Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 06:09, курсовая работа
Реализация права - основа и суть правопорядка, которая осуществляется путем разнообразных форм и способов, различными субъектами, основывается на определенных принципах.
В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву. Проблему реализации права можно рассматривать с двух сторон:
- осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений;
- следование праву со стороны органов государства и должностных лиц.
Введение………………………………………………………....3
Основная часть………………………………………………...5
Понятие и формы реализации права……………………..5
Применение как особая форма реализации права…..…10
Правоприменительный акт: понятие, структура,
виды.........................................................................................17
Пробелы в праве....................................................................20
Заключение................................................................................22
Библиографический список....................................................24
- правоприменительные акты – это акты, посредством которых осуществляется локальное (узкое) регулирование отношений между субъектами права; при помощи правоприменительных актов регулируются различные жизненные ситуации, возникшие по конкретным вопросам у субъектов права;
- правоприменительные
акты обеспечены возможностью
государственного принуждения
Правоприменительные акты — документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей.
Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).
Таким образом, правоприменительный
акт – это государственно-
Правоприменительные акты имеют различные виды. В зависимости от субъектов принятия, это могут быть акты органов государственной власти, управления, судебных, контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления, уполномоченных организаций.
В зависимости от места в правоприменительном процессе они делятся на:
основные (приговор) и вспомогательные (в случае, когда требуется уточнение).
В зависимости от формы принятия правоприменительные акты делятся на письменные и устные. По названию они могут быть: указами, распоряжениями, приказами, постановлениями, приговорами, решениями, резолюциями, протоколами и т.д. имеются также акты-символы, акты-знаки, акты-действия.
В зависимости от основных функция, осуществляемых право, правоприменительные акты делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные акты издаются для закрепления, оформления, подтверждения правомерных действий и намерений субъектов права, а охранительные акты принимаются в целях профилактики правонарушений, охраны правопорядка, защиты прав и свобод граждан.
_______________________
Григорьев Ф.А. Акты применения права - Саратов: Изд-во Сарат. ВШ МВД РФ, 1995.- 65 c.
Применение права имеет
одну из целей – приближение
Подобная ситуация именуется «пробелом в праве».
Пробелы в праве — следствие того, что ни одна даже самая совершенная юридическая система не в состоянии охватить все возможные случаи, с которыми могут встретиться правоприменительные органы в процессе своей деятельности. Вместе с тем, сталкиваясь с проблемой, не предусмотренной действующим правом, они не должны уклоняться от ее решения, ссылаясь на отсутствие надлежащих нормативных актов, их неполноту или противоречивость, приводящую к аномии. Выход из сложившегося положения становиться возможным благодаря свойству правовой системы саморазвиваться и, восполняя отсутствующие структурные элементы в соответствии с функциональными потребностями права, удовлетворять нужды общества, стремящегося к стабилизации и сохранению целостности, а потому нуждающегося в урегулировании всех дезорганизующих его конфликтов. В результате появляются аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона – это
Аналогия права – это рассмотрение и решение возникшего правового вопроса на основе принципов права, духа законодательства, поскольку отсутствует не только непосредственная, а даже сходная норма.
К аналогии прибегают только при определенных обстоятельствах, т.е. для
_________________________
Спиридонов Л.И. Учебник - С - 225- 251
решения дела по аналогии требуются определенные условия:
Во-первых, наличие правового момента в рассматриваемом случае, выявления необходимости принятия по нему правового решения.
Во – вторых, отсутствие нормы, непосредственно регулирующей данный процесс, т. к. правоприменитель в первую очередь должен руководствоваться законом.
В - третьих, применение аналогии закона, нахождение наиболее сходной правовой нормы, т.е. такой, которая бы имела существенные сходные признаки с требуемой нормой.
Аналогия права же применяется, когда нет не только требуемой, но даже аналогичной (сходной) нормы, т.е. когда нельзя применить аналогичный закон. В таких случаях, разрешая обстоятельства, требующие правового решения, прибегают к использованию принципов, основополагающих идеей права: справедливости, гуманизма, прав и свобод человека и т.д.
Хотелось бы отметить, что самый лучший способ устранения пробелов в праве – это, конечно, же своевременное правотворчество, т.е быстрое принятие требуемого правового акта. К сожалению, в реальной действительности это не всегда возможно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право требует реализации в деятельности людей. Действие права охватывает своим содержанием реализацию права, а реализация всегда свидетельствует о результативности действия права. Реализация представляет собой процесс перевода явления в иное качество, употребления его свойств для достижения определенного результата. Применительно к праву это процесс означает его перевод в качество правомерного поведения, использование свойств права для достижения социально полезного результата. Задача процесса правореализации – эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, которые представляет право. Можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов.
В качестве форм реализации права традиционно выделяют:
использование, исполнение и соблюдение (обычные формы). В качестве особой формы реализации рассматривают применение права.
Проблема методов (способов) реализации
права заключается в
Правоприменение – это форма реализации права, в которой государство еще раз властно подключается к процессу правового регулирования. Правоприменение, как процесс, распадается на ряд стадий, в качестве основных можно выделить три: 1) формирование фактической основы, 2) формирование юридической основы, 3)решение юридического дела.
По результатам
Правоприменитель порой находится в ситуации, когда нормативный акт отсутствует, а требуется принятие решения. У правоприменителя отсутствует тот временной фактор, который имеется у законодателя. Поэтому необходимо восполнение пробелов в праве, поэтому аналогия закона и аналогия права должны оставаться важными и необходимыми способами восполнения пробелов в праве, которыми правоприменитель может воспользоваться в необходимых «критических ситуациях».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права: Учебник. М.: Норма, 2005. – С 317 – 335.
2. Григорьев Ф.А. Акты применения права - Саратов: Изд-во Сарат. ВШ МВД РФ, 1995. - 65 c.
3. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - Теория государства и права: Учебник для— 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — С 385 - 395.
4. Конституция РФ. М., 2012.
5. Макуев Р. Х. Теория государства и права: Учебник. 3-е издание. М.: Норма, 2010. С 162
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юристъ, 2004. – С. 320 - 335.
7. Морозова Л.А. Теория государства и права.: Учебник.- М.: Эксмо, 2010. – С. 280
8. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник.- М.: Проспект, 2012. – С. 230 – 256
9. Под ред. Р.А.Ромашова - Теория государства и права (схемы и комментарии): Учебное пособие/ - СПб: Сентябрь, 2000.- 205 с.
10. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — С 429-430.
11. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ПБОЮЛ., 2001. С - 225- 251.