Президент избирается гражданами РФ на четырёхлетний срок полномочий с возможностью переизбрания на второй срок. Он не подотчётен Федеральному Собранию, не несёт перед ним политической ответственности и может быть отрешён от должности только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

Указы и распоряжения Президента РФ, с одной стороны, должны соответствовать КРФ и федеральным законам (то есть они являются подзаконными актами), с другой стороны, они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. По сложившейся конституционной практике Президент РФ издаёт указы не только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, но и в случае обнаружения пробелов в законодательстве.

Досрочное прекращение  полномочий Президента возможно в случае6:

1) его отставки; ...

2) стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) отрешения от должности

Конституция проводит четкое различие полномочий Президента и ФС, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с  парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса.

Президенту принадлежит право  назначать выборы Государственной  Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная  Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока7.

Президент имеет право законодательной  инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами ФС при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней.

Президент вправе распускать Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией РФ, но не предусмотрено  его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 КРФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 КРФ)8. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

1) в течение года после ее  избрания;

2) с момента выдвижения ею  обвинения против Президента  до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей  территории Российской Федерации  военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев  до окончания срока полномочий  Президента РФ9.

В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 КРФ10. Так же Президент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями - проводит согласительные процедуры, осуществляет помилование. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру - это было бы нарушением принципа разделения властей.

2.2. Законодательная ветвь  власти

Согласно статье 94  КРФ11 Федеральное Собрание - парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (иногда их называют верхней и нижней палатой соответственно). Государственная Дума, которая избирается по пропорциональной системе, представляет население России в целом, а также основные политические силы. Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от законодательной и исполнительной власти), представляет субъекты РФ.

Самостоятельность и  независимость законодательной  власти вытекают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта  власть образуется на основе прямого  волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует.

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная  Дума состоит из 450 депутатов, а в  Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти12. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Этими законами являются Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы ФС Российской Федерации» от 20.11.2002, редакция от 02.02 2006 и Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации ФС Российской Федерации» от 5 августа 2000 г.

Федеральному собранию свойственны три классические основные функции парламента, на которых, собственно, и выросла представительная система13:

1) принятие законов;

2) утверждение государственного  бюджета;

3) определенный контроль  за исполнительной властью. 

Две первые функции практически  нигде и никогда не подвергались сомнению, в то время как третья - породила различные подходы. При  парламентарных формах правления контроль за исполнительной властью носит  многосторонний характер, а главное - включает право парламента принимать вотум недоверия правительству и тем самым отправлять его в отставку.

Законодательная деятельность осуществляется палатами ФС последовательно. В законотворческом процессе ключевую роль играет Государственная Дума. Она получает и рассматривает все законопроекты, принимает ФЗ. Роль Совета Федерации сравнительно невелика, он рассматривает принятые Государственной Думой законы. Его отлагательное вето в отношении ФЗ может быть преодолено квалифицированным большинством в две трети голосов депутатов Государственной Думы. Конституционные поправки последовательно рассматриваются палатами ФС и законодательными органами субъекта РФ.

2.3. Исполнительная ветвь  власти

Часть 2 статьи 77 КРФ14 предусматривает образование единой системы исполнительной власти в РФ "в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения".

Положение и место  Правительства РФ в системе органов  государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного  в ст. 10 и 11 КРФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, ФС и судами. В ст. 110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

ФКЗ о Правительстве  РФ обязывает членов Правительства  по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы.

Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ дает все  основания считать фактическим  главой исполнительной власти Российской Федерации именно Президента РФ, а  не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом Правительство РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указания которого для Правительства обязательны, и надо отметить, что в указах Президента весьма часто встречаются положения, означающие прямое руководящее участие в организации и деятельности Правительства РФ.

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых ФС законов, указов и  распоряжений Президента РФ и международных  договоров, осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. КРФ15 Правительство РФ состоит из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Количество членов Правительства РФ определяется Президентом РФ.

Формирование Правительства  РФ начинается с назначения его Председателя. Председатель - ведущая фигура в Правительстве РФ, он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 КРФ).

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать  кандидатуру Председателя Правительства  или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать другие кандидатуры16. Тем самым достигаются две важные цели: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.

Президент РФ вправе освобождать Председателя Правительства от должности, не обращаясь за согласием на это в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом обе палаты.

Согласно КРФ Дума может выразить недоверие Правительству, что, однако, не влечет автоматически  его отставки: Президент РФ вправе сам решать вопрос, отправить ли Правительство в отставку или  не согласиться с решением Государственной Думы17.

Но Государственная  Дума вправе повторно в течение трех месяцев выразить недоверие Правительству  РФ (если срок в три месяца превышен, то выражение недоверия не может  быть признано "повторным"). И тогда  Президент РФ обязан выбрать одно из двух: объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу.

На федеральном уровне действуют также федеральные  органы исполнительной власти специальной  компетенции - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные  агентства. Правительство РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти (за исключением органов, подведомственных Президенту). Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом Президента РФ.

 Высший исполнительный  орган субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, осуществляет полномочия, установленные законодательством, а также формирует другие органы исполнительной власти.

Информация о работе Разделение властей