Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России. Задачи исследования:
раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
дать характеристику Российской Федерации как социальному государству;
исследовать проблемы становления России как социального государства
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Социальное государство как конституционно-правовая категория…………………………………………………………………..7
1.1 Понятие социального государства…………………………………...7
1.2 Функции социального государства…………………………………15
1.3 Признаки социального государства………………………………19
ГЛАВА 2 Проблемы становления России как социального государства……………………………………………………………….22
2.1 Конституционно-правовые характеристики России как социального государства…………………………………………………………….….22
2.2 Проблемы становления России как социального государства…….25
Заключение………………………………………………………………30
Список используемых источников… ………………………………..33
Социальная политика направлена на достижение социальных целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, на повышение качества жизни населения и достижение общественно-политической стабильности, предотвращение возможного возникновения очагов социальной напряженности.
Олег Косенко считает, что сильная социальная политиканаправлена на защиту всех элементов социальной структуры общества, а также отдельных личностей от разрушающих или тормозящих развитие процессов, что в конечном счете способствует усилению социальной направленности внутренней политики. А это значит, что социальная политика становится сильной, когда меры по достижению социально значимых целей согласуются с экономическим, культурным, экологическим и демографическим факторами общественного развития.
Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.
Во второй половине 1991 г.
проблематика социального государства
начала постепенно входить в России
в политический оборот. Впервые термин
«социальное государство» упоминается
в проектах новой Конституции. Но
необходимо отметить, что при обсуждении
проектов Конституции РФ 1993 г. было
множество сторонников и
Положение о социальном государстве получило закрепление в ст.7 Конституции РФ, принятой на референдуме 12.12.1993 г.
«Российская Федерация, - записано в Основном законе страны, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» Конституция РФ 1993г. Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны. Однако понятие «социальное государство» в Конституции РФ по существу не раскрыто.
В Конституции РФ утверждается, что социальное государство в России является свершившимся фактом. Очевидно, что это утверждение является попыткой выдать желаемое за действительное [1, с.10].
В ст.7 Основного закона говорится
о том, что в Российской Федерации
охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный
Однако в п.2 ст.7 Конституции
РФ перечислены лишь некоторые из
основных направлений деятельности
государства в социальной сфере.
Таким образом, на конституционном
уровне зафиксирована приверженность
ценностям социального
Конституция РФ определяет
стратегические целевые установки
социальной политики: достижение ощутимого
улучшения материального
Основными принципами социальной
политики являются: обеспечение предоставления
гражданам социальных прав, гарантированных
Конституцией; создание условий, обеспечивающих
гражданам возможности для
Зарождение и становление российской модели социального государства находится в глубокой связи с содержанием реформ и всем ходом современной модернизации страны.
В любом социальном государстве существует сеть индикаторов, позволяющих оценивать ситуацию в социальной сфере, ставить обоснованные задачи перед социальной политикой. Этот уровень считается «порогом бедности». Поэтому прожиточный минимум в отличие от физиологического прожиточного минимума признавался категорией динамичной, подверженной изменениям вместе с общественным развитием.
Вся та система индикации
социальной сферы рухнула в начале
1992 г., когда появился Указ Президента
РФ «О системе минимальных
1.2 Функции социального государства
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций
социального государства
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.
К последним, в частности, относятся:
поддержка социально незащищенных категорий населения;
охрана труда и здоровья людей;
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
сглаживание социального
неравенства путем
поощрение благотворительной
деятельности (в частности, путем
предоставления налоговых льгот
предпринимательским
финансирование и поддержка
фундаментальных научных
борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
забота о сохранении мира в обществе.
Внутренние функции:
а) в экономической сфере - долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогов;
б) в социальной сфере - социальная защита наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, многодетных, безработных), пенсионное обеспечение, выделение средств на здравоохранение, образование, строительство дорог, развитие общественного транспорта, средств связи и т.п.;
в) в политической сфере - охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, деятельность по предотвращению межнациональных конфликтов, оказание помощи беженцам и вынужденным мигрантам
г) в духовной сфере - государственная поддержка искусства, национальной культуры, забота о нравственном и культурном возрождении общества.
Весьма большое значение в современном мире приобретают такие функции, при осуществлении которых разные государства объединяют свои усилия. Например, экологическая функция, т.е. деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей. Эта функция является внутренней и внешней одновременно. Такой же характер присущ функции обеспечения научно-технического прогресса (например, совместное исследование космоса) и информационного обслуживания населения.
К внешним функциям современного государства относятся:
а) взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, культурное, военное сотрудничество с другими государствами, входящими в мировое сообщество;
б) защита от нападения извне, охрана государственных границ;
в) обеспечение мира на Земле, предотвращение войн, ликвидация ядерного, химического и другого оружия массового уничтожения.
Интересы человечества в целом требуют, чтобы путем взаимных договоренностей была исключена возможность ядерной катастрофы и остановлена разорительная для всех стран гонка вооружений.
Но поскольку еще сохраняются
противоречия между экономическими
и геополитическими интересами разных
стран, то непреложной заботой
Следует подчеркнуть, что внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.
Для обеспечения выполнения
своих функций любое
Конституция Российской Федерации Конституция РФ ст.7, 1993г. в закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку[1, с.19].
1.3 Признаки социального государства
Социальное государство
– это современный тип
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.
Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства.
Так же стоит учитывать
и нравственную сторону процесса
становления социального
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что необходимыми условиями и характерными признаками социального государства являются:
Демократическая организация государственной власти.
Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации [9, с.316].
Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Степень социальности правового демократического государства можно оценить по следующим критериям:
соблюдение прав и свобод человека;
проведение активной и сильной социальной политики;
обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности