Россия - светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть Россию как светского государство, изучить этапы формирования светского государства в России. Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи: Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи работы: - конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства; - анализ содержания и существенных признаков светскости; - системное исследование норм российского законодательства, определяющих Российскую Федерацию как светское государство; - определение значения и места принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Положение государства в политической системе общества…………5
1.2. Церковь в политической системе общества…………………………...7
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
2.1. Россия и религия……………………………………………………….13
2.2. Реализация принципа светского государства в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Россия светское государство.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Религиозные организации  могут быть ликвидированы по решению  их учредителей или органа, уполномоченного  на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей.

Ныне общепризнано, что  церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и  вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства2.

Закрепление светского  государства отнюдь не означает умаление или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений.

Более того, нравственный долг требует, чтобы государство  оказывало им содействие в их деятельности.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, а также религиозные объединения, действующие в нем, не в праве оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проделанной работы можно  сделать вывод о том, что светское государство - государство, которое регулируется на основе рациональных, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Законодательство светского государства  может соответствовать религиозным  нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а логикой обоснования решений. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями, а не ссылками на «волю творца». Объявление религиозного праздника выходным днём вполне допустимо в светском государстве с целью создания комфортных условий для верующей части населения (но не в качестве «святого дня»).

В светском государстве каждый человек  вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным  институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия должно быть прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом.

В настоящее время все страны европейской культурной традиции, Россия, ряд стран Юго-Восточной Азии являются светскими.

В светских государствах в настоящее  время каких-либо существенных разногласий  между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

Однако, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение  церкви путем принятия законов, которые  обязательны к исполнению. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность  быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер – например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п.

Такое положение вещей крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению к государству, ведь не будешь же апеллировать к верующим (с просьбой поддержать церковь) на то, что государство-де положило глаз на, скажем, собственность церкви. Возможно, эти умозаключения носят скорее умозрительный, отвлеченный характер, но такое положение вещей нельзя исключать. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

По-прежнему, проблемой для всего  мира, проблемой, носящей интернациональный, межгосударственный характер, остается проблема воинствующих религиозных течений, таких, как исламский фундаментализм. Религиозные фанатики принесли много горя и слез людям практически на всех континентах, поломали множество человеческих судеб, не обойдя вниманием и Россию. Способом отстаивания своих взглядов они и им подобные выбрали вооруженное противостояние, проведение страшных по своей жестокости террористических актов, в результате которых гибнут чаще всего ни в чем не повинные люди. Всем понятно, что так дело оставлять нельзя и надо активно искоренять это зло.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

I. Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (в ред. от 30 декабря 2008) // Российская газета. – 1993. – № 237; 2009. - № 267.
  2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 N 125-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2010) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 39. - Ст. 4465; 2010. - № 49. – Ст. 6424.

 

II. Специальная литература:

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. - М.: Спарк, 2010.
  2. Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. - М.: Статут, 2006.
  3. Гурьянов С.А., Мозговой С.А. Проблемы реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. - М.: Спарк, 2005.
  4. Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрид литература , 2005.
  5. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова. - М.: Статут, 2009.
  6. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация "Православное дело". - М.: Городец, 2009.
  7. Клочков В. В. Религия. Государство. Право. - М.: Мысль, 2006.
  8. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Спарк, 2008.
  9. Лупарев Г.П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы // Десять лет по пути свободы совести: Материалы научно-практического семинара / Под ред. А.В. Пчелинцева и Т.В. Томаевой. - М., 2002.
  10. Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. - 2001. - № 3. - С. 43-45.
  11. Мозговой С.А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. - Ростов н/Д., 2006.
  12. Понкин И.В. Светскость государства. - М.: Спарк, 2004.
  13. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права. – 2009. - N 12. – С. 34-36.
  14. Терехин В.А., Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: понятие и содержание // Российская юстиция. – 2010. - N 3. – С. 23-27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Гурьянов С.А., Мозговой С.А. Проблемы реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. - М.: Спарк, 2005. – С. 25.

1 Терехин В.А., Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: понятие и содержание // Российская юстиция. – 2010. - N 3. – С. 23.

1 Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. - М.: Статут, 2006. – С. 55.

2 Клочков В. В. Религия. Государство. Право. - М.: Мысль, 2006. – С. 321.

1 Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация "Православное дело". - М.: Городец, 2009. – С. 114.

1 Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. - 2001. - № 3. - С. 43.

1 Лупарев Г.П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы // Десять лет по пути свободы совести: Материалы научно-практического семинара / Под ред. А.В. Пчелинцева и Т.В. Томаевой. - М., 2002. – С. 54.

1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова. - М.: Статут, 2009. - С. 74.

1 Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрид литература , 2005. – С. 385.

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (в ред. от 30 декабря 2008) // Российская газета. – 1993. – № 237; 2009. - № 267.

2 Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Спарк, 2008. - С.167.

1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 N 125-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2010) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 39. - Ст. 4465; 2010. - № 49. – Ст. 6424.

1 Мозговой С.А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. - Ростов н/Д., 2006. – С. 23.

1 Понкин И.В. Светскость государства. - М.: Спарк, 2004. – С. 47.

1 Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права. – 2009. - N 12. – С. 34.

2 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. - М.: Спарк, 2010. - С.189.


Информация о работе Россия - светское государство