Роль государства в механизме социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.

Содержание

Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Понятие органов социального партнерства
3. Роль государства в механизме социального партнерства
3.1 Государство и социальное партнерство
3.2 Роль государства в системе социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое государство и социальное партнерство.docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)

В процессе реализации первой функции государство:

- определяет  правовое положение постоянно  действующих трехсторонних органов;

- устанавливает  принципы и правила ведения  коллективных переговоров;

- определяет  легитимных представителей сторон  и их правовой статус;

- закрепляет  принципы и (в определенной  степени) пределы коллективно  - договорного регулирования;

- регламентирует  порядок разрешения коллективных  трудовых споров.

К государственным  мерам, направленным на поддержку коллективных переговоров, относятся также законодательное  закрепление минимума трудовых прав работников и участие государственных  органов в разрешении коллективных трудовых споров. Государственный уровень  гарантий выступает базовым для проведения переговоров, служит своего рода точкой отсчета. Существование установленных государством гарантий для работников рассматривается как стимул для их повышения в коллективно - договорных актах .

В России при  довольно развитом трудовом законодательстве коллективно - договорное регулирование  активно используется именно для  повышения уровня гарантий трудовых прав, установления льгот и преимуществ.

Второй косвенный  регулятор, который направлен на достижение сторонами соглашения, - это существование государственной  системы разрешения коллективных трудовых споров, возникших в процессе переговоров. В соответствии с действующим законодательством значительную роль в разрешении коллективных трудовых споров играет специальная государственная

Отметим также, что в системе социального  партнерства участвует не государство  как организация публичной власти, а лишь отдельные органы исполнительной власти, специально поименованные законом. При этом они не наделяются дополнительными  полномочиями, а действуют в пределах своей компетенции. Поэтому предположение  о существовании особого правового  статуса государства как социального  партнера вряд ли можно признать обоснованным. Речь, видимо, должна идти не об особом правовом статусе государства, а  о новых направлениях деятельности и задачах государства в условиях становления гражданского общества.

3.2 Роль государства в системе социального партнерства

 

Роль государства  в системе социального партнерства  весьма своеобразна. Речь скорее идет о представлении интересов государства при осуществлении коллективно - договорного регулирования, нежели о реальном участии государственного аппарата в установлении условий труда для отрасли, региона и т.п.

В коллективно - договорном процессе государство  представлено органами исполнительной власти: Правительством, Министерством  труда и социального развития, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом  по труду субъекта Российской Федерации. Все они защищают общегосударственные  интересы. Определение их правового  положения (а равно положения  органа местного самоуправления) зависит  от признания или непризнания  их самостоятельными субъектами права. Возможны два подхода: 1) признать субъектом  права государство как таковое, а государственные органы - действующими от его имени; 2) признать субъектами права органы государственной власти, которые по Конституции и законодательству представляют государственные интересы.

Роль этих органов, участвующих в коллективных переговорах, сводится к выполнению двух задач. Во-первых, они помогают сторонам достичь соглашения. Во-вторых, представляют и защищают на переговорах  общественные интересы.

Выполнение  первой, посреднической, задачи подчеркивает организующее значение государственных  органов (и органов местного самоуправления). На первый план выступают интересы труда и капитала, государство  помогает сбалансировать эти интересы, добиться социального мира. Недаром  зарубежные ученые рассматривают трехсторонние  переговоры как процесс с участием социальных партнеров (то есть основных действующих лиц) и государства, занимающего позицию "независимого доброжелателя".

Своеобразное  посредничество, осуществляемое органами исполнительной власти и местного самоуправления, отражает процедурный аспект их участия  в переговорах: создание комиссий по ведению коллективных переговоров, организация регулярных заседаний, предоставление необходимой информации и т.п.

Таким образом, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой акцент переносится  на решение социальных проблем. То есть государство скорее проводит патерналистскую  политику, столь привычную как  государственным структурам, так  и большинству населения, нежели корректирует позиции партнеров  с учетом общемировой экономической  конъюнктуры. Это существенная особенность  коллективно - договорного регулирования  в нашей стране.

Определив роль органов государственной власти в процессе подготовки и заключения соглашений, необходимо уделить внимание юридическому опосредованию этой роли, а именно - правовым последствиям заключенного соглашения для упомянутых органов.

Вместе с  тем коллективный трудовой спор по поводу заключения, изменения или выполнения соглашений возникает между работниками и работодателями (ст. 2 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"). При этом не имеет значения, носит соглашение двух- или трехсторонний характер. Налицо попытка законодателя развести стороны коллективно - договорного акта, которые выполняют его, и представителей государства, которые участвуют в разработке соглашения, "освящают" коллективные переговоры своим авторитетом, но конкретных обязательств не несут. Надо ли говорить о взвешенности и логичности такой позиции? Практика, однако, по большей части основывается на положениях Закона РФ от 11 марта 1992 года. В качестве характерного примера следует привести Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000 - 2001 гг. Во-первых, все участники соглашения называются сторонами. Во-вторых, более половины задач и мероприятий, предусмотренных соглашением, должны выполняться Правительством. Это - формирование федерального бюджета с ориентацией его на развитие отечественного производства (п. 1.1); поддержка малого и среднего бизнеса (п. 1.3); подготовка проектов федеральных законов (п. 10, 11, 12) и т.д.

Отраслевые  и региональные соглашения также  содержат аналогичные положения.

Приведенные позиции основаны на признании государства  особым юридическим лицом, что, на наш  взгляд, несколько упрощает правовое положение государства как организации  публичной власти.

Рассматривать государство в качестве работодателя можно лишь в глобальном социально - экономическом контексте. В этом случае уместно упоминание о государственной  собственности на средства производства и об общественной значимости работы, выполняемой государственными служащими, работниками бюджетной сферы, государственных  предприятий. Такая работа в конечном счете производится для государства и для общества в целом. Однако в строго юридическом смысле работодателями в указанных случаях выступают конкретные учреждения или предприятия. Они вступают в трудовые отношения и несут ответственность за соблюдение законодательства и договоров о труде, они же ведут коллективные переговоры и определяют условия труда своих работников, разумеется, в пределах своей компетенции.

Признание государства  в целом работодателем вносит определенную стройность в представление  о работодателе как о субъекте, обладающем неизменным набором полномочий, однако в практической плоскости  противоречие между правами субъекта, фактически использующего труд, и  правами вышестоящего государственного органа сохраняется.

 

Заключение

 

Ст. 23 ТК определяет понятие социального партнерства  как системы взаимоотношений  между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно  связанных с ними отношений.

Социальное  партнерство - это "система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ).

Федеральный закон "О коллективных договорах  и соглашениях" (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права, как принцип трудового права; как элемент отрасли и др.

Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

Концепция социального  партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении  рыночной экономики. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.

Сторонами социального  партнерства являются работники  и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.

От сторон социального партнерства следует  отличать органы социального партнерства. Статья 35 Трудового кодекса РФ закрепляет многоступенчатую систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения.

Социальное  партнерство как самостоятельный  институт трудового права имеет  свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования  трудовых отношений, а развивают  их применительно к данному институту.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными  в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:

- равноправие  сторон;

- уважение  и учет интересов сторон;

- заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях;

- содействие  государства в укреплении и  развитии социального партнерства  на демократической основе;

- соблюдение  сторонами и их представителями  правовых актов;

- полномочность  представителей сторон;

- свобода  выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность  принятия сторонами на себя  обязательств;

- реальность  обязательств, принимаемых на себя  сторонами;

- обязательность  выполнения коллективных договоров,  соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность  сторон, их представителей за  невыполнение по их вине коллективных  договоров, соглашений.

В связи с  этим совершенствование системы  социального партнерства - одна из важнейших задач профсоюзов, представителей работников и работодателей. Цель - не конфронтация, а конструктивный диалог на основе равноправия и взаимоуважения интересов сторон. Мы говорим, что коллективный договор - документ в интересах всех и каждого. Поэтому надо приложить все силы для его эффективного выполнения.

 

 

Список  использованных источников и литературы

 

I. Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
  3. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 15.05.2000. N 20. Ст. 2112.

 

II. Литература

  1. Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // "Трудовое право", 2006, N 1
  2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2005. С. 129.
  3. Кокшаров Д.Л. Некоторые проблемы законодательства РФ о социальном партнерстве // Трудовое право. 2004. N 4 - 5. С. 35.
  4. Лушникова М.А. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно - правовое исследование). Ярославль: ЯрГУ, 1997. С. 68.
  5. Молчанов А.В. Правовое обеспечение социального партнерства // "Трудовое право", 2006, N 3
  6. Нуртдинова А.Ф. Роль государства в механизме социального партнерства //"Журнал российского права", N 2, 2000
  7. Российское трудовое право. Учебник для вузов. / Отв. редактор Зайкин А.Д. М., 2003 г.
  8. Гусов КН., Толкунова В.Н Трудовое право России: Учебник.— М.: Юристь, 2004
  9. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. С. 99;
  10. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005
  11. Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: Автореф. дис. на соискание уч. ст. д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 19.

1 Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005

2 Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 15.05.2000. N 20. Ст. 2112.

3 Кокшаров Д.Л. Некоторые проблемы законодательства РФ о социальном партнерстве // Трудовое право. 2004. N 4 - 5. С. 35.

4 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2005. С. 141.

Информация о работе Роль государства в механизме социального партнерства