Россия – социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России. Задачи исследования:
раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
дать характеристику Российской Федерации как социальному государству;
исследовать проблемы становления России как социального государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Социальное государство как конституционно-правовая категория…………………………………………………………………..7
1.1 Понятие социального государства…………………………………...7
1.2 Функции социального государства…………………………………15
1.3 Признаки социального государства………………………………19
ГЛАВА 2 Проблемы становления России как социального государства……………………………………………………………….22
2.1 Конституционно-правовые характеристики России как социального государства…………………………………………………………….….22
2.2 Проблемы становления России как социального государства…….25
Заключение………………………………………………………………30
Список используемых источников… ………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_KP (3).docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

Социальная политика направлена на достижение социальных целей и  результатов, связанных с улучшением материального и социального  благосостояния, на повышение качества жизни населения и достижение общественно-политической стабильности, предотвращение возможного возникновения  очагов социальной напряженности.

Олег Косенко считает, что сильная социальная политиканаправлена на защиту всех элементов социальной структуры общества, а также отдельных личностей от разрушающих или тормозящих развитие процессов, что в конечном счете способствует усилению социальной направленности внутренней политики. А это значит, что социальная политика становится сильной, когда меры по достижению социально значимых целей согласуются с экономическим, культурным, экологическим и демографическим факторами общественного развития.

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой  задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических  стимулов развития производства. В  социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

Во второй половине 1991 г. проблематика социального государства  начала постепенно входить в России в политический оборот. Впервые термин «социальное государство» упоминается  в проектах новой Конституции. Но необходимо отметить, что при обсуждении проектов Конституции РФ 1993 г. было множество сторонников и противников  включения статьи о социальном государстве  в текст основного закона. На заседаниях Конституционного совещания проводили  множество аргументов за и против, базировавшихся в основном на идеологических позициях и на соображениях политической целесообразности [19, с.28].

Положение о социальном государстве  получило закрепление в ст.7 Конституции  РФ, принятой на референдуме 12.12.1993 г.

«Российская Федерация, - записано в Основном законе страны, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека» Конституция РФ 1993г. Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны. Однако понятие «социальное государство» в Конституции РФ по существу не раскрыто.

В Конституции РФ утверждается, что социальное государство в  России является свершившимся фактом. Очевидно, что это утверждение  является попыткой выдать желаемое за действительное [1, с.10].

В ст.7 Основного закона говорится  о том, что в Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Однако в п.2 ст.7 Конституции  РФ перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере. Таким образом, на конституционном  уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства  в России в условиях современной модернизации страны.

Конституция РФ определяет стратегические целевые установки  социальной политики: достижение ощутимого  улучшения материального положения  и условий жизни людей; обеспечение  эффективной занятости населения, повышении качества и конкурентоспособности  рабочей силы; гарантии конституционных  прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения  жильем; нормализация и улучшение  демографической ситуации; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Основными принципами социальной политики являются: обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных  Конституцией; создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения  их уровня жизни собственными усилиями и средствами; адресность социальной помощи - предоставление такой помощи гражданам, которые по объективным  причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить  доход; согласование интересов социальных групп.

Зарождение и становление  российской модели социального государства  находится в глубокой связи с  содержанием реформ и всем ходом  современной модернизации страны.

В любом социальном государстве  существует сеть индикаторов, позволяющих  оценивать ситуацию в социальной сфере, ставить обоснованные задачи перед социальной политикой. Этот уровень  считается «порогом бедности». Поэтому прожиточный минимум в отличие от физиологического прожиточного минимума признавался категорией динамичной, подверженной изменениям вместе с общественным развитием.

Вся та система индикации  социальной сферы рухнула в начале 1992 г., когда появился Указ Президента РФ «О системе минимальных потребительских  бюджетов населения Российской Федерации». Этот шаг стал важнейшим элементом  стратегии «шоковой терапии», в результате чего социальная политика России стала  не только декларативной, но и просто лицемерной, поскольку преамбулы  законодательных актов, в которых  говорилось о заботе и внимании к  нуждам населения, вступали в острейшее  противоречие с текущей действительностью [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции социального  государства

Говоря о функциях социального  государства, следует иметь в  виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций  социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции  как бы преломляются через призму целей и задач социального  государства, и в этом плане можно  вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические  направления деятельности социального  государства - специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

поддержка социально незащищенных категорий населения;

охрана труда и здоровья людей;

поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

сглаживание социального  неравенства путем перераспределения  доходов между различными социальными  слоями через налогообложение, государственный  бюджет, специальные социальные программы;

поощрение благотворительной  деятельности (в частности, путем  предоставления налоговых льгот  предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

финансирование и поддержка  фундаментальных научных исследований и культурных программ;

борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости  населения, выплата пособий по безработице;

 

поиск баланса между свободной  рыночной экономикой и мерой воздействия  государства на ее развитие с целью  обеспечения достойной жизни всех граждан;

участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

забота о сохранении мира в обществе.

Внутренние функции:

а) в экономической сфере - долгосрочное планирование и прогнозирование  экономического развития страны, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогов;

б) в социальной сфере - социальная защита наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, многодетных, безработных), пенсионное обеспечение, выделение  средств на здравоохранение, образование, строительство дорог, развитие общественного  транспорта, средств связи и т.п.;

в) в политической сфере - охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, деятельность по предотвращению межнациональных  конфликтов, оказание помощи беженцам и вынужденным мигрантам

г) в духовной сфере - государственная  поддержка искусства, национальной культуры, забота о нравственном и  культурном возрождении общества.

Весьма большое значение в современном мире приобретают  такие функции, при осуществлении  которых разные государства объединяют свои усилия. Например, экологическая  функция, т.е. деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение  природных условий жизни людей. Эта функция является внутренней и внешней одновременно. Такой  же характер присущ функции обеспечения научно-технического прогресса (например, совместное исследование космоса) и информационного обслуживания населения.

К внешним функциям современного государства относятся:

а) взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, культурное, военное сотрудничество с другими  государствами, входящими в мировое сообщество;

б) защита от нападения извне, охрана государственных границ;

в) обеспечение мира на Земле, предотвращение войн, ликвидация ядерного, химического и другого оружия массового уничтожения.

Интересы человечества в  целом требуют, чтобы путем взаимных договоренностей была исключена  возможность ядерной катастрофы и остановлена разорительная  для всех стран гонка вооружений.

Но поскольку еще сохраняются  противоречия между экономическими и геополитическими интересами разных стран, то непреложной заботой государства  является сохранение армии на уровне, необходимом для обеспечения  безопасности страны, и оборонного военного потенциала, гарантирующего решение этих задач.

Следует подчеркнуть, что  внутренние и внешние функции  любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими  государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

Для обеспечения выполнения своих функций любое государство  создает специальную структурную  организацию, называемую государственным  аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти [14, с.388].

Конституция Российской Федерации  Конституция РФ ст.7, 1993г. в закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку[1, с.19].

1.3 Признаки социального  государства

Социальное государство  – это современный тип правового  государства, целесообразно соединяющий  начала свободы и власти в целях  обеспечения благополучия личности и благоденствия общества. В социальном государстве каждому гражданину должна быть доступна вся полнота  гарантированных конституцией прав и свобод и обеспечен высокий  уровень правовой защищенности всех граждан.

Подлинно социальное государство  возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее  время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Кроме того, социальным может  быть только государство, имеющее высокий  уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства.

Так же стоит учитывать  и нравственную сторону процесса становления социального государства. Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться  развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что необходимыми условиями и характерными признаками социального государства являются:

Демократическая организация государственной власти.

Высокий нравственный уровень  граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

Мощный экономический  потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения  собственников.

 

Социально ориентированная  структура экономики, что проявляется  в существовании различных форм собственности со значительной долей  собственности государства в нужных областях хозяйства.

Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

Существование гражданского общества, в руках которого государство  выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации [9, с.316].

Наличие у государства  таких целей, как установление всеобщего  блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Наличие развитого социального  законодательства (законодательства о  социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Закрепление формулы «социальное  государство» в конституции страны.

Степень социальности правового демократического государства можно оценить по следующим критериям:

соблюдение прав и свобод человека;

проведение активной и сильной социальной политики;

обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности

Информация о работе Россия – социальное государство