Реорганизация системы государственного управления, образование МВД: функции и организационная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:28, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших направлений реформирования государственной системы стало образование в соответствии с Манифестом от 8 сентября 1802 г. новых органов центрального управления - министерств, среди которых особая роль и место отводились Министерству внутренних дел. Важнейшей стороной деятельности этого министерства являлось руководство полицией помимо исполнения большого объема других внутренних функций государства. В его ведении оказались самые различные учреждения: местные административно-полицейские органы, сословные органы, учреждения благотворительности, управление иностранными поселенцами, продовольственное дело, медицина, почтовое дело, управление рядом отраслей промышленности.

Вложенные файлы: 1 файл

МВД 1802.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Управление органами местной полиции по-прежнему оставалось в Департаменте полиции исполнительной МВД. Его роль заметно возросла, поскольку при централизации и бюрократизации управления, характерных для времени Николая I, решение многих вопросов из компетенции губернского руководства передавалось в министерства. Для полиции это были: решение кадровых вопросов, определение штатной численности, создание новых полицейских органов в городах и на селе, и особенно - контроль за расходованием денежных средств, отпускаемых на полицейские нужды. Надо сказать, однако, что содержание органов полиции возлагалось на местные власти и составляло в это время заметную долю расходов местного бюджета. Расходы на содержание, например, Рыбинской городской полиции в 1835 г. составили более 12 951 руб., или 23,2% всех расходов городского бюджета  (13).

Не претерпели существенных изменений в первой половине XIX в. органы городской полиции. Достаточно стабильной на протяжении длительного времени оставалась их штатная численность, хотя пересмотр полицейских штатов происходил регулярно. Сравнительно невысокий уровень преступности в городах, незначительное количество тяжких преступлений позволяли не поднимать вопроса о количественном увеличении штатной численности городской полиции. Так, не столь велик был количественный состав Ярославской городской полиции. В 1847 г. она состояла (помимо управленческого штата) из пожарной (3 унтер-офицера и 75 рядовых) и полицейской (4 унтер-офицера и 54 рядовых) команд, которых было вполне достаточно для поддержания порядка в городе. За весь 1847 год в Ярославле было совершено: убийств - 1, самоубийств - 3, случаев воровства и мошенничества - 38, случаев конокрадства - 4. Под надзором полиции находилось 5 человек. В течение года было задержано 45 беглых и бродяг. Для города с тридцатитысячным населением (мужчин - 16210, женщин - 13856) это были весьма «спокойные» показатели. В годовом отчете городской полиции отмечено было только некоторое «умножение» воровства при практическом отсутствии грабежей и убийств. (14). (док. № 37). Характерно, что и в следующем, 1848 году картина городского «спокойствия» изменилась мало: убийств - 2, самоубийств - 1, случаев грабежа и разбоя не было отмечено вообще (15). (док. № 38). Помимо всего прочего, это свидетельствовало и об эффективной работе городской полиции.

Примечательно, что в это время городская полиция стремится укрепить и расширить свою наружную, постовую службу, увеличивая, в частности, число «полицейских будок» - своеобразной приметы николаевского царствования. В таком уездном городе, как Рыбинск, число каменных полицейских будок к середине 1830-х гг. доходило до пяти (16).  В 1853 г. для усиления патрульно-постовой полицейской службы в городах были сформированы «из нижних военных чинов» полицейские команды. Их численность определялась из расчета 5 полицейских на 2 тыс. жителей и 10 полицейских во главе с унтер-офицером на 5 тыс. жителей. Подчинялись эти команды полицмейстеру. Исходя из общего количества жителей Ярославля, составлявшего в 1853 г. 26 144 чел., в городе могла быть создана полицейская команда численностью до 55 человек (17).   Кстати сказать, уже существовавшая и функционирующая в Ярославле полицейская команда в это время вполне соответствовала этим параметрам, насчитывая вместе с унтер-офицерами не более 60 человек. Другое дело, что население губернского центра постоянно росло, особенно в пореформенный период и к концу XIX в. (1897 г.) составляло уже 71 616 человек, а к 1917 г. - 128 255 человек и этот фактор, помимо всего прочего, заставлял вносить коррективы в численный состав полицейской команды города (18).

Был предпринят целый ряд мер по укреплению сельской полиции, являвшейся одним из самых слабых звеньев в системе полицейских органов. Слабость эта была обусловлена незначительностью штата сельской полиции при весьма обширном круге задач, которые ей приходилось решать в масштабах уезда. Тем более, что на полицейские органы (нижний земский суд) возлагалось немало административных и хозяйственных функций, которые должны были входить в компетенцию органов местного самоуправления.

В июле 1837 г.  Николай I  утвердил Положение о земской полиции(19), предусматривавшее заметное увеличение числа полицейских в уезде. Уезд разделялся на несколько участков-станов во главе с участковыми заседателями, именовавшимися также становыми приставами, назначавшимися губернатором по представлению уездного дворянского собрания. Примерно в два раза (до 10 чел.) увеличивался состав нижнего земского суда.

Введение должности станового пристава, имеющего в своем распоряжении рассыльных с полицейскими функциями, а также сотских и десятских, выбираемых из крестьян уезда, способствовало укреплению сельской полиции. На это же было направлено создание постоянной канцелярии уездного земского суда как аппарата управления сельской полицией, подчиненного земскому исправнику ( нижний земский суд с 1857 г. стал именоваться земским судом, а его руководитель - только земским исправником).

Положение о земской полиции 1837 г. уточнило функции сельской полиции и ее должностных лиц, но не изменило круга тех вопросов, которые они решали. Они по-прежнему являлись низовыми исполнительными органами губернской администрации и поэтому объединяли в своей деятельности как собственно полицейские функции по охране правопорядка, так и функции административно-хозяйственные.

 

 

Заключение

 

Александр I в первые дни своего царствования объявил о восстановлении и соблюдении всех сословных прав и привилегий и декларировал свое уважение к законности. В планы императора входила подготовка новых основных законов, кодификация законодательства и реорганизация системы государственного управления. Последнее стало предметом активного обсуждения в так называемом Негласном комитете, созданном Александром I, в который входили его ближайшие друзья и единомышленники: В. Кочубей, П. Строганов, Н. Новосильцев, А. Чарторыйский. Это были отлично образованные, имевшие опыт государственной деятельности молодые люди, хорошо знакомые с организацией правительственных учреждений европейских стран.

Члены Негласного комитета отмечали, что министерства существуют в абсолютистской Австрии и Пруссии, конституционной монархии Англии, республиканской Франции, а потому и в России «по примеру большей части европейских государств могут быть образованы министерства, точно определена область действия каждого из них». Образование министерств было не только модернизацией системы государственного управления, но и выражением стремления к реформированию внутренней политики. Усложнение общественной жизни, ускорение темпов ее развития вызывало необходимость совершенствования системы государственного управления. Создание министерств рассматривалось как часть будущих реформ.

Вопрос о создании министерств неоднократно обсуждался на заседаниях Негласного комитета. Проект создания министерств принадлежал деятельному члену комитета Н.Н. Новосильцеву.

Манифестом от 20(8) сентября 1802 года «Об учреждении министерств» (Полное собрание законов Российской империи, далее ПСЗ, т. 27, № 20406) в России создавались первые восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, а также государственное казначейство на правах министерства. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища (заместителя). Коллегии были сохранены и расписаны между министерствами. В одних случаях в состав министерства вошла одна коллегия, в других – по нескольку.

Министерство внутренних дел ведало управлением большинства гражданских отраслей деятельности внутри Российской империи. В Манифесте на МВД возлагалась забота: «о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи».

В тот же день именным Указом Александра I министром внутренних дел был назначен действительный тайный советник граф Виктор Павлович Кочубей. Товарищем (заместителем) министра стал тайный советник граф Павел Александрович Строганов (ПСЗ, т. 27, № 20409).

 

 

Список литературы

 

 

 

    1. История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Мулукаева. М., 2005.
    2. Министерство внутренних дел. 1902-2002. Исторический очерк. М., 2004.
    3. Малыгин А.Я., Лукьянов С.А. История органов внутренних дел: основные этапы развития полиции-милиции России. М., 2010.
    4. Штутман С.М. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811 – 1917 гг.). М., 2000.
    5. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XX века. М., 1998.

 

1 Штутман С.М. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811 – 1917 гг.). М., 2000. С. 65.

 

2 Малыгин А.Я., Лукьянов С.А. История органов внутренних дел: основные этапы развития полиции-милиции России. М., 2010. С. 55.

 

3 История отечественных органов внутренних дел: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Мулукаева. М., 2005. С. 121.

 


Информация о работе Реорганизация системы государственного управления, образование МВД: функции и организационная структура