Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) действуют в различных странах, но в России пока нет удачного примера создания СЭЗ удовлетворяющих международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
С одной стороны. Постоянные подозрения в отмывании средств со стороны FATF и давление со стороны Евросоюза все чаще заставляют оффшорные зоны принимать решение о ликвидации своего статуса. Это означает введение в стране равных условий налогообложения для местных и иностранных компаний. Первым о намерении закрыть «налоговый рай» и вступить в Евросоюз объявил Кипр. На острове уже принято 17 законов новой налоговой ре формы. Согласно им, например, 1 января 2003 года в стране ввелась единая ставка налога на прибыль в размере 10% против 4,25%.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 2
Глава I …………………………………………………………………………… 4
1. Сущность свободных экономических зон ………………………………… 4
2. Причины создания …………………………………………………………... 6
3. Требования по размещению, механизм создания и функционирования свободных экономических зон ……………………………………………….. 8
Глава II ………………………………………………………………………….. 11
1. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты: …
- Торговые зоны ………………………………………………………………. 12
- Промышленно-производственные зоны …………………………………... 13
- Технико-внедренческие зоны ………………………………………………. 14
- Сервисные зоны ……………………………………………………………… 15
- Комплексные свободные экономические зоны …………………………… 16
- Международные свободные экономические зоны ……………………….. 17
2. Виды льгот в свободных экономических зонах ………………………….18
3. Мировой опыт создания свободных экономических зон ………………. 20
Глава III ……………………………………………………………………….. 25
1. Анализ развития свободных экономических зон на примере Венгрии . 25
Заключение ………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы ………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

свободные эконом зоны.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

 

2. Виды льгот в СЭЗ

Конкретные  льготы и стимулы имеют некоторые  количественные отличия по зонам  разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:

  • внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;
  • налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
  • финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
  • административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных  комбинациях. Льготы, предоставляемые  СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Более существенными в этом отношении  могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.

Самые дешевые оффшорные юрисдикции

Страна

Налог на прибыль(%)

Раскрытие информации о бенефициаре

Наличие договоров об избежания двойного налогообложения с Россией

Присутствие в черном списке FATF

Присутствие в черном списке Банка  России

Акции на предъявителя

Валютный контроль

Кипр

10

да

да

нет

да

не разрешены

да

Гибралтар

отсутствует

да

нет

нет

нет

не разрешены

нет

Британские Виргинские острова

отсутствует

нет

нет

нет

да

разрешены

нет

Исландия

5

да

нет

нет

нет

не разрешены

*

Черногория

2,5

нет

да

нет

да

*

нет

Венгрия

3

да

да

нет

нет

не разрешены

нет

Белиз

отсутствует

нет

нет

нет

да

разрешены

нет

Науру

отсутствует

нет

нет

да

да

*

нет




 

 

 

 

 

3. Мировой опыт создания свободных экономических зон

 

Сейчас  в мире, как уже было сказано, функционирует, по разным данным, от 400 до 2000 свободных  экономических зон. Впервые СЭЗ  были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования  эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных  зонах, выводились из-под таможенного  контроля в США, если импортируемые  в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в  зоне осуществлялась "доводка" продукции  фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили  все таможенные процедуры, предусмотренные  законодательством страны.

Успешным  вариантом свободной экономической  зоны стало создание зоны благоприятствования  в Ирландии в 1957 г. с центром в  аэропорте "Шеннон". Территория зоны составляла всего 15 га. Цель ставилась  скромная: получить дополнительно 300 новых  рабочих мест. Здесь, однако, тот  случай, когда результаты значительно  превзошли ожидания. Еще один удачный  пример свободной экономической  зоны, центром которой являлся  аэропорт, - "Дог-Айленд" (Англия, 1982 г.). Площадь этой СЭЗ составила  2000 га. Под реализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф.ст.

В 1967 г. в  Бразилии была создана свободная  экономическая зона иного типа - "промышленный округ свободной  зоны Манаус" (Амазония). Выделенная для этой СЭЗ площадь - 3,6 млн. кв. км; цель - стимулирование развития промышленного  производства; основное средство достижения цели - налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в  значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ  составили примерно 30 сырьевых и  топливно-энергетических отраслей, продукция  которых потреблялась в самой  Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.

В 1978 г. в  Китае были созданы свободные  экономические зоны в 14 прибрежных городах. Цель - развитие внешней торговли. Основной инструмент - налоговые и  таможенные льготы. На каждый гектар зоны в период ее становления ежегодно вкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США. Всего с момента создания по 1987 г. в СЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22 млрд. долл. Через них проходило 2/3 внешнего товарооборота страны. В 1990 г. экспорт только одной зоны Шень-чжень составил 3 млрд.долл.

Несколько слов следует также сказать о  расположенных в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, Гонконге "точечных" зонах, ориентированных на экспорт  товаров: ими охватывается до 90% всего  его объема в развивающихся странах  мира.

Происходит  ускоренное развитие и научно-технических  зон. В 1973 г. в США их насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих  и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в  США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она  осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники  и компьютеров. В ближайшее время  в США планируется создать  до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч.

В Голландии  и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось  образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных  подразделений. Крупнейший технополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.

Наконец, можно выделить еще одну разновидность  свободных зон, которая распространена в мире, - оффшорные зоны, которые  служат своего рода "налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции. Примерами оффшорных центров  являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд  других.

Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным  агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного  контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной  валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным  образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных  капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную  и финансовую деятельность в оффшорной  зоне только нерезидентов.

По налоговым  льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии  налоги не взимаются. В Швейцарии  взимаются, но явно низкие. В оффшорных  зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.

Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического оффшора. Оффшорные  компании получают скидку на налог  на прибыль в размере 85%, что позволяет  сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорной компании предоставляется  право вести операции с иностранной  валютой; получать иностранные займы  и кредиты без специального разрешения властей, регулирующих операции с иностранной  валютой; иметь счета в иностранных  банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк. Посредническая деятельность таких  компаний в Венгрии ограничена внешней  торговлей с Россией, а также  посредничеством между российскими  компаниями. Принцип такого ограничения  простой - ориентировать оффшорные  льготы на основные, преобладающие  во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных  деловых партнеров.

По наблюдениям  специалистов, многие СЭЗ прошли свой "путь", трансформируясь сначала  из складских и транзитных зон  в экспорто-производственные, а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается  в среднем в год на 7%, при  наличии же их - на 20%.

Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются  с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции. 
Глава 3

 

Анализ развития свободных экономических  зон на примере Венгрии

 

В настоящее  время в Венгерской Республике (ВР) имеются специальные экономические  зоны нескольких типов - промышленные парки, предпринимательские зоны, свободные  таможенные территории торгового (складского) и промышленного типов.

В Венгрии  успешно функционируют промышленные парки. В 1997 - 1999 гг. в республике осуществлялась трехлетняя правительственная программа развития промышленных парков, создаваемых с целью использования простаивающих производственных мощностей, организации новых рабочих мест, оказания содействия экономическому подъему и подтягивания отдельных отсталых регионов до общего уровня страны.

В 2000 г. число территорий, получивших статус промышленного парка, достигло 112 (в 1997 г. было создано 28 промышленных парков, в 1998 г. - 47 и в 1999 г. - 37), при этом реально функционируют пока 85 из них. По данным Министерства экономики ВР, число занятых в действующих промышленных парках приближается к 100 тыс., годовой объем производства зарегистрированных на их территории предприятий (около 1 тыс.) составляет 1600 млрд. форинтов (около 6 млрд. долл.), причем 80% продукции этих предприятий поставляется на экспорт. Общий объем капиталовложений, направленных на развитие промышленных парков, превысил 1,5 млрд. долл. Производительность труда на этих территориях в два раза выше, чем в среднем по стране. [4]

Промышленные  парки имеют ряд налоговых  и таможенных льгот, предусмотренных  как для венгерских, так и для  иностранных инвесторов:

  • освобождение от местных налогов на срок 10 лет;
  • освобождение (на 50 - 100%) от таможенных пошлин на ввоз импортного производственного оборудования;
  • освобождение от налога на общества, если прибыль реинвестируется в развитие производства и увеличение числа занятых;
  • сокращение платы за коммунальные услуги или предоставление по ним рассрочки.

Благодаря созданию промышленных парков в Венгрии  начался процесс ускоренного  развития южных и восточных районов  страны и подтягивания их до общего уровня. В настоящее время на эти  районы приходится одна треть существующих промышленных парков.

Значительная  роль в подъеме экономики страны отводится промышленным паркам, создаваемым  на базе венгерских научно-исследовательских  центров, что создает благоприятные  перспективы для развития университетских  городов (Будапешта, Эгера, Мишкольца, Дьера, Дебрецена и др.) и их окрестностей.

Промышленные  парки становятся сегодня движущей силой венгерской экономики, обеспечивая 16% всего промышленного производства страны. В будущем они могут  стать одной из важных форм развития сети субпоставщиков для западных фирм. Кроме того, с завершением приватизации они могут превратиться также  в целевые объекты для зарубежного  капитала и, по мнению экономистов, привлечь иностранные инвестиции в размере 3,5 - 4 млрд. долл.

С целью  стимулирования отсталых в экономическом  отношении районов с высоким  уровнем безработицы в Венгрии  создаются предпринимательские зоны. Первой реально функционирующей предпринимательской зоной из 11 зарегистрированных является Захоньская предпринимательская зона, которая имеет во многом экспериментальный характер, в силу чего правительство ВР уделяет ей особое внимание. Венгерским законодательством для стимулирования капиталовложений в предпринимательских зонах предусмотрены значительные инвестиционные и региональные льготы. Кроме того, инвесторы могут принять участие в различных конкурсах с целью получения поддержки из государственных или общественных фондов развития.

В Венгрии  используется и такая форма, как свободные таможенные территории торгового (складского) типа. Однако по ряду причин, отчасти под давлением извне, их число сокращается: если в 1995 г. их насчитывалось около 90, то в 2000 г. - уже не более 10. Эти территории, откуда товары вывозятся за рубеж без дополнительной обработки, располагаются в основном в районах речных портов и аэропортов. [4]

Информация о работе Свободные экономические зоны