Реализация конституционных прав и свобод граждан в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является освещение прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ и исследование реализации их в современном российском обществе. Соответственно, моими задачами при выполнении работы является
раскрытие содержания прав и свобод гражданина, закрепленных в Конституции РФ;
освещение значимости прав гражданина в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества;
исследование реализации прав и свобод гражданина в современном российском обществе.

Содержание

Содержание 1
Введение 2
Глава 1. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции РФ. 4
1.1. Понятие и сущность прав и свобод граждан. 4
1.2. Основные права и свободы граждан. 9
Глава 2. Реализация конституционных прав и свобод граждан в современном российском обществе. 29
2.1. Состояние прав и свобод граждан в современной России. 29
2.2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод. 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы. 39

Вложенные файлы: 1 файл

КурсПрава и свободы.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

«Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к  государственной службе»14 в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. В России определены следующие виды федеральной государственной службы:

  • гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба;
  • государственная гражданская служба субъектов Федерации15.

Закон предусматривает  важную норму о поступлении на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу. Для проведения конкурса создается конкурсная комиссия. Если гражданин, поступающий на гражданскую службу, считает отказ в приеме неправомерным, он может обжаловать отказ в комиссию государственного органа по служебным спорам, а на решение последней — в суд.

Формой привлечения  граждан к решению государственных  дел является их право: «…участвовать в отправлении правосудия»16. Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» определяет:

  • условия и основания привлечения граждан к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей;
  • требования, предъявляемые к присяжным заседателям;
  • порядок составления общего и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели;
  • материальное обеспечение присяжных заседателей;
  • гарантии их независимости и неприкосновенности.

Рассмотрение  уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, в федеральных судах всех субъектов Федерации, в окружных (флотских) военных судах при рассмотрении этими судами в качестве первой инстанции подсудных им уголовных дел.

Конституционно  закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления17. Это право — важное средство проявления общественно – политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих социальных и общественно-политических проблем18. Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения. Активную деятельность по рассмотрению жалоб граждан осуществляют Конституционный Суд РФ, Уполномоченный по правам человека РФ, а также соответствующие структуры субъектов Федерации.

Важным правом, связанным с участием граждан  в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым «…право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов…»19. Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе. «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем»20.

Гражданин, как член общественного объединения, обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений, кроме партий.

Особое место в системе общественных объединений, как и вообще в политической системе любого демократического государства, занимают политические партии. Они создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем. Важным принципом любого правового демократического государства является многопартийность, отрицание установления какой – либо идеологии в качестве господствующей. Отрицание этих начал свойственно тоталитарному государству.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют экономические, социальные и культурные права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Социальная роль государства  закреплена в ст. 7 Конституции как  одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации. Усилению социальной роли государства призван содействовать Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, которые касаются образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищного строительства.

Государственные гарантии социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию. Выделим следующие:

  • законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными правами и свободами в экономической и социальной сферах;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социальные и экономические права и свободы;
  • создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;
  • эффективная защита социальных и экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита21.

К социальным и экономическим  правам и свободам, закрепленными  в Конституции, относятся свобода  предпринимательской деятельности, право частной собственности, в  том числе и на землю, свобода  труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры22.

Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет: «…право  каждого на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»23.

Важнейшим институтом социально-экономических  отношений является, закрепленное в  Конституции РФ право частной  собственности, непременное условие  демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной  независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.

Конституция РФ гарантирует защиту права собственности. В частности в п.3 статьи 35 подразумевается, что государственные органы не вправе, ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человека имущества против его воли. Соглашение между государством и собственником может быть достигнуто при условии равноценного и предварительного возмещения. Гарантией права частной собственности является также право наследования собственности. Положения, регулирующие право наследования закрепляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где определяются все тонкости перехода собственности по завещанию собственника к наследнику.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. Свобода в действиях собственника земли весьма относительна, поскольку п.3 ст.36 определяет условия и порядок пользования землей.

В условиях рыночной экономики  претерпело изменения право человека на труд. Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна. Обязанностью государства является обеспечение реализации, соблюдение и защита конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Конституция:

  • запрещает принудительный труд;
  • закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы-то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждает право на защиту от безработицы;
  • признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Государство своей политикой  призвано создавать и другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости  населения, подготовке квалифицированных  кадров работников и управляющих. Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек должен работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если такие требования нарушены в результате действий работодателя и работнику на производстве причинен вред, то работодатель несет материальную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.

Согласно п.3 ст.37 признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Разрешение такие споров предусмотрено Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. Любая система разрешения споров предусматривает возможность недовольной стороны обратить в суд.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Любой человек  должен рационально использовать время  своего отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска24.

Социальное развитие общества в значительной степени  зависит от статуса его первичной  ячейки — семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Развернутая система  материальных гарантий материнства  и детства предусматривается  в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

Статья 38 Конституции  определяет и взаимные права родителей  и детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социальных прав и свобод относится и право  на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч.3 ст.39).

С признанием права на труд государство обязано создавать  условия, которые способствовали бы экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Для  этого оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, что является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе. Что касается негосударственных вузов, то гражданин вправе поступить в частное, т.е. платное высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.43 п.2). Родители (или лица их заменяющие) должны способствовать получению детьми основного общего образования.

Информация о работе Реализация конституционных прав и свобод граждан в современном российском обществе