Революционный трибунал в советской судебной системе (1917-1922 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 07:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение революционных трибуналов в советской судебной системе (1917-1922 гг.). Задачи:
Рассмотреть систему революционных трибуналов в Советской России.
Исследовать процесс судопроизводства в революционных трибуналах.
Выявить основные направления деятельности революционных трибуналов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Система революционных трибуналов в Советской России……... 4
Глава 2 Судопроизводство в революционных трибуналах……………….. 8
Глава 3 Направления деятельности революционных трибуналов……….. 12
Заключение……………………………………………………………………. 16
Список использованных источников и литературы……………………….. 17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.docx

— 37.91 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине история  отечественного государства и права

на тему: Революционный  трибунал в советской судебной системе (1917-1922 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2013

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1 Система революционных трибуналов в Советской России……...

4

Глава 2 Судопроизводство в революционных трибуналах………………..

8

Глава 3 Направления деятельности революционных трибуналов………..

12

Заключение…………………………………………………………………….

16

Список использованных источников и литературы………………………..

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Одной из важнейших задач модернизации социально-политической сферы современной  России является создание самостоятельной, независимой и беспристрастной  судебной власти, способной обеспечить защиту прав и свобод гражданин страны и пользующейся авторитетом у  населения. Процесс реформирования отечественной судебной системы  предполагает определение эффективных  механизмов обеспечения законности и правопорядка. В связи с этим, большое значение имеет изучение исторического опыта организации  и функционирования органов судебной власти. Среди известных моделей  судоустройства большой интерес  представляет модель советского суда первых послереволюционных лет. Предпринятый в это время творческий поиск  соответствующих новой идеологии  принципов и форм организации  судопроизводства может служить  поучительным примером при разработке дальнейшего хода реформирования судебной системы. 

Исследование опыта функционирования революционных трибуналов позволяет  выявить роль и значение чрезвычайных органов судебной власти в переломные периоды исторического развития. Привлечение регионального материала  способствует определению общего и  особенного в процессе формирования советской судебной системы, выработке  рациональных механизмов взаимодействия между центральными и местными органами судебной власти в современной России. 

Цель исследования: изучение революционных трибуналов в советской судебной системе (1917-1922 гг.).

Задачи:

  1. Рассмотреть систему революционных трибуналов в Советской России.
  2. Исследовать процесс судопроизводства в революционных трибуналах.
  3. Выявить основные направления деятельности революционных трибуналов.

 

Глава 1 Система революционных трибуналов в Советской России

После захвата власти в  октябре 1917 г. большевики приступили к  слому старой правительственной  машины, параллельно создавая новую, советскую систему государственного управления. Ожесточенное сопротивление  представителей бывших господствующих  классов с  первых дней  существования  Советской  власти  стало приобретать  организованный  характер,  угрожая  потерей  большевиками вновь обретенной власти.1

Одним из главных средств в преодолении системного кризиса руководство большевистской партии считало создание сильного централизованного государства. Особое значение в его структуре придавалось органам судебной власти, призванным обеспечить революционный правопорядок. Революционные трибуналы своим появлением положили начало формированию советской судебной системы, заложили основные принципы судопроизводства и определили первоначальный перечень процессуальных  норм, регламентирующих их деятельность.2

Первым нормативным актом, регулирующим создание ревтрибуналов, стал опубликованный 24 ноября 1917 г. декрет СНК «О суде» № 1. Этот документ стал основополагающим нормативно-правовым актом при создании новой судебной системы государства.  Так в некоторых регионах были созданы новые суды, носившие различные наименования: революционные народные суды, следственные комиссии, суды общественной совести и др. Декрет ликвидировал институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры (ст.1).3

В течение первого года с момента создания революционных  трибуналов руководящими органами Советского государства был принят целый  ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность трибуналов, основными  из которых являлись следующие документы: 1. Руководство для устройства Революционных трибуналов; 2. Инструкция Народного комиссариата юстиции революционному трибуналу; 3. Постановление о создании Революционного трибунала печати; 4. Декрет о Революционном трибунале при ВЦИК; 5. Декрет ВЦИК и СНК об учреждении Кассационного отдела при ВЦИК.4

Статья 8 Декрета № 1 «О суде»  учреждала революционные трибуналы  в  составе председателя и шести очередных заседателей, избираемых Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Первым председателем трибунала стал К.Х. Данишевский. Основной целью созданных революционных трибуналов являлась борьба с контрреволюционными силами и любыми проявлениями агрессии против партии большевиков. Этой же статьей учреждались особые следственные комиссии при Советах. Следует отметить, что Декрет № 1 «О суде» определил компетенцию революционных трибуналов, сформулировал их цели и задачи, а также порядок комплектования кадров.5

Судебная реформа советского государства, формировавшаяся согласно Декрету №1 о суде и конкретизированная в Декрете №2 о суде, включала в себя три подсистемы: революционные военные и транспортные трибуналы; общие (народные)  суды; территориальные революционные трибуналы.

Военные и транспортные трибуналы  получили широкие полномочия по применению наказания к преступникам из среды  военнослужащих  нарушителям воинской дисциплины и были призваны обеспечить  контроль большевиков над армией и железными дорогами. Весной 1918 г. Были образованы первые военные революционные  трибуналы, члены его назначались Реввоенсоветом, приговоры были окончательными и обжалованию не подлежали. Сеть транспортных (железнодорожных) трибуналов стала функционировать к концу 1919г. Железнодорожные трибуналы состояли из 6 лиц: председателя, его зама, 2 постоянных членов и их заместителей, назначаемых комиссарами железных дорог. Им были подсудны дела о преступлениях железнодорожных работников (умышленные и корыстные посягательства на имущество, саботаж и небрежность). 6

Местные суды должны были заменить собой институт мировых судей. Декретом ВЦИК "О народном суде" от 30 ноября 1918 г. учреждался единый народный суд, действовавший либо в составе одного постоянного судьи либо в составе судьи и двух или шести заседателей. Нарсуд рассматривал все уголовные и гражданские дела за исключением дел, подсудных ревтрибуналу. Судьи избирались Советами и исполкомами. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам могли быть обжалованы в кассационном порядке в Совет народных судей. Компетенция местных судов, таким образом, ограничивалась уголовными делами, по которым могло быть назначено наказание не более двух лет лишения свободы, и гражданскими делами по искам на сумму до 3 тыс. руб. В судах всех инстанций допускалось судоговорение на местных языках. Предварительное расследование по делам, превышающим подсудность местного суда, производили следственные комиссии из трех человек, избираемых Советами. При Советах создавались коллегия правозаступников, осуществлявших как общественное обвинение, так и защиту.7

4 мая 1918 г. был принят  Декрет о революционных трибуналах, который упразднял местные и  армейские революционные трибуналы,  согласно которому вышеупомянутые  ревтрибуналы сохранялись только  в столицах, губернских городах,  узловых станциях и промышленных  центрах. Расширился перечень  дел, подсудных трибуналам: борьба  с погромами, взяточничеством,  подлогами, хулиганством, незаконным  использованием советских документов. Декрет отменял структурное деление  трибуналов на трибуналы по  борьбе с контрреволюцией, по  борьбе со спекуляцией и по  делам печати.

Важным аспектом принятия декрета о революционных трибуналах стало создание коллегии обвинителей, которая по своей организационной  структуре была похожа на органы прокуратуры. Коллегия участвовала в заседаниях следственной комиссии и давала заключение о подсудности дел, квалификации и полноте проведенного следствия.

Таким образом, в советском  государстве сложилась система  судебных органов, формировавшаяся  на принципах разграничения подсудности  судебных учреждений. Эта система  подразделялась на три ветви: общие (народные) суды для рассмотрения дел  общей подсудности; военные трибуналы  для рассмотрения дел о преступлениях  военнослужащих; революционные трибуналы  для разрешения дел специальной  подсудности (о контрреволюции, саботаже и т.п.). Несмотря на то, что ревтребуналы были созданы для борьбы с контрреволюцией, в силу своего чрезвычайного статуса  взяли на себя полномочия и общих  судов.

 

Глава 2 Судопроизводство в революционных трибуналах

Основными задачами деятельности ревтрибуналов, как и других судебных органов, являлись осуществление правосудия, предусматривавшего поиск и наказание  виновного в совершении преступления. Для решения этих задач был  предусмотрен процесс судопроизводства, представляющий собой упорядоченную  системную деятельность суда, приспособленную  для установления виновности лица в  совершении преступления.

Вопрос законодательного регулирования трибунального судопроизводства был изложен наиболее полно в  Инструкции Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918г. Согласно законодательству, судопроизводство в ревтрибуналах включало в себя стадии возбуждения дела, предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора, кассационного  обжалования и состояло из действий должностных лиц – судей ревтрибунала, следователей, обвинителя и защитника. Главным принципом трибунального  судопроизводства, как указывали  деятели советской судебной системы, был объявлен классовый принцип. Суть его сводилась к отрицанию  независимости суда, к предъявлению требований классовой принадлежности к следователям и судьям, ведущим  производство по делу, к установлению идей господствующего класса как принципов правосудия.8

Поводом для возбуждения  дел в революционных трибуналах могли служить заявления граждан  и организаций, донесения со  стороны  судебных органов, администраций и  должностных лиц различных учреждений, явка с повинной, а также непосредственное усмотрение следователя или суда. Заявления граждан принимались  канцелярией ревтрибунала и заносились в специальный журнал регистрации. Изначально эти действия должны были осуществлять следователи, однако в  связи с загруженностью следователей, обязанности регистрации заявлений  были переложены на канцеляристов, что негативно влияло на работу ревтрибунала, так как канцеляристы не имели опыта юридической деятельности (ст.1). 9

Помимо заявлений, подаваемых в сам ревтрибунал, канцелярия принимала  сообщения о преступлениях из уездных Уголовно-следственных комиссий и органов милиции на местах. После  регистрации заявления подлежали  передачи следователям для проведения следствия. Распределение дел между  следователями осуществлял председатель или его заместители.

Процессуальный статус следователя  предполагал широкие полномочия: он имел право по расследуемым делам  выносить постановления об их прекращении, направлять в другие судебные органы по подсудности, назначать к слушанию в заседании ревтрибунала. Контролирующей инстанцией был председатель ревтрибунала, который мог изъять дело из ведения  конкретного следователя и передать другому. Постановления следователей об арестах, обысках, выемках и освобождении арестованных были действительны, если они принимались в составе  коллегии из трех лиц.10

Доказательствами, как и  в дореволюционном праве, признавались показания свидетелей, вещественные доказательства, протоколы осмотров и иные письменные документы, а также  личные объяснения обвиняемого. Вещественные доказательства – предметы, служившие  орудиями совершения преступления или  объектами преступных действий –  подлежали хранению в служебном  помещении трибунала. При производстве следователь обязан был вызвать  понятых.

Законодательство требовало  коллегиального рассмотрения дел, судьями  ревтрибунала считались его председатель, заместители и члены коллегии ревтрибунала. Также в основу деятельности трибунальных судей были заложены принципы их выборности и сменяемости.

Допущение к участию в  деле обвинения и защиты всецело  зависело от Трибунала и разрешалось  в Распорядительном заседании. Защитниками, кроме членов Коллегии Защитников и  Обвинителей при Советах, могли  быть только близкие или родственники подсудимого или лица, пользующиеся полным доверием Трибунала. В случае допущения Трибуналом по какому-либо делу обвинителя Трибунал обязан допустить  или назначить защитника.11

Информация о работе Революционный трибунал в советской судебной системе (1917-1922 гг.)