Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:42, реферат
Целью работы является рассмотрение индустриализации в СССР.
В ходе работы ставились следующие задачи:
1. сделать анализ теоретических основ индустриализации;
2. изучить альтернативные программы индустриализации;
3. рассмотреть итоги индустриализации.
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Индустриализация в СССР
1.1 Политика индустриализации в СССР в 20-30-е гг…………………………3
1.2 Западные источники индустриализации СССР…………………………….4
1.3 Проблемы индустриализации страны………………………………………10
Глава 2. Результаты индустриализации в СССР
2.1 Особенности индустриализации в СССР…………………………………..11
2.2 Цена индустриализации……………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы…………………………………………………21-22
Запатентованные секреты не разглашались, но все остальное считалось лучшей рекламой для фирмы.
Германские компании играли важную роль в индустриализации CCCР, однако Советский Союз нуждался в индустриальных гигантах американского типа. В сентябре 1927 г. в Политбюро ЦК ВКП(б) была создана постоянная комиссия по техническим и научным связям с США. Американская помощь привлекалась для строительства гидроэлектростанций, развития нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической промышленности, но прежде всего для массового производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой стандартизованной продукции.
Днепровская ГЭС была построена
по советскому проекту, но с участием,
в качестве консультантов, американской
компании CooperEngineering и немецкой фирмы
Siemens. Крупнейшие в Европе Сталинградский,
Харьковский и Челябинский
Внедрение американских методов было
необходимо и в капитальном строительстве.
В США проектирование начиналось
одновременно с земляными работами,
разные стадии проекта делались параллельно,
бригадным способом, вместо размножения
чертежей вручную на кальке, применялись
светокопировальные машины. Стальные
и железобетонные конструкции подбирались
по каталогам для ускорения
Проектно-строительные фирмы либо имели у себя всех специалистов и рабочих, либо заключали договоры подряда. Строительные работы были механизированы. Фирма
Альберта Кана, спроектировавшая ряд крупных предприятий в США, включая автозаводыФорда, внедрила в Советском Союзе принципы типового строительства.
По отечественным данным, в 1923-1933
гг. в тяжелой промышленности СССР
было заключено 170 договоров техпомощи:
73 с германскими компаниями, 59 с
американскими, 11 с французскими, 9 со
шведскими и 18 - с фирмами из других
стран. Но едва ли можно определить,
чья помощь оказалась решающей, поскольку
многие стройки стали «
Магнитогорского комбината, с германской
компанией Demag - на проектирование его
прокатного цеха, а еще одна немецкая
фирма обязалась осуществлять буровые
работы для Магнитостроя. У Всесоюзного
химического объединения «
Из 170 договоров 37 были досрочно расторгнуты
по разным причинам. По советским оценкам,
одни оказались слишком
Можно обозначить два обстоятельства,
значительно сокративших
Множество новых и реконструированных
предприятий начали давать продукцию,
а некоторые сами стали центрами
распространения передовых
В годы Великой депрессии сократился
и без того небольшой советский
экспорт в США, а кредитоспособность
американских фирм в целом понизилась.
Политическая кампания против репрессий
и принудительного труда в
СССР усугубила ситуацию. 25 августа
1931 г. И.В. Сталин «ввиду валютных затруднений
и неприемлемых условий кредитов
в Америке» потребовал прекратить заключение
контрактов в США и «по возможности
порвать» уже имевшиеся соглашения.
Заказы рекомендовалось перенести
в Европу или на советские заводы,
не делая исключений даже для важнейших
строек пятилетки. В 1932 г. Политбюро
распорядилось досрочно прекратить
закупку автомобильных
Передача советским инженерам и рабочим технологий и производственного опыта оказалась очень трудной задачей. Одни и те же вопросы понимались и решались по-разному.
Советские стажеры на американских предприятиях, и в частности, на Ривер-Ружском заводе Форда, были вполне довольны. Им показывали и объясняли все, что их интересовало. Но часть приезжих нарушала дисциплину, и администрация отмечала случаи прогулов и неподчинения мастерам. Иностранные специалисты, приезжавшие в СССР, удивлялись плохой дисциплине. Инженер компании Форда П. Макгрегор в 1929 г. жаловался дирекции завода «Красный Путиловец», что «в механическом цеху почти всегда можно заметить группки от двух до шести человек, которые сидят и курят в рабочее время. Не похоже, что у них есть работа или кто-то пытается ее дать. Если им нечего делать в цеху, я бы выдал этим мужчинам лопаты и ломы, которыми с успехом пользуются молодые женщины, работающие во дворе. За всю свою жизнь я повидал меньше девушек, занятых тяжелым ручным трудом, чем за один час, проведенный здесь» [HenryFordMuseum...].
В свою очередь, «Амторг» обвинил компанию Форда в манипулировании ценами на заказанное оборудование, хотя расчеты велись по заводской себестоимости. Пришлось расследовать причины «переплаты» в размере 750,331 долл. и гораздо более низких расценок на аналогичные станки для ее завода в Калифорнии. Как выяснилось, советский заказчик, «Автострой», требовал дополнительного технического контроля и проверок, чтобы получить надежные гарантии качества. На выполнение советских заказов ушло, таким образом, гораздо больше оплачиваемого рабочего времени, чем предполагалось ранее.
Методы AustinCompany - стандартизация и быстрота проектирования и монтажа зданий и оборудования, считались на «Автострое» не отвечающими советским условиям.
Автостроевцы сопротивлялись нововведениям и пытались изменить проект автозавода согласно своим представлениям. Американская стройиндустрия опиралась на готовые стандарты и спецификации стальных конструкций, железобетонных изделий и т.д., а советские строители экономили эти дефицитные материалы. Тем не менее, один из руководителей стройки, инженер П.Я. Макаровский, указывал на решающую роль инженеров Austin в быстром проектировании автозавода. Без них, подчеркнул он, мы бы топтались на месте. Критику американских методов производства работ следует заменить тщательным изучением их, овладением ими и переходом на них.
Имела ли место зависимость от западных
технологий? Отечественным вкладом
в индустриализацию стало не повторное
изобретение того, что уже применялось
за рубежом, а правильный выбор проектирующих
компаний и импорт оборудования. Однако
распространенное на Западе мнение об
исторически сложившейся «
Она осуществлялась благодаря жесткой экономической политике - отказу от выплаты царских долгов, отсутствию внешних заимствований, мобилизации людских, сырьевых и финансовых ресурсов, подчинении экспортной торговли задаче получения иностранной валюты и ее «экономии» различными способами - вплоть до копирования образцов машин и оборудования и нарушения контрактных обязательств перед иностранными фирмами.
Советские организации изучали достижения западных компаний, формулировали задания, участвовали в проектировании, выбирали оборудование, финансировали заказы и строительство. Трудовой героизм сыграл определенную мобилизующую роль, но проявлялся он главным образом в виде сверхурочного физического труда, тогда как заимствование западных технологий имело решающее значение для создания современных предприятий. Превращение «первенцев индустриализации» в центры развития отраслей, распространения передового опыта и подготовки кадров стало уже внутренним процессом. Однако «дефицитных» рабочих и специалистов, имевших стаж работы за рубежом, не всегда удавалось закрепить за пославшими их предприятиями, так как их «перебрасывали» с одного завода на другой.
В советской системе 20-30-х годов перемешались бесхозяйственность и энтузиазм, текучка кадров, стремление учиться у Запада и оковы устаревшего опыта. После колоссальных затрат на модернизацию советская промышленность, работавшая почти целиком на внутренний рынок, долго не обновляла основные фонды, полученные в 30-е годы, и лишь поставки новейшей техники по ленд-лизу в годы Второй мировой войны и получение трофейного германского оборудования помогли решить эту задачу.
Из 118 договоров о технической
помощи, заключенных в 1920-1930 гг. (большей
частью в 1928-1930), и 218 договоров на протяжении
1929-1945 гг. на долю американских фирм пришлось,
соответственно, 64 и 139, или 54 % и 64 %. В
силу форс-мажорных обстоятельств советская
инженерно-техническая мысль
Как отмечали исследователи, «желаемое достижение технико- технологической независимости советской России оборачивалось консервацией отсталости, ибо порождало хозяйственные механизмы, ориентированные, прежде всего, на количественный рост и отторгавшие всякие радикальные новшества». Япония же после Второй мировой войны заимствовала промышленные достижения Запада с совершенно иным результатом.
1.3 Проблемы индустриализации стра
Первое, что заслуживает серьезного анализа, проблема индустриализации страны. Существует многочисленная группа историков, которая доказывает, что индустриализация в СССР в сущности так и не произошла, имея в виду комплексное преобразование всего народного хозяйства на основе крупного промышленного производства. При этом указывается на техническое отставание, на высокую долю ручного труда в целом ряде отраслей и пр.
Вопрос, который необходимо в связи
с этим решить, является ли индустриализация
объективной закономерностью
Обычно считается, что в странах, которые вступают на этот путь, усиливается роль государственного вмешательства, устанавливается авторитарный режим, который призван подавить сопротивление старых общественных элементов и вовлечь их в систему нового общества. На этой основе происходит ломка социальной структуры и социальной психологии общества.
Дополнительным стимулом для форсирования индустриализации была экономическая и политическая изоляция страны на международной арене, враждебные отношения СССР с рядом стран, задача, как тогда говорили, "крепить оборону первого в мире государства рабочих и крестьян".
Глава 2. Результаты индустриализации в СССР
2.1 Особенности индустриализации в СССР
В силу многих причин как объективного,
так и субъективного свойства,
о чем речь впереди, осуществление
индустриализации в СССР происходило
несколько по иному сценарию, чем
предусматривалось в теории, и
превратилось в однобокое и преимущественное
развитие отраслей группы "А". В
рамках советской планово-
Объем и масштаб задач, связанных с индустриализацией, руководством не был осмыслен до конца, тем более в условиях, требующих значительно больших капиталовложений в строительство, транспорт, сельское хозяйство, в создание инфраструктуры по сравнению с другими странами, чтобы обеспечить органическое и пропорциональное развитие народного хозяйства. К тому же, как показывает исторический опыт, задачи преобразования ряда сфер экономики не сводятся только к их индустриальной трансформации, а зависят от совокупности многих факторов не только экономического порядка, но и исторических, природно-географических, социальных и др.
Одной из проблем индустриализации
страны был вопрос о размещении ее
производительных сил и ресурсов,
которые были распределены крайне неравномерно.
Основная масса населения была сосредоточена
на Западе, преимущественно в Европейской
части СССР. В старых промышленных
районах (Центр, Северо-Запад, Донбасс)
находились главные кадры