Россия – социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России. Задачи исследования:
раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
дать характеристику Российской Федерации как социальному государству;
исследовать проблемы становления России как социального государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Социальное государство как конституционно-правовая категория…………………………………………………………………..7
1.1 Понятие социального государства…………………………………...7
1.2 Функции социального государства…………………………………15
1.3 Признаки социального государства………………………………19
ГЛАВА 2 Проблемы становления России как социального государства……………………………………………………………….22
2.1 Конституционно-правовые характеристики России как социального государства…………………………………………………………….….22
2.2 Проблемы становления России как социального государства…….25
Заключение………………………………………………………………30
Список используемых источников… ………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_KP (3).docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

гарантии создания благоприятных  условий для реального участия  граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;

соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему  социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса  интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;

гарантии, при которых  любой хозяйствующий субъект, любой  собственник должен нести конкретную социальную ответственность;

права и гарантии, ориентированные  на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение  к наследию предков и преемственность  поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций [18, с.280]. 

Таким образом, современное социальное государство - это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.

Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Проблемы становления России как социального государства.

 

2.1. Конституционно-правовые  характеристики России как социального  государства

Для того чтобы уяснить  природу социального государства, необходимо, с одной стороны, вычленить  его основные признаки с учетом того, как они отражаются в законодательстве (прежде всего в конституциях), а  с другой - посмотреть на реализацию этих признаков на практике, к чему мы и обратимся. Одним из первых положений, относящихся к современной концепции  социального государства и включенных в конституции, было, видимо, положение  о социальной функции частной  собственности. Впервые оно прозвучало в немецких конституциях - Веймарской 1919 г. и ФРГ (Западной Германии) 1949 г. В Конституции РФ положений о  социальной функции частной собственности  нет.

Второе положение, которое  вошло в конституции в связи  с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Такая формулировка есть в некоторых конституциях, в  том числе в упоминавшейся  Конституции Египта. Социальное партнерство  распространяют, прежде всего, на отношения труда и капитала, работников и работодателей. В Конституции России нет подобного положения, но оно содержится в Трудовом кодексе 2001 г. В нем говорится: «Социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Третий конституционный  постулат социального государства - социально-экономическое равноправие  индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад  в прогрессивное развитие общества. Абсолютное равенство всех людей  и различных общностей вряд ли достижимо, по крайней мере, в обозримом будущем. Физическое равенство просто невозможно (каждый человек имеет свои особенности, например один сильнее, другой слабее, и никакое государство не в состоянии уравнять их).

Четвертый постулат - социальная справедливость. В Конституции РФ о ней не упоминается, но она названа  в российских законах об общественных объединениях, о политических партиях.

Следующий правовой индикатор  социального государства - социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. В России она толкуется, прежде всего, как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны.

Наконец, видимо, нужно отметить, что современное социальное государство - это технократическое и технологическое  государство, а теперь во все большей  степени и инновационное государство. Влияние, власть профессионалов связаны, прежде всего, с тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми ранее не сталкивались. Решение этих задач следует оценивать, просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого необходимы специалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решений возрастает [17].

2.2 Проблемы становления  России как социального государства

В 2006 году были сформулированы основные подходы к содержанию будущей Концепции социального государства Российской Федерации.

Однако российскому обществу навязываются теории консервативного  толка, где социальная роль государства  сведена к минимуму. В современном  мире это уже пройденный этап. Тем  более неприемлемы такие теории в нашем обществе, которое долгое время было ориентировано на социалистические принципы равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в основном популистский, демагогический характер, общественное сознание формировалось именно на их основе.

Интересный способ решения  проблемы равенства в посттоталитарном обществе предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм  есть не случайная тупиковая ветвь  развития общества, а естественный закономерный процесс, ведущий к  созданию так называемого цивилизма - постсоциалистического строя, где  всеобщее формально правовое равенство  будет дополняться принципиально  новым моментом - экономическим равенством всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности, проводимые в России, неизбежно будут осуществлены таким  образом, что экономическое неравенство  сохранится. И никакая социальная помощь не может компенсировать разницу  между собственником и несобственником. Только преобразование социалистической собственности в равную гражданскую  собственность создает условие  для «более высокой ступени человеческой свободы, равенства, справедливости и права».

Социальная сфера в  Российской Федерации сегодня создает  гораздо больше сложных вопросов, чем получает адекватных ответов. Уже  привычными стали такие проблемы, как бедность, безработица, преступность, многие другие. Надо отдать должное  органам власти, местного самоуправления - в последние годы социальной сфере  уделяется все больше внимания. Но, несмотря на множество принимаемых  мер, кардинальных изменений не заметно.

Если уж спрашивать, возможно ли у нас социальное государство, то полезно было бы сначала договориться хотя бы в главном - где та черта, за которой мы будем считать государство социальным. Кара - Мурза думает, что никогда по этому вопросу мы с Гайдаром не договоримся, а Путин и отвечать не будет. Но хотя бы мы выставим свои критерии и будем настаивать на них, как сумеем.

В России до настоящего времени  не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся  системы социальной защиты, для которой  характерны чрезвычайно высокая  патерналистская роль государства  и крайне слабо обозначены общественные институты. В течение последних  лет социальная защита населения  России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных  категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического  решения задач в этой сфере  и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку  не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную  социальную защиту каждого конкретного  человека и населения в целом.

Деятельность государства  в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства  пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ[6, с.112] .

Пункт 2 статьи 7 Конституции  дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

- охрана труда и здоровья людей;

- установление гарантированного  минимального размера оплаты труда;

- обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства,  отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- развитие системы социальных служб;

- установление государственных пенсий, пособий;

- иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает  от общепризнанных в конституционной  теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожалению, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, было бы существенным дополнением и раскрывало содержание социального государства [1].

«Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений  социальной политики государства, в  частности в сфере охраны труда и здоровья населения». В последние годы наблюдается рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высок уровень производственных травм, неблагоприятна экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в промышленных центрах Урала, Сибири и др.

Резюмируя можно сформулировать некоторые проблемы создания социального государства в России:

Россия еще не обрела опоры  в праве, в правах человека и социальное государство в России не может  опереться на фундамент правового  государства: создание социального  государства у нас не является новым этапом развития правового  государства (как это имело место на Западе);

в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной  партийно-государственной собственности;

отсутствует мощный экономический  потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

не ликвидированы монополии  в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также  СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);

существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

в обществе отсутствуют четко  обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

в процессе освобождения российского  общества от тотального вмешательства  государства по инерции снижена  социальная роль государственности, то есть российское государство впало  в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

Бесспорно, сложности переживаемого  Россией периода негативно влияют и на возможности государства  проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства  в том размере, который действительно  позволяет обеспечить достойную  жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.

По мере стабилизации положения  в экономике страны, наметившегося  роста доходов граждан, приходит время поиска новых подходов и  форм социального обеспечения и  социальной работы [13, с.125].

Герасимов Е.А. считает, что сегодня все большее внимание исследователей привлекает не социальное государство как теоретический конструкт, а социальное государство как «динамический политический проект». Можно констатировать, что в качестве основного направления деятельности социального государства социальная политика сегодня – неотъемлемая составляющая политического процесса в стране.

Таким образом, Едва ли правильно назвать нынешнюю Россию социальным государством - она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее было бы назвать Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства.

Путь этот можно спрогнозировать  по трем этапам. Учитывая специфику  России, осуществляющей переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному  государству, первый этап - начальный - ориентировочно может проходить  пять лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального  государства и с ее учетом обновления или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления системы социального  партнерства и гражданского общества. За этот период должны быть подготовлены структуры и механизмы, выработаны основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством.

Второй этап - переходный - может занимать до десяти лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность  работы органов власти, местного самоуправления, социального партнерства, после  чего соответствующие коррективы вносятся во всю законодательную базу, в  структуры органов руководства  и в государственные образовательные стандарты.

Третий этап включает период стабильного функционирования развития социального государства - после 10-15 лет становления социального государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы над данной темой были сделаны следующие выводы:

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся  к конституционно-правовому статусу  государства, предполагающая конституционное  гарантирование экономических и  социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие  обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или  свести к минимуму неоправданные  социальные различия. Конституция РФ Конституция РФ 1993г. Ст.7 провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека".

Информация о работе Россия – социальное государство