Россия - светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть Россию как светского государство, изучить этапы формирования светского государства в России. Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи: Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи работы: - конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства; - анализ содержания и существенных признаков светскости; - системное исследование норм российского законодательства, определяющих Российскую Федерацию как светское государство; - определение значения и места принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Положение государства в политической системе общества…………5
1.2. Церковь в политической системе общества…………………………...7
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
2.1. Россия и религия……………………………………………………….13
2.2. Реализация принципа светского государства в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Россия светское государство.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о  том, что в результате процесса секуляризации  в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.

В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия.

Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе.

Несмотря на провозглашение отделения  церкви от государства, фактической  их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются  как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне1.

В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать  теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции , деятельности пастыря в тюрьмах и т.д.

Конституция 1949 года предусматривает  возможность обращения церкви в  суд, когда спорные вопросы между  ней и государственными структурами  не могут быть решены другим путем. Отделение церкви от государства  не означает, что церковь может  быть безразлична к деятельности государства. Она вправе порицать вредные с ее точки зрения действия со стороны государственной власти и тем самым она формирует общественное мнение и влияет на законодательство.

Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

2.1. Россия и религия

 

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в  том числе искусство, область  верований, национальный аспект, в том  числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства.

Светским государством следует  считать такое государство, в  котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Тесное взаимодействие религиозных  норм с правовыми отмечалось и  отмечается в ряде правовых систем, в том числе и в дореволюционной России. Переплетение православных норм с юридическими, обеспечение исполнения церковных предписаний мерами государственного принуждения, а велений закона также религиозной карой - одна из основных черт государственного, уголовного и некоторых других отраслей права, начиная с древних документов и вплоть до последних актов самодержавной власти1.

Весьма актуальна, с учетом опыта  прошлого и настоящего, проблема взаимодействия права и религии в современной России, особенно в области обеспечения прав и свобод человека. Попытка осуществить отчуждение личности от религии не могла не нарушить динамического равновесия, существующего между эмоционально-духовной и интеллектуально-рассудочной сферой человека.

На реализацию прав и свобод человека влияет множество факторов, среди которых нельзя не учитывать как воздействие религии, так и проявление посттоталитарного синдрома. Только комплексный подход позволит решить эту многоплановую проблему. Не следует недооценивать и то обстоятельство, что в России неуклонно растет число верующих, а потому взвешенный и обоснованный синтез религиозных и правовых норм, как представляется, мог бы увеличить регулятивную силу последних.

 

 

2.2. Реализация принципа светского государства в Российской Федерации

 

В ст. 14 Конституции1 РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция в названной статье раскрывает ее в следующих положениях:

- никакая религия не  может устанавливаться в качестве  государственной или обязательной;

- религиозные объединения  отделены от государства и  равны перед законом.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства2.

Светский характер государства обеспечивается, как  правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном  мире есть государства, где узаконена  официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства - протестантизм (англиканская церковь), в Израиле - иудейская. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью  светскому государству является теократическое, в котором государственная  власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня - Ватикан.

В мире имеется  также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется  тем, что в ней религиозные  объединения отделены от государства  и никакая религия, согласно Конституции  РФ (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»1, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных  объединений от государства означает, что государство не вмешивается  в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной  принадлежности, в воспитание детей  родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Государство не возлагает на религиозные объединения  выполнение функций органов государственной  власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях1.

Деятельность  органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями.

Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов  и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время  государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

В соответствии с конституционным принципом  отделения религиозных объединений  от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Отделение религиозных  объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать  наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения  в Российской Федерации действуют  на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Религиозные организации  вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии  беспрепятственно совершаются в  культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях1.

По просьбам религиозных организаций соответствующие  органы государственной власти в  РФ вправе объявить религиозные праздники  нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации  вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную  литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности  религиозных организаций могут  находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей1.

Запрещается создание религиозных объединений в органах  государственной власти, других государственных  органах, государственных учреждениях  и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и  муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Информация о работе Россия - светское государство