Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:34, курсовая работа
Судебно-правовую реформу следует рассматривать как неотъемлемую составную часть общих реформ органов государственной власти и управления. Такая соподчиненность определяет в качестве фундамента доля проведения этой реформы общепризнанные принципы, лежащие в основе построения правового государства:
- приоритет прав и свобод личности, их охрана и защита со стороны государства;
- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
- взаимная ответственность государства и личности, других участников правоотношений;
- разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти;
- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, других участников правоотношений.
Реализация судебно-правовой реформы в Республике Беларусь
Заблоцкая Виктория
В белорусском законодательстве до настоящего времени не утвердилось понятие «судебной власти». Суды по-прежнему остаются системой юридических учреждений, разрешающих споры о праве и привлекающих к ответственности лиц, признанных виновными в совершении правонарушений.
Первая попытка сформулировать представление о судебной власти была предпринята разработчиками Концепции судебно-правовой реформы, принятой Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992 года. В ней было заявлено, что суд в системе государственной власти должен стать независимым и самостоятельным органом. Под судебной властью предлагалось понимать систему независимых судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях правовые споры и конфликты. В понятие судебной власти включались также полномочия, которыми наделяется суд для решения своих специфических задач. Назначение суда в государстве и обществе состоит в том, чтобы быть гарантом прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия. Суд должен стать единственным органом, окончательно разрешающим все правовые споры в обществе. Осуществляя социальный контроль за поведением в обществе, за соблюдением Конституции и законов, решений органов власти на местах, принимая окончательные решения по спорам о праве и по вопросу о виновности, контролируя досудебное производство, суд занимает центральное, лидирующее положение в системе юстиции.
Судебно-правовую реформу следует рассматривать как неотъемлемую составную часть общих реформ органов государственной власти и управления. Такая соподчиненность определяет в качестве фундамента доля проведения этой реформы общепризнанные принципы, лежащие в основе построения правового государства:
- приоритет прав и свобод личности, их охрана и защита со стороны государства;
- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
- взаимная ответственность государства и личности, других участников правоотношений;
- разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти;
- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, других участников правоотношений.
Концепция провозглашала, что судебная система республики должна строиться на следующих началах:
- децентрализации за счет функционального разделения организационных форм судебной власти;
- максимального приближения суда к населению, экстерриториальности основного звена судебной организации;
- обеспечения компетентности и профессионализма в судебной деятельности;
- сочетания единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел;
- участия народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;
- образования специализированных судов и судебных коллегий;
- учреждения избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы;
- восстановления апелляционного суда при сохранении кассационной и надзорной инстанции в системе судов.
В Концепции также определены этапы ее реализации: подготовительный, переходный и завершающий. Переход от одного этапа к другому возможен только в случае подтверждения на предыдущем этапе эффективности применения предложенных мер.
Многие конструктивные положения этой Концепции не утратили своей актуальности и значимости до настоящего времени. Но надо быть реалистом и учитывать происшедшие в страны изменения. Время предлагает более эффективные пути решения тех или иных вопросов, а также позволяет увидеть пробелы, которые раньше не проявлялись.
В первую очередь речь идет о судебной системе. Ее необходимо преобразовать на базе положений Концепции судебно-правовой реформы 1992 года. На место существующей с 30-х годов трехзвенной системы предлагается более разветвленная четырехзвенная система: мировой (участковый) суд - межрайонный (окружной) суд -областной (Минский городской) суд - Верховный суд. В этой системе основой должен выступать многофункциональный межрайонный (окружной) суд, на который припадет большая часть судебных дел. Особенностью новой судебной организации должно стать введение судебных округов. В каждом из них предполагается учредить межрайонный (окружной) суд с примерно равным числом судей. В свою очередь судебные округа должны подразделяться на судебные участки. В каждом из них учреждается мировой (участковый) суд.
Таким образом, Концепция судебно-правовой реформы формирует судебную систему следующим образом:
1. Мировой суд рассматривает в единоличном порядке некоторые категории
гражданских, уголовных и административных дел. Однако, несмотря на, казалось бы,
очевидные достоинства мировой юстиции и сегодня существует достаточно много
противников возрождения института мировых судей. Их аргументы могут быть
сведены к следующем:
- институт мировых судей характерен для прецедентной правовой системы;
- создание дополнительного звена в системе судов общей юрисдикции повлечёт за собой дополнительные материальные затраты;
- нельзя возрождать институт, созданный в иных экономических условиях, в ином правовом поле, основанный не только на других принципах права, но и на иных морально-этических принципах, действовавший в сфере иного правосознания;
- воссоздание института мировых судей приведёт к удалению из правосудия народного правосознания (имеется в виду рассмотрение дел мировым судьёй единолично, без участия народных заседателей).
2. Межрайонные (окружные) суды действуют в составе:
- одного профессионального судьи, единолично рассматривающего уголовные дела о преступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок не свыше трех лет, и гражданские дела, не подсудные мировому суду;
- одного профессионального судьи и коллегии присяжных заседателей, рассматривающих уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, если обвиняемый не признает себя виновным в совершении преступления;
- трех профессиональных судей, рассматривающих уголовные дела о преступлениях с вышеуказанной мерой наказания, если обвиняемый не требует суда присяжных, и сложные гражданские дела.
В таком же составе межрайонный (окружной) суд действует в качестве апелляционной инстанции для мировых судов.
3. Областные, Минский городской суды действуют в составе:
- трех профессиональных судей и коллегии присяжных заседателей, рассматривающих по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или смертная казнь, когда обвиняемый не признает себя виновным;
- трех профессиональных судей, рассматривающих по первой инстанции уголовные и гражданские дела, не подсудные нижестоящим судам;
- второй апелляционной и кассационной инстанции для межрайонных (окружных) судов.
4. Верховный Суд как высший орган судебной власти, выступающий в качестве
единственной надзорной инстанции в отношении всех судов общей юрисдикции, а
также апелляционной и кассационной инстанции в отношении судебных решений
областных судов.
В отличие от действующей ныне в республике трехзвенной системы судов общей юрисдикции вводится четырехзвенная система, что предполагает увеличение численности судов и судейского корпуса, позволит дифференцировать судопроизводство (в зависимости от общей опасности и характера деяний, а также от сложности и цены гражданского иска), максимально приблизить суд к населению, лучше решить вопросы организации судебной работы.
Введение суда присяжных как наиболее демократичной формы отправления правосудия, выработанной цивилизацией и обеспечивающей независимость и самостоятельность суда, определяется необходимостью расширения реального участия населения в судебной деятельности. Суд присяжных - это еще и важная гарантия прав человека, обвиняемого в совершении преступления, не беспристрастный, независимый, коллегиальный суд сограждан, которым он доверяет решать свою судьбу. Это право в демократическом правовом государстве должно быть гарантировано. Введение судебных округов, не совпадающих с границами административных районов, преследует цель устранить зависимость судов от местных влияний, более равномерно распределить нагрузку основного звена судебной системы, а также проводить специализацию судей.
5. Областные и приравненные к ним хозяйственные суды действуют в соответствии с Законом Республики Беларусь «О хозяйственном суде в Республике Беларусь».
5. Высший Хозяйственный Суд осуществляет руководство и организует работу всей системы хозяйственных судов. Он является высшим органом судебной власти в сфере экономических правоотношений. Высший Хозяйственный Суд осуществляет надзор в отношении всех судебных решений системы хозяйственных судов. Он вправе рассмотреть любой спор, подсудный нижестоящим судам. Рассматривает по существу наиболее сложные экономические споры, отнесенные к его компетенции законодательством о хозяйственных судах. Наряду с Высшим Хозяйственным Судом, хозяйственными судами областей в дальнейшем возможно образование хозяйственных судов городов и районов, по отношению к которым вышестоящие хозяйственные суды должны выступать в качестве кассационной и апелляционной инстанции.
5. Особое место в судебной системе республики должен занимать Конституционный Суд. Этот орган призван обеспечить соответствие законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обязательствам республики.
В вышестоящих судах общей юрисдикции и хозяйственных судах возможно создание специализированных коллегий, а впоследствии при появлении соответствующих условий - преобразование их в специализированные суды (по делам несовершеннолетних, семейные, административные, налоговые, патентно-лицензионные, финансовые и другие). Подобная специализация в рамках Конституционного Суда также не должна быть исключена. В настоящее время согласно ст.28 и ст.59 Кодекса РБ О судоустройстве статусе судей 29 июня 2006 г. N 139-З в системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др., а в системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.
8. Военные суды как органы правосудия входят в систему судов общей юрисдикции и действуют в Вооруженных Силах. К подсудности военных судов следует отнести:
- дела о воинских преступлениях;
- рассмотрение жалоб военнослужащих на неправомерные действия и решения воинских должностных лиц и органов военного управления;
- дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения учебных сборов;
- дела об административных правонарушениях военнослужащих.
Система военных судов должна основываться на общих началах организации и осуществления судебной власти с учетом специфики построения Вооруженных Сил. Коллегии присяжных заседателей военных судов формируются из числа военнослужащих. В целях укрепления независимости военных судов от военного командования их необходимо вывести из состава Вооруженных Сил с исключением личного состава из штатной численности войск.
Для обеспечения независимости и самостоятельности судебной власти весьма существенно создание судейской корпорации. Следует укрепить самоуправление судей, сделать его максимально независимым от администрации за счет подбора в квалификационные коллегии членов, в основном не связанных между собой отношениями соподчиненности.
Большое внимание в Концепции 1992 г. уделялось требованиям, предъявляемым к кандидатам на судебную должность, обеспечению высокого правового статуса судей и развитию судейского самоуправления. Решение этих вопросов не вызывает существенных возражений и сегодня. В Концепции 1992 г. впервые были провозглашены идеи свободной деятельности адвокатов и многообразия организационно-правовых форм их деятельности. Тем самым, в Концепции 1992 года были закреплены прогрессивные для того времени идеи. Она наметила широкую программу мер по приведению национальной правовой системы в соответствие с международными стандартами и требованиями того времени. Однако по объективным и субъективным причинам они в своем большинстве не были осуществлены.
5 декабря 1997 года состоялся первый съезд судей Республики Беларусь, который послужил новым импульсом к проведению преобразований не только в сфере осуществления судебной власти, но и всей системы юстиции республики. Первый съезд судей Республики Беларусь решил утвердить Положение о Республиканском совете
судей,
поручить Республиканскому совету судей подготовить проект Закона Республики Беларусь «Об органах судейского самоуправления» и в установленном порядке внести его на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь, принять Кодекс чести судьи Республики Беларусь и ряд других вопросов. Съезд полагает, что на законодательном уровне необходимо решить вопросы государственной защиты судей, введения института судебных приставов.
Информация о работе Реализация судебно-правовой реформы в Республике Беларусь