Роль государства в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая тгп.docx

— 54.08 Кб (Скачать файл)

 Созданию государства сопутствует  стремление людей достичь каких-либо  целей, осуществить свои конкретные  интересы посредством специальной  социальной организации общества. Поэтому на первый план в  деятельности государства выдвигаются,  прежде всего, его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.    

 Люди создают государство  также для своей собственной  защиты, защиты своих прав и  личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда  в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.     

 Государство объективно «обречено»  на выполнение своих функций,  так как невыполнение той или  иной функции может вызвать негативные последствия. В то же время функции государства должны соответствовать объективным потребностям общества. Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, поддержанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка.    

 Каждому государству в определенный  исторический период развития  присущи свои функции - основные  формы деятельности государства, выражающие его сущность.     

 Специфика, существо и смысл  всей функциональной деятельности  государства, всех его функций  состоят в организации, реализации  и защите определенного (социально-исторически  обусловленного) государственно-правового порядка жизни общества.    

 Иногда выделяют основные и неосновные функции.    

 В плане содержания правовых  форм и процедур осуществления  государственной власти отличается функциональная деятельность современного правового государства. Принцип разделения властей в правовом государстве дает основание для выделения в качестве его основных внутренних функций законодательную, исполнительную и судебную функции.         

В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах  государства. В нашей науке функции  государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.5     

 Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления эксплуатируемых классов и т.п.). Дополнительные же функции государства реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующего, и подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных и иных общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.п.). Главной внешней функцией эксплуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).     

 Функциональная деятельность  демократического государства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной защищенности. 

Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.  

Внутренние функции характеризуют  его внутреннюю политику. По характеру  государственного воздействия на общественные отношения внутренние функции делятся  на охранительные и регулятивные.  

 а) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.     

 Экономическая  функция - это обеспечение нормального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стимулированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.     

 Социальная функция - выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т. д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция заключается в поддержке государством общественно значимых отраслей - здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Определенные основания для этого содержатся и в Конституции Российской Федерации (ст. 7), которая гласит: "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".     

 Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.    

 Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.     

 Функции государства представляют  собой цельную, взаимосвязанную  деятельность системы государственных  органов, которая должна быть  направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль и место государства в политической системе общества

2.1 Государство - особое звено в политической системе общества      

Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:  
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;  
— средний уровень политической системы образуют аппараты управления и другие органы власти на местах. Структура среднего уровня служит связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом;  
— нижний уровень политической системы имеет неоднородную и сложную структуру.        

Структурными элементами массового уровня являются: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.     

 Государство находится в  постоянном и многообразном взаимодействии с элементами массового уровня. Многообразие форм и методов политического взаимодействия обусловлено, с одной стороны, всеохватным характером государства, с другой стороны, особенностями, которые присущи другим элементам политического общества.      

 Государство как политическая  организация имеет открытые и теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности. В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, то есть ведут политическую игру.  
      Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлены наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытные действия.  
     Политическое общество в целом играет арбитражную роль, так как стремится контролировать деятельность государственного аппарата. Общественный контроль осуществляется различными ассоциациями, массовыми, в том числе забастовочными движениями, народными обществами, состоящими из ветеранов, женщин, молодежи и творческих лиц.6       

Формами контроля и воздействия на государственную власть выступают гласные и негласные средства и действия участников политического процесса. Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются: использование средств массовой информации, участие в массовых акциях одобрения или протеста и демократических процессах (выборы, референдумы, митинги). Негласные теневые воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью групп давления, так называемых мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, парламентских лобби и политических фракций. 

 

2.2 Взаимосвязь государства, общественных организаций и политических партий

 

При рассмотрении вопроса о месте  и роли государства как особого  звена в политической системе  общества важное значение имеет раскрытие  характера взаимосвязей, возникающих  между ним и общественными  организациями.

Во взаимоотношениях государства  и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и  функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных  и негосударственных объединений  по воле народных масс, постоянная опора  на их творческую инициативу и Поддержку.

Укрепление и развитие общности и единства всех государственных  и общественных организаций - свидетельство  дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными  организациями. Взаимоотношения между  ними строятся по-разному в зависимости  от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера  их деятельности, от стоящих перед  ними целей и задач. Это - сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство  со стороны государства деятельностью  некоторых общественных организаций, определение общего направления  их деятельности, надзор и т. д. При  этом сохраняется внутренняя самостоятельность  общественных организаций, их относительная  независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Говоря о взаимоотношениях государства  и общественных организаций, нужно  всегда помнить, что эти отношения  двусторонние. Большинство из них  опосредуется соответствующими нормами  права, приобретая в зависимости  от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т. д.). Некоторые отношения еще  не имеют правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего  совершенствования законодательства об общественных организациях, их правовом статусе, исследования вопросов по таким  направлениям, как границы вмешательства государства в деятельность общественных организаций, правотворчество общественных организаций, его природа, природа уставов общественных организаций, общественные организации как субъекты права, как носители прав и обязанностей, как участники различного рода правовых отношений и т. д.

Правовое  закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношений  с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи  с государственными органами, раскрытию  всех заложенных в них потенциальных  возможностей.

В России, например, общественные организации  участвуют в выработке и реализации политики государства. Они - непременные  участники всех политических кампаний, в том числе таких как всенародное  обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные организации  делегируют своих представителей в  состав некого ряда государственных  органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с общественными  организациями. Последние участвуют  в контроле за деятельностью государственных  органов, в лице своих фракций  и депутатов имеют право законодательной  инициативы в Государственной Думе.

Взаимоотношения государства с  профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при  отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких  общественных организаций, как потребительская  кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого-то ни было "включения" общественных организаций в систему  государственного аппарата. Общественные организации - это не филиалы государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные  функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем  сочетания мероприятий по государственной  линии и по линии различных  общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.7

Так, например, Российский союз молодежи - самостоятельная  общественно-политическая организация, которая вовлекает своих членов в практическое управление государственными и общественными делами, формирует  поколение всесторонне развитых людей. Молодежные организации пользуются правом широкой инициативы в обсуждении и постановке перед соответствующими организациями вопросов работы предприятий, учреждений, принимают непосредственное участие в их решении, особенно если они касаются труда, быта, обучения и воспитания молодежи.

Отсутствие демократического контроля управляемых над управляющими мастерски  описано Д. Оруэллом в антиутопиях "1984" и "Скотный двор", когда  все равны, но одни, "более равные", нем другие, заставляют большинство  населения за гарантированный минимум  потребления расплачиваться полной утратой личной свободы.

Информация о работе Роль государства в политической системе общества