Реализация права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Реализация права - основа и суть правопорядка, которая осуществляется путем разнообразных форм и способов, различными субъектами, основывается на определенных принципах.
В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву. Проблему реализации права можно рассматривать с двух сторон:
- осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений;
- следование праву со стороны органов государства и должностных лиц.

Содержание

Введение………………………………………………………....3
Основная часть………………………………………………...5
Понятие и формы реализации права……………………..5
Применение как особая форма реализации права…..…10
Правоприменительный акт: понятие, структура,
виды.........................................................................................17
Пробелы в праве....................................................................20
Заключение................................................................................22
Библиографический список....................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Реализация права.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Реализация  права осуществляется также при  помощи метода государственно-властного  предписания. Для него характерно участие  властного государственного органа, должностного лица, наделенного необходимыми полномочиями по воплощению в жизнь  правовых предписаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Реализация права в  большинстве случаев происходит без участия государства, его  органов. Граждане и организации  добровольно, без принуждения, по взаимному  согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты.

Применение права происходит в том случае, если юридическая  норма не реализуется сама собой, а требует вмешательства органов  государственной власти. Например, совершение преступления — юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. Коль скоро обеспечение уголовно-правовых запретов, охраняющих устои коллективной жизни, — общее дело всего населения, применение санкции образует исключительную прерогативу государства .

Т. Н. Радько охарактеризовывает применение, «более сложную форму реализации по всей процедуре и юридическим признакам: это и процесс, состоящий из определенных стадий при реализации права, это и юридический факт, порождающий определенные правовые последствия, это стадия (или элемент) в механизме правового регулирования» 2.

Применение предполагает принятие органом власти либо должностным лицом организации специального акта, специального решения, с помощью которого реализуется норма права. Этот акт (приказ, приговор, решение) является необходимым дополнительным юридическим средством, с помощью которого норма права конкретизируется.

Применение норм права  – является приложением общей правовой нормы к конкретным фактам и лицам, подведение определенного случая под правовую норму.

 _________________________

 Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ПБОЮЛ., 2001. С - 225- 251

 

2 Радько Т.Н. Учебник – С. 230-256.

Применению права присущи  следующие черты:

  1. Применение - такая форма реализации права, в которой необходимо присутствует субъект, наделенный властными полномочиями;
  2. осуществляется в установленных процессуальных формах;
  3. свойственна определенная последовательность действий;
  4. должно осуществляться на определенной нормативно – правовой основе, в том числе и в случаях применения нормы права по аналогии;
  5. применение права – это процедура, направленная на индивидуализацию общенормативных предписаний;
  6. применению норм права присущ обязательный атрибут – правоприменительный акт (устный и письменный приказ, устное или письменное распоряжение и т.д.)
  7. допускает контроль за процессом принятия решения и его исполнением;
  8. применение права – это властно – организующая деятельность уполномоченных на то субъектов;
  9. применение права – это дополняющая действие нормативных актов деятельность компетентных субъектов права, поскольку принимаемые ими индивидуальные правовые акты являются продолжением, дополнением нормативных актов.

   Таким образом,  с учетом отмеченных признаков,  правоприменение можно определить  как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Применение права является одним из аспектов действий права, оно порождает такой вид деятельности субъектов права, как правоприменительная деятельность. Сердцевиной правоприменительной деятельности является правоприменительный процесс .

________________________

  Макуев Р. Х. Теория государства и права: Учебник. 3-е издание. М.: Норма, 2010. С 162

Правоприменительный орган  руководствуется требованиями:

1. Законности (надлежащего  соблюдения законных процедур);                  

а) при решении дела основывается на конкретной норме права  или совокупности норм, которые прямо  относятся к рассматриваемому делу; следует их точному смыслу;                                                                                      б) действует в рамках своей компетенции; не выходит за пределы полномочий, предусмотренных законом; в случае их нарушения несёт юридическую ответственность;                                                                                                          в) всегда применяет правовые нормы, когда возникают обстоятельства, предусмотренные нормой; не уклоняется от применения нормы; не прекращает действия нормы под любым предлогом (устарелость, несоответствие местным условиям и т. д.) или под влиянием лица (органа), не уполномоченного на то законом. Пока норма права не отменена, не изменена или не приостановлена в установленном законом порядке, она является обязательной для правоприменительного органа.

2. Обоснованности:

а) выявляет все относящиеся к делу факты;                                                                  б) тщательно и непредвзято (объективно) изучает факты, признает их достоверными;                                                                                                                         в) отвергает все сомнительные факты и факты, не относящиеся к делу.

3. Целесообразности, т.е.  соответствия деятельности правоприменительных  органов и лиц в рамках закона  конкретным жизненным условиям  места и времени; выбор оптимального  пути реализации нормы в конкретной  жизненной ситуации:

а) в пределах содержания нормы (предусматривающей границы в рамках одного решения, возможность выбора между различными решениями, возможность применить норму либо воздержаться от применения) выбирает решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона;                                 б) при единообразном и неуклонном исполнении юридических предписаний действует инициативно — с учетом места и времени исполнения, разумно распределяет;                                                                                                                в) учитывает индивидуальные особенности дела, социальную значимость применяемой нормы, ее соответствие духу права.

4. Справедливости:

а) беспристрастно подходит к исследованию обстоятельств дела, к участвующим в нем лицам, к окончательному решению;    

Соответственно, считается, что законное, обоснованное, целесообразное, объективное, беспристрастное решение  и будет наиболее справедливым.

Применение норм права  — сложный процесс, включающий несколько  стадий. Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья — принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления — это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора — обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и, поэтому, правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.

К доказательствам, с  помощью которых устанавливаются  фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости  означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют  значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических  обстоятельств, с которыми применяемая  норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности).

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными  законами средства доказывания.

Требование полноты  фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

 2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чем тут трудности?

Основная трудность  заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации — когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Анализ, толкование избранной  нормы права предполагает обращение  к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с  возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3. Содержание решения  по юридическому делу определяется  главным образом его фактическими  обстоятельствами. Вместе с тем  при вынесении решения правоприменитель  руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины  происшедшего.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение  играет особую роль в механизме правового  регулирования. Юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного  исполнения актов применения права  обусловливает их особенности и  предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВОПРМЕНИЕТЕЛЬНЫЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ

Одной из важнейших стадий правоприменительного процесса является стадия издания правоприменительного акта. На этой стадии определяются юридические последствия для тех субъектов, в отношении которых осуществляется правоприменение.

Правоприменительный акт – это официальный правовой документ компетентного органа, должностного лица или организации, изданный на основе правовой нормы в отношении конкретного лица (лиц), дополнительно определяющий их права и обязанности.

Правоприменительные акты, имея ряд общих черт с нормативными актами, обладают рядом существенных признаков, характеризующих их как качественно самостоятельные элементы механизма правового регулирования:

- правоприменительные акты – это властные, обязательные к исполнению правовые предписания, невыполнение которых может являться основанием для привлечения виновного к ответственности;

- правоприменительный акт всегда имеет соответствующую форму, несоблюдение которой может повлечь его отмену или потерю им юридической силы. Он имеет название (приговор, приказ) и другие атрибуты: наименование органа, его издавшего, дату, подпись, бланк и т.д. (за исключением устных распоряжений);

- правоприменительные акты всегда являются индивидуально-определенными, относящимися к конкретному адресату (лицу, органу, организации). Это персонифицированные акты, в отличие от нормативных, имеющих общий, абстрактный характер. Это акты принятые, изданные по конкретному случаю;

- правоприменительные акты – это акты однократного действия. Их действие начинается с момента принятия и заканчивается моментом исполнения. Повторения в данном случае не следует, они реализуются один раз. Однако, отдельные акты могут использоваться длительное время (выплата алиментов, например);

- правоприменительные  акты являются своего рода  юридическими фактами, так как являются основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретных правовых отношений. На их основе может существенно изменяться правовое состояние субъектов права (освобождение из мест лишения свободы, например);

Информация о работе Реализация права