Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:29, курсовая работа
Целью работы является анализ российского парламента, его деятельности, полномочий и порядка деятельности.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы данной темы;
дать характеристику Совета Федерации и Государственной Думы;
рассмотреть структуру, полномочия и порядок деятельности палат Федерального Собрания.
Введение 3
1. Общие положения о Федеральном Собрании 5
2. Верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации 7
Структура Совета Федерации 7
Полномочия Совета Федерации 9
Порядок деятельности Совета Федерации 14
3. Нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации 19
3.1. Структура Государственной Думы 19
3.2. Полномочия Государственной Думы 20
3.3. Порядок деятельности Государственной Думы 24
3.4. Государственная Дума России 5-го созыва 26
Заключение 28
Список литературы 29
Приложения 30
преодолеть вето Совета Федерации и, напротив, преодолевала.
Законопроекты по некоторым вопросам должны подвергаться обязательному рассмотрению в Совете Федерации:
Отказ Совета Федерации одобрить такие законы также может быть преодолен 2/3 голосов Думы. Но она не может преодолеть отказ Совета Федерации принять конституционный федеральный закон, закон о поправке к Конституции РФ. Такие законы могут быть приняты только обеими палатами.
Другие полномочия Совета Федерации включают вопросы, по которым решение может принять только он:
1) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Вопрос рассматривается после взаимного согласия субъектов, которые представляют в Совет Федерации текст соглашения, утвержденного их законодательными органами, и карту местности. Таких решений Совет Федерации принял несколько, в них речь шла о передаче некоторых населенных пунктов от одного субъекта Федерации к другому (Ивановская и Нижегородская области, Владимирская и Нижегородская области и др.);
2) утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения. Указ должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 72 часов с момента его представления в палату;
3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России. Решение о направлении за пределы РФ военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом РФ, а гражданского персонала (на добровольной основе) — Правительством РФ. Президент РФ принимает решение о направлении воинских формирований на основе постановления Совета Федерации. Совет Федерации давал такое согласие на выделение воинских контингентов в состав сил ООН в количестве от 300 до 3616 человек в бывшую Югославию, Боснию и Герцеговину, Грузию, Косово;
4) назначение выборов Президента РФ. Совет Федерации должен назначить выборы на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ. Срок от времени назначения до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. При досрочном прекращении полномочий Президента РФ Совет Федерации назначает досрочные выборы (не позднее чем через три месяца), что и имело место в результате отставки Б.II. Ельцина 31 декабря 1999 г. (выборы были назначены на 26 марта 2000 г.). В случае, если Совет Федерации не назначит выборы, их назначает Центральная избирательная комиссия;
5) отрешение Президента РФ от должности. Соответствующее постановление принимается 2/3 голосов членов Совета Федерации после получения из Государственной Думы, принятого в 2/3 голосов постановления о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключения Верховного Суда РФ. Совет Федерации на своем заседании принимает решение о направлении этих документов в Конституционный Суд РФ, а затем принимает решение;
6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и Регламентом Совета Федерации последний назначает председателя, его заместителей и членов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Что же касается Конституционного Суда РФ, то Совет Федерации назначает только членов, а Председателя, его заместителя и судью-секретаря Конституционный Суд РФ избирает сам тайным голосованием из состава назначенных судей. Кандидатуры для назначения судебных органов представляет Совету Федерации Президент РФ или по его поручению полномочный представитель Президента РФ в палате. Назначение происходит путем тайного голосования в палате. Назначенным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если оно не будет получено, Совет Федерации образует группу из своих членов для проведения консультаций с Президентом или поручает такие консультации председателю Совета Федерации. С 2002 г. Совет Федерации назначаем также 10 представителей общественности в Высшую квалификационную коллегию судей;
7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. Кандидатура представляется Президентом РФ (по его поручению). При тайном голосовании для назначения необходимо большинство голосов от общего состава Совета Федерации. Совет Федерации также назначает и освобождает от должности заместителей Генерального прокурора;
8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (другая половина назначается Государственной Думой). Председатель и шесть аудиторов (всего их 12) назначаются на шестилетний срок. Председатель Счетной палаты (а также его заместитель, назначаемый Государственной Думой) с 2004 г. назначаются по представлению Президента РФ;
9) ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность. Законы о ратификации международных договоров, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Они рассматриваются и принимаются по общей процедуре. Совет Федерации рассматривает различные вопросы внешней политики, принимает заявления и обращения.
С соответствующими комитетами и комиссиями Совета Федерации согласовывается назначение дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Вопросы международного сотрудничества решаются Советом Федерации обычно по согласованию с Государственной Думой;
10) назначение на должность и освобождение от должности части членов (5 из 15 человек) Центральной избирательной комиссии. Эти лица назначаются на пятилетний срок из числа кандидатур, предлагаемых законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Эта процедура является довольно сложной, включает несколько этапов, рейтинговое голосование и голосование по назначению (большинством голосов списочного состава Совета Федерации). Голосование по каждой кандидатуре производится отдельно. Если не будут получены голоса, необходимые для утверждения всех пяти кандидатов, предлагаются новые кандидатуры. Прежние кандидатуры вторично не рассматриваются. Досрочное освобождение членов ЦИК от должности происходит тайным голосованием. Необходимо большинство голосов от общего состава Совета Федерации;
11)
Совет Федерации вправе
обращаться в Конституционный
Суд РФ с запросами: о соответствии Конституции
законов и иных нормативных актов; не вступивших
в силу международных договоров; о толковании
Конституции РФ; в связи с процедурой импичмента
Президенту РФ. В большинстве случаев
такие запросы (в зависимости от их содержания)
должны делаться от имени Совета Федерации,
в ряде случаев — от имени его руководителей,
представителей
хотя бы одного субъекта РФ, 10 членов, 1/5
членов Совета Федерации.
2.3.
Порядок деятельности
Совета Федерации
Поскольку Совет Федерации — бессрочно действующий орган (его состав обновляется в текущем порядке по мере избрания и назначения новых членов от субъектов РФ), у него не бывает, как в Государственной Думе после выборов, первого организационного, конститутивного заседания, хотя на его заседаниях обновляется руководство Совета Федерации, заменяются председатели комитетов, избираются председатели вновь созданных комитетов и т.д.
Совет Федерации собирается на весеннюю (25 января 15 июля) и осеннюю (16 сентября 31 декабря) сессии. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания комитетов и комиссий палаты, парламентские слушания, проводятся Дни Совета Федерации в субъектах РФ, члены Совета Федерации работают в субъектах РФ (для этого им предоставляется до 10 дней в месяц).
Заседания Совета Федерации, на которых он одобряет (не одобряет) законы, принятые Государственной Думой, решает другие вопросы, проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Совет Федерации заседает в своей резиденции в Москве, но могут проводиться и выездные заседания (проводилось заседание в Санкт-Петербурге). Вне своей резиденции Совет Федерации работает также во время совместных заседаний с Государственной Думой, для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений глав иностранных государств (ст. 108 Конституции РФ), которые проводятся в Кремле.
Заседания правомочны в присутствии более половины членов Совета Федерации (проводится регистрация, перед голосованием может проводиться дополнительная регистрация). Заседания бывают очередными (в соответствии с графиком работы) и внеочередными, которые могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, комитета или постоянной комиссии (по вопросам, отнесенным к их ведению), либо по предложению не менее одной трети от общего (списочного) числа членов Совета Федерации. Предложение комитета, комиссии также должно быть поддержано не менее 1/5 списочного числа членов Совета Федерации. Инициаторы созыва внеочередного заседания должны представить в Совет Федерации обоснование для этого, проект повестки дня, проекты актов, которые могут быть приняты, и др.
Заседания Совета Федерации открытые. Закрытые заседания проводятся по предложению Президента РФ, Председателя Правительства РФ, лица, председательствующего на заседании палаты, комитета, комиссии, группы членов Совета Федерации (не менее 25 человек). Без специального приглашения на открытых и закрытых заседаниях вправе присутствовать депутаты Государственной Думы, члены Правительства, члены Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и др. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях при условии их аккредитации в Совете Федерации. На заседаниях запрещается использование средств телефонной связи, радиосвязи, на закрытых заседаниях также средств фото- и видеотехники, звукозаписи.
Работа ведется на русском языке, но можно выступать на языках народов РФ (делается перевод на русский язык). На заседаниях возможны следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово докладчика, заключительное слово содокладчика, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях, по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, возможны предложения, справки, информация, заявление, обращение и др. Регламент устанавливает продолжительность каждого из этих видов выступлений в диапазоне от одной минуты (выступление по мотивам голосования) до 15 минут (доклад). Нельзя выступать без разрешения председательствующего, отклоняться от темы, употреблять грубые выражения, призывать к насильственным действиям.
В случае нарушений председательствующий делает предупреждение, а при повторении — отключает микрофон. Члены Совета Федерации вправе распространять на заседании материалы, подписанные ими и относящиеся к обсуждаемым вопросам.
Для участия Совета Федерации в управлении государством важное значение имеет «правительственный час». Он проводится в первый день очередного заседания Совета Федерации в 12 часов 30 минут. На нем заслушиваются не более двух вопросов. Вопросы формулируются заранее в письменном виде, а подготовка проведения «правительственного часа» возлагается на какой-либо комитет (постоянную комиссию). Для ответа на вопросы могут быть приглашены члены Правительства РФ, Генеральный прокурор, Председатель Центрального банка РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии, руководители других федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления. Решение о приглашении принимается большинством голосов от общего состава Совета Федерации. Инициатор приглашения может выступить по ответу (не более 5 минут). Членами Совета Федерации могут быть заданы дополнительные вопросы устно, прения по ним не открываются.
По итогам ответов Совет Федерации может принять постановление, обращение, рекомендации (в том числе в форме выписки из протокола) к Президенту РФ, Правительству РФ, дать поручение Счетной палате, комитету Совета Федерации пли решить учесть информацию. Совет Федерации не может принимать решения о вотуме доверия или недоверия Правительству РФ или его членам. Ежегодно в рамках «правительственного часа» рассматриваются около 10 вопросов, в большинстве о проблемах экономического и социального развития страны.
Совет Федерации по вопросам своего ведения может проводить открытые и закрытые парламентские слушания. Они имеют своей целью привлечь внимание палаты, органов государства, а иногда и общественности страны к актуальным проблемам, содействовать выработке позиции палаты но этим вопросам. Парламентские слушания в Совете Федерации проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитетов, комиссий, группы членов Совета Федерации не менее 15 человек.
Информация о работе Российский парламент:структура, полномочия, порядок деятельности