Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:26, курсовая работа
Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Понятие органов социального партнерства
3. Роль государства в механизме социального партнерства
3.1 Государство и социальное партнерство
3.2 Роль государства в системе социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Оглавление
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Понятие органов социального партнерства
3. Роль государства в механизме социального партнерства
3.1 Государство и социальное партнерство
3.2 Роль государства в системе социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Теорией и
практикой давно доказано, что
социально-трудовые отношения в
социально ориентированной
В свою очередь,
решение социально-
Законодательство является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.
Важнейшим законодательным актом в области трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации.
Хотелось
бы обратить внимание, что именно в
ТК впервые было закреплено понятие
"социальное партнерство". Это, несомненно,
должно поднять значимость социально-трудовой
сферы, так как процессы, происходящие
в данной сфере, формируют экономическую
и политическую стабильность общества,
позволяют оценить
Мировая практика
хозяйствования и практика Международной
организации труда (МОТ) привела, наконец,
к отказу от радикальных способов
решения проблем, возникающих в
социально-трудовой сфере, к необходимости
ведения социального диалога, учету
интересов всех субъектов производственно-
Цель социального
партнерства - достижение социального
мира и дальнейшее продвижение по
пути практической реализации важнейшего
постулата Конституции
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
Тема социального
партнерства для нашей страны
относительно новая, хотя некоторые
практические шаги по формированию соответствующих
институтов уже сделаны. Наиболее эффективным
способом разрешения споров и конфликтов
интересов, вытекающих из объективных
противоречий между работниками
и работодателями, является социальное
партнерство - путь конструктивного
сотрудничества на основе достигнутых
договоров и соглашений между
работодателями и профсоюзами. Этот
принцип положен в основу деятельности
Международной организации
Наиболее
точным и полным является следующее
определение понятия «
Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.
Социальное партнерство - это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
Объекты социального
партнерства - это реальное социально-экономическое
положение различных социально-
К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:
1. Со стороны работников:
• профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;
• общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;
• полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;
• многофункциональные общественные движения наемныхработников рыночно-демократической ориентации (СТК,рабочие советы и т.п.), появившиеся в результате применения СКТ.
2. Со стороны работодателей:
• директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;
• собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;
• общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.
3. Со стороны государства:
• общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;
• государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.
Становление
системы социального
Процесс формирования
системы социального
Во-первых, отсутствовал
опыт использования этой категории
в социалистической экономике и,
соответственно, в трудовом законодательстве
ввиду полного отрицания
Во-вторых, высокие темпы ломки старой экономической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-трудовых отношений привели к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан.
Мировая практика
в системе социального
С одной стороны,
именно государство принимает законы
и иные нормативные правовые акты,
формирующие правила и
Государство,
беря на себя самую начальную стадию
разработки трудового законодательства,
формирует и в ТК закрепляет основные
принципы социального партнерства,
определяет характер и общую направленность
правового регулирования
В качестве
принципов социального
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие
государства в укреплении и
развитии социального
- соблюдение
сторонами и их
- полномочность представителей сторон;
- свобода
выбора при обсуждении
- добровольность принятия на себя сторонами обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность
исполнения коллективных
- контроль
над невыполнением принятых
- ответственность
сторон, их представителей за
невыполнение по их вине
Таким образом,
недостатком существующего ТК, как
показывает практика, является ориентация
законодателя на двухстороннюю модель
сотрудничества, при которой работники
и работодатели, их представители
для поддержания баланса
В связи с
этим представляет определенный интерес
изучение практики осуществления социального
партнерства, применения принципа добровольности,
что будет способствовать уточнению
этой правовой нормы, которая может
затормозить или ускорить достижение
социально-экономических целей
Важное значение имеет ст. 27 ТК, закрепляющая конкретные формы социального партнерства в виде:
- коллективных
переговоров по подготовке и
заключению соглашений и
- взаимных
консультаций (переговоров) по вопросам
регулирования трудовых и
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия
представителей работников и
работодателей в досудебном
Необходимо
заметить, что в ТК закрепляются
только известные и довольно часто
используемые формы социального
партнерства. Они являются не только
традиционными и достаточными, но
в большей степени
Социологические исследования, анализ практики показывают, что формы социального партнерства гораздо более многообразны, что и закреплено в ст. 27 ТК, где социальным партнерам предоставляется возможность использовать и иные формы социального партнерства.
Так, ст. 16 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях" от 12 января 1996 г. закрепляет за профессиональными союзами право по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Однако Закон не уточняет, в каких именно органах управления могут участвовать профессиональные представители.
Представляется
целесообразным уточнить, что профсоюзы
вправе принимать участие в
Как правило, в корпоративных организациях (акционерных обществах, товариществах, кооперативах и др.) к органам управления относятся: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), правление.
Практика
показывает, что реализация этой нормы
затрудняется, так как в Федеральном
законе "Об акционерных обществах"
от 26 декабря 1995 года относительно участия
наемных работников в работе руководящих
органов таких обществ ничего
не говорится. Поэтому чаще всего
представители работников, не имеющих
акций общества, просто не допускаются
на заседания соответствующих
В дальнейшем построение системы социального партнерства должно быть наполнено практическими шагами, и здесь главное на начальном пути правильно выбрать первые из них.
Одним из первоочередных шагов должен стать тот, который представляет особый интерес для всех без исключения работников предприятия. А это не что иное, как вопрос материального стимулирования в самой широкой и объемной его трактовке.
Создание
достойных условий
Примером могут послужить скандинавские страны, правительствам которых удалось достичь высокого уровня социального обеспечения, социальной помощи, защиты населения и с помощью социальной службы вмешиваться в процесс перераспределения прибылей в целях выравнивания условий жизни и повышения благосостояния всех граждан своих стран.
Информация о работе Роль государства в механизме социального партнерства