Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.
Для глубокого и всестороннего понимания государства и права важно их рассматривать не только самих по себе, но и в контексте других более широких и более емких явлений. Одним из таких явлений выступает политическая система общества.
Что она представляет? Из каких частей состоит? Какое место в ней занимают и какую роль играют государство и право?
Эти и им подобные вопросы издавна привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых-юристов, философов, историков, экономистов. И это не случайно.
Ибо от того, как они понимаются, в огромной степени зависит успех в решении всех других, связанных с ними вопросов и проблем.
Таких, например, как проблемы «живучести» политических систем, их способности решать задачи, возникающие перед современным обществом, вопросы эффективности государства и политической системы и др.
Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.
Итак, цель курсовой работы – определить государство как стержневой элемент политической системы.
Для этого поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): изучить понятие, характеристику основных элементов политической системы общества; обозначить место и роль государства в политической системе общества.
Государство
играет важную роль в жизни любого
современного общества. Это, безусловно,
весьма активный социальный институт,
оказывающий влияние на развитие
всей мировой цивилизации, хотя его
значение на протяжении истории человечества
не было одинаковым. Однако понять роль
и место государства в истории общества
можно только рассматривая его в контексте
других - более широких и емких явлений,
одним из которых является, например, политическая
система.
Изучением
взаимодействия таких феноменов общественного
развития, как государство и политическая
система занимаются представители многих
наук - философии, социологии, политологии,
правоведения, экономических наук, психологии.
Их задача - познание законов взаимовлияния
политической системы и государства с
тем, чтобы в критические моменты развития
общества и государства иметь способы
и механизмы возможного предотвращения
революционных взрывов и социальных катастроф,
резкой смены действующих государственно-политических
режимов, нейтрализации негативных тенденций
в развитии общества.
Целью
настоящей курсовой работы является
рассмотрение вопроса о месте
государства в политической системе
общества и его роли в ней. Для
достижения поставленной цели в работе,
прежде всего, необходимо дать общую
характеристику самих понятий “государство”
и “политическая система”, определить
их содержание. Поскольку государство
является лишь одной из форм организации
общества и в определенной степени
само порождает складывающуюся в
нем политическую систему, в работе
целесообразно рассмотреть типы
государств, возникавших в различные
исторические периоды и отчасти
- действовавшие в них
Развитие
общества и всех его институтов,
включая государство, представляет
собой естественно-исторический процесс,
протекающий по объективным законам.
Одним из проявлений действия этих
законов являются функции государства,
которые можно определить как
характерные особенности
1.1 Понятие государства, его признаки и сущность
Сущность государства
как общественного явления
Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.
Государство возникает как
классовая организация
Развитие государства сложный диалектико–логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых, в конечном счете, начинают преобладать прогрессивные.
Более или менее однотипные экономические и социальные условия существования общества (производственные отношения, социальная структура), соответствующие им нравственные устои и культурный уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первых этапах его развития придают государству известное внутреннее единство. Все они базируются на таких отношениях собственности, в которых преобладают элементы принуждения в государственном управлении, официально признается неравенство и угнетение как естественное состояние общественной жизни.1
Особенность исторических типов государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного «взросления» человека экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается.
Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.
Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.
В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).
Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Какие же изменения претерпело государство?
Будучи главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.
Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.
Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).2
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:
Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Признаками государства
Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения
налоги и полученные от него займы
направляются на содержание государственного
аппарата власти. Государство –
это особая организация политической
власти, которая располагает
Издание законов и правил,
обязательных для всего населения
данного государства, осуществляется
государственным
Государство является основным
интегрирующим общество политическим
институтом. Используя его, власть организует,
направляет и контролирует совместную
деятельность и отношения индивидов,
общественных групп и классов. Существуют
следующие типы государства: восточная
деспотия, полис, раннефеодальная монархия,
абсолютизм.тВосточная деспотия. Этот
тип государственного
Совершенно противоположным
восточной деспотии культурно-историческим
типом является античный полис (в
Греции, Риме). Здесь главным было
не земледелие, а морской промысел.
Полис вырастал из общины, превращался
в самодержавное государство,
Форма государства – это способ организации политической власти, совокупность его внешних признаков.
Форма государственного
Унитарное государство – это
политически однородная и неделимая организация.
Все административные единицы действуют
на основе единых норм и правил. Федерация
как форма государственного
Конфедерация является постоянным
союзом самостоятельных государств,
Термин «функция»
с латинского обозначает «круг
деятельности», обязанность
Функции государства - это выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом, основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами.
Функции государства - это
основные направления
Однако функции государства не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских государствах), обеспечения прав и свобод граждан (современные развитые страны, в которых осуществляется переход к правовому государству).
Каждая функция имеет свой
объект воздействия и
Объект - это определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.
Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.
Информация о работе Роль государства в политической системе общества