Результаты индустриализации в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:42, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение индустриализации в СССР.
В ходе работы ставились следующие задачи:
1. сделать анализ теоретических основ индустриализации;
2. изучить альтернативные программы индустриализации;
3. рассмотреть итоги индустриализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Индустриализация в СССР
1.1 Политика индустриализации в СССР в 20-30-е гг…………………………3
1.2 Западные источники индустриализации СССР…………………………….4
1.3 Проблемы индустриализации страны………………………………………10
Глава 2. Результаты индустриализации в СССР
2.1 Особенности индустриализации в СССР…………………………………..11
2.2 Цена индустриализации……………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………………………21-22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Запатентованные секреты не разглашались, но все остальное считалось лучшей рекламой для фирмы.

Германские компании играли важную роль в индустриализации CCCР, однако Советский Союз нуждался в индустриальных гигантах американского типа. В сентябре 1927 г. в Политбюро ЦК ВКП(б) была создана  постоянная комиссия по техническим  и научным связям с США. Американская помощь привлекалась для строительства  гидроэлектростанций, развития нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической промышленности, но прежде всего для  массового производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой стандартизованной продукции.

Днепровская ГЭС была построена  по советскому проекту, но с участием, в качестве консультантов, американской компании CooperEngineering и немецкой фирмы Siemens. Крупнейшие в Европе Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский (Горьковский) автозавод были американского типа и американского происхождения. Компании Albert Kahn, Inc., Ford Motor Company, International General Electric, International Harvester, Radio Corporation of America идр. стализарубежнымипартнерамиСоветскогоСоюза.

Внедрение американских методов было необходимо и в капитальном строительстве. В США проектирование начиналось одновременно с земляными работами, разные стадии проекта делались параллельно, бригадным способом, вместо размножения  чертежей вручную на кальке, применялись  светокопировальные машины. Стальные и железобетонные конструкции подбирались  по каталогам для ускорения монтажа.

Проектно-строительные фирмы либо имели у себя всех специалистов и  рабочих, либо заключали договоры подряда. Строительные работы были механизированы. Фирма

Альберта Кана, спроектировавшая ряд  крупных предприятий в США, включая  автозаводыФорда, внедрила в Советском  Союзе принципы типового строительства.

По отечественным данным, в 1923-1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров техпомощи: 73 с германскими компаниями, 59 с  американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 - с фирмами из других стран. Но едва ли можно определить, чья помощь оказалась решающей, поскольку  многие стройки стали «интернациональными». Например, объединение «Востокосталь» заключило договор с американской фирмой ArthurMcKee на создание генерального плана

Магнитогорского комбината, с германской компанией Demag - на проектирование его  прокатного цеха, а еще одна немецкая фирма обязалась осуществлять буровые  работы для Магнитостроя. У Всесоюзного  химического объединения «Всехимпром» насчитывалось 20 договоров с компаниями США, Германии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии, и др.

Из 170 договоров 37 были досрочно расторгнуты  по разным причинам. По советским оценкам, одни оказались слишком дорогостоящими, другие - малополезными, третьи не укладывались в график пятилетки. В ряде случаев  производственная база оказывалась  недостаточной для использования  новейших технологий, или же их удавалось  освоить до истечения контракта. Увеличение объема заданий компании ArthurMcKee без дополнительного вознаграждения привело к разрыву контракта. Споры по финансовым и другим вопросам помешали детройтской компании A.J. Brandt завершить техническую реконструкцию  автозавода «АМО» в Москве.

Можно обозначить два обстоятельства, значительно сокративших использование  технической помощи после 1933 г. Во-первых, успехи самой индустриализации.

Множество новых и реконструированных предприятий начали давать продукцию, а некоторые сами стали центрами распространения передовых технологий и подготовки кадров. Во-вторых, колоссальные расходы, которые жестко контролировала Валютная комиссия Политбюро, влиявшая на все решения о закупках за рубежом.

В годы Великой депрессии сократился и без того небольшой советский  экспорт в США, а кредитоспособность американских фирм в целом понизилась. Политическая кампания против репрессий  и принудительного труда в  СССР усугубила ситуацию. 25 августа 1931 г. И.В. Сталин «ввиду валютных затруднений  и неприемлемых условий кредитов в Америке» потребовал прекратить заключение контрактов в США и «по возможности  порвать» уже имевшиеся соглашения. Заказы рекомендовалось перенести  в Европу или на советские заводы, не делая исключений даже для важнейших  строек пятилетки. В 1932 г. Политбюро  распорядилось досрочно прекратить закупку автомобильных комплектующих  у компании Форда. В годы второй пятилетки  общий объем технической помощи сократился, но закупка оборудования продолжалась.

Передача советским инженерам  и рабочим технологий и производственного  опыта оказалась очень трудной  задачей. Одни и те же вопросы понимались и решались по-разному.

Советские стажеры на американских предприятиях, и в частности, на Ривер-Ружском  заводе Форда, были вполне довольны. Им показывали и объясняли все, что  их интересовало. Но часть приезжих нарушала дисциплину, и администрация  отмечала случаи прогулов и неподчинения мастерам. Иностранные специалисты, приезжавшие в СССР, удивлялись плохой дисциплине. Инженер компании Форда  П. Макгрегор в 1929 г. жаловался дирекции завода «Красный Путиловец», что «в механическом цеху почти всегда можно  заметить группки от двух до шести  человек, которые сидят и курят  в рабочее время. Не похоже, что  у них есть работа или кто-то пытается ее дать. Если им нечего делать в цеху, я бы выдал этим мужчинам лопаты и ломы, которыми с успехом пользуются молодые женщины, работающие во дворе. За всю свою жизнь я повидал меньше девушек, занятых тяжелым ручным трудом, чем за один час, проведенный здесь» [HenryFordMuseum...].

В свою очередь, «Амторг» обвинил компанию Форда в манипулировании ценами на заказанное оборудование, хотя расчеты  велись по заводской себестоимости. Пришлось расследовать причины «переплаты»  в размере 750,331 долл. и гораздо  более низких расценок на аналогичные  станки для ее завода в Калифорнии. Как выяснилось, советский заказчик, «Автострой», требовал дополнительного  технического контроля и проверок, чтобы получить надежные гарантии качества. На выполнение советских заказов  ушло, таким образом, гораздо больше оплачиваемого рабочего времени, чем  предполагалось ранее.

Методы AustinCompany - стандартизация и  быстрота проектирования и монтажа  зданий и оборудования, считались  на «Автострое» не отвечающими советским  условиям.

Автостроевцы сопротивлялись нововведениям  и пытались изменить проект автозавода согласно своим представлениям. Американская стройиндустрия опиралась на готовые  стандарты и спецификации стальных конструкций, железобетонных изделий  и т.д., а советские строители  экономили эти дефицитные материалы. Тем не менее, один из руководителей  стройки, инженер П.Я. Макаровский, указывал на решающую роль инженеров Austin в быстром  проектировании автозавода. Без них, подчеркнул он, мы бы топтались на месте. Критику американских методов производства работ следует заменить тщательным изучением их, овладением ими и  переходом на них.

Имела ли место зависимость от западных технологий? Отечественным вкладом  в индустриализацию стало не повторное  изобретение того, что уже применялось  за рубежом, а правильный выбор проектирующих  компаний и импорт оборудования. Однако распространенное на Западе мнение об исторически сложившейся «технологической зависимости» России искажает сложный  и многоаспектный процесс мирового перемещения технологий. Модернизацию советской экономики нужно правильно  понимать.

Она осуществлялась благодаря жесткой  экономической политике - отказу от выплаты царских долгов, отсутствию внешних заимствований, мобилизации  людских, сырьевых и финансовых ресурсов, подчинении экспортной торговли задаче получения иностранной валюты и  ее «экономии» различными способами - вплоть до копирования образцов машин  и оборудования и нарушения контрактных  обязательств перед иностранными фирмами.

Советские организации изучали  достижения западных компаний, формулировали  задания, участвовали в проектировании, выбирали оборудование, финансировали  заказы и строительство. Трудовой героизм  сыграл определенную мобилизующую роль, но проявлялся он главным образом  в виде сверхурочного физического  труда, тогда как заимствование  западных технологий имело решающее значение для создания современных предприятий. Превращение «первенцев индустриализации» в центры развития отраслей, распространения передового опыта и подготовки кадров стало уже внутренним процессом. Однако «дефицитных» рабочих и специалистов, имевших стаж работы за рубежом, не всегда удавалось закрепить за пославшими их предприятиями, так как их «перебрасывали» с одного завода на другой.

В советской системе 20-30-х годов  перемешались бесхозяйственность и  энтузиазм, текучка кадров, стремление учиться у Запада и оковы устаревшего  опыта. После колоссальных затрат на модернизацию советская промышленность, работавшая почти целиком на внутренний рынок, долго не обновляла основные фонды, полученные в 30-е годы, и лишь поставки новейшей техники по ленд-лизу в годы Второй мировой войны и  получение трофейного германского  оборудования помогли решить эту  задачу.

Из 118 договоров о технической  помощи, заключенных в 1920-1930 гг. (большей  частью в 1928-1930), и 218 договоров на протяжении 1929-1945 гг. на долю американских фирм пришлось, соответственно, 64 и 139, или 54 % и 64 %. В  силу форс-мажорных обстоятельств советская  инженерно-техническая мысль эпохи  индустриализации сосредоточилась  на поиске подходящих исполнителей крупных  отечественных заказов за рубежом  и взаимодействии с ними. 1920-е - 1930-е  годы дали примеры не повторившегося в истории мирного экономического сотрудничества между людьми и организациями  из двух различных систем. Оно позволило  нашей стране войти в высшее звено  индустриально развитых держав ХХ столетия.

Как отмечали исследователи, «желаемое  достижение технико- технологической  независимости советской России оборачивалось консервацией отсталости, ибо порождало хозяйственные  механизмы, ориентированные, прежде всего, на количественный рост и отторгавшие  всякие радикальные новшества». Япония же после Второй мировой войны  заимствовала промышленные достижения Запада с совершенно иным результатом.

 

 

1.3 Проблемы индустриализации страны

Первое, что заслуживает серьезного анализа, проблема индустриализации страны. Существует многочисленная группа историков, которая доказывает, что индустриализация в СССР в сущности так и не произошла, имея в виду комплексное преобразование всего народного хозяйства на основе крупного промышленного производства. При этом указывается на техническое  отставание, на высокую долю ручного  труда в целом ряде отраслей и  пр.

Вопрос, который необходимо в связи  с этим решить, является ли индустриализация объективной закономерностью исторического  развития и как соотносится с ней понятие "социалистическая индустриализация"? Как уже говорилось, само понятие индустриализации не является плодом большевистского творчества. Индустриализация - обязательное условие модернизации страны. Одна из отличительных черт «социалистической индустриализации» - навешивание на нее идеологических и политических задач. Другое отличие состоит в том, что во главу угла возводится принцип планомерности и решающей роли государства в противовес «стихийной капиталистической индустриализации». В-третьих, теория "социалистической индустриализации" предусматривает своеобразный промышленный рывок путем максимального сосредоточения усилий на развитии тяжелой индустрии, производящей средства производства (группа «А») с целью технической реконструкции всего народного хозяйства. Теоретически после него должен быть осуществлен переход к сбалансированному пропорциональному развитию экономики. Как видим, в такой постановке проблема индустриализации, в общем, не противоречит взгляду на нее как на общеисторическую закономерность. Не противоречит ему и теория промышленного или технологического рывка, особенно для стран, в которых все слои общества и руководители государства осознают экономическую отсталость и пытаются ее преодолеть. В этом смысле необходимость промышленного ускорения также должна рассматриваться в качестве исторического закона.

Обычно считается, что в странах, которые вступают на этот путь, усиливается  роль государственного вмешательства, устанавливается авторитарный режим, который призван подавить сопротивление  старых общественных элементов и  вовлечь их в систему нового общества. На этой основе происходит ломка социальной структуры и социальной психологии общества.

Дополнительным стимулом для форсирования индустриализации была экономическая  и политическая изоляция страны на международной арене, враждебные отношения  СССР с рядом стран, задача, как  тогда говорили, "крепить оборону  первого в мире государства рабочих  и крестьян".

 

 

Глава 2. Результаты индустриализации в СССР

2.1 Особенности индустриализации  в СССР

В силу многих причин как объективного, так и субъективного свойства, о чем речь впереди, осуществление  индустриализации в СССР происходило  несколько по иному сценарию, чем  предусматривалось в теории, и  превратилось в однобокое и преимущественное развитие отраслей группы "А". В  рамках советской планово-распределительной  системы закладывалось ее основное противоречие: между амбициозностью провозглашаемых планов и реальными  возможностями их выполнения.

Объем и масштаб задач, связанных  с индустриализацией, руководством не был осмыслен до конца, тем более  в условиях, требующих значительно  больших капиталовложений в строительство, транспорт, сельское хозяйство, в создание инфраструктуры по сравнению с другими  странами, чтобы обеспечить органическое и пропорциональное развитие народного  хозяйства. К тому же, как показывает исторический опыт, задачи преобразования ряда сфер экономики не сводятся только к их индустриальной трансформации, а зависят от совокупности многих факторов не только экономического порядка, но и исторических, природно-географических, социальных и др.

Одной из проблем индустриализации страны был вопрос о размещении ее производительных сил и ресурсов, которые были распределены крайне неравномерно. Основная масса населения была сосредоточена  на Западе, преимущественно в Европейской  части СССР. В старых промышленных районах (Центр, Северо-Запад, Донбасс) находились главные кадры квалифицированных  рабочих, ИТР. В Москве и Ленинграде было сконцентрировано большинство  учебных заведений, готовивших специалистов, и научных центров. В то же время  в восточных, зачастую в труднодоступных  и суровых по природно-климатическим  условиям зонах, была сосредоточена  большая часть разведанных полезных ископаемых, водных и лесных ресурсов. "Задачи индустриализации народного  хозяйства СССР, - указывалось в  первом пятилетнем плане, - побуждают  инвестировать крупные средства в основной фонд восточных окраинных  и национальных районов Союза. Эти  вложения в то же время вытекают из задач форсированного производства средств производства и прежде всего  каменного угля и железа, крупные  ресурсы которых расположены  на Урале и в Сибири. Так как  с добычей угля и железа комбинируются  металлургия, тяжелое машиностроение и химия, то направление капиталовложений в районы сырья, необходимых для  производства средств производства, еще в большей мере усиливается". Разработке узловых проблем размещения производительных сил страны специально была посвящена XVII конференция ВКП(б) (апрель 1932 г.), которая определила перспективы  порайонного распределения капиталовложений на ближайшие годы.

Информация о работе Результаты индустриализации в СССР